Файл: Психологические факторы сохранения профессионального здоровья.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 3
После завершения занятий проводился сравнительный анализ результатов психолого-педагогического обследования педагогов. На рисунках представлены изменения показателей до и после участия педагогов в тренинговых занятиях.
Рис. 9 Сформированность СЭВ в фазе «напряжения» до и после эксперимента
Рис. 10 Сформированность СЭВ в фазе «резистентности» до и после эксперимента
Рис. 11 Сформированность СЭВ в фазе «истощенияя» до и после эксперимента
Молодые педагоги с энтузиазмом участвовали в уроках здоровья, тщательно выбирали индивидуальные программы оздоровления. У педагогов со стажем работы 10-15 лет наблюдается резкое снижение показателей здоровья: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия, неадекватное эмоциональное реагирование. Учителя этой группы проявили наименьший интерес к занятиям, объясняя пропуски огромной загрузкой и занятостью, отсутствием времени и сил. И, несмотря на то, что показатели психосоматических нарушений снизились, этого явно недостаточно для оптимистического прогноза их физического и психического здоровья.
Учителя со стажем работы более 20 лет проявили большой интерес к психоэмоциональному комплексу, что положительно сказалось на показателях их психического здоровья, главным образом, характеризующим эмоциональные аспекты здоровья (эмоциональная отстраненность, тревога и депрессия.
Фиксируются следующие изменения на поведенческом уровне: 70% педагогов готовы использовать полученные знания и улучшать взаимоотношения с коллегами и учениками; 30% педагогов отмечают, что после участия в семинаре они не знают, как применить полученные знания. На эмоциональном уровне изменения противоречивые: с одной стороны у 77% педагогов прослеживается значительное снижение внутреннего напряжения, педагоги отмечают чувство внутреннего удовлетворения, радости; в то же самое время, педагоги отмечают внутреннюю растерянность после участия в семинаре.
Полученные результаты позволяют заявить о необходимости внедрения в образовательную среду «технологий здоровья»:
- информационно-мотивирующих (осуществляются в ходе проведения семинаров по проблемам психологии личности и ее деструктивных изменений, профессионального развития и роста);
- медико-диагностирующих (медицинское обследование педагогов, определение общего физического состояния и выявление заболеваний);
- психодиагностических (психологическое обследование педагогов, определение их общего психического состояния, выявление индивидуально-психологических особенностей);
- личностно-ориентированная диагностика (повышение психологической компетентности личности и определение эмоциональных состояний: социальной фрустрированности, степени выраженности синдрома «эмоционального выгорания», уровня невротизации и др.);
- физкультурно-оздоровительных, медико-оздоровительных, лечебно-оздоровительных (открытие специальных групп физического оздоровления, организация правильного и сбалансированного питания в школе, обеспечение школы необходимыми медицинскими препаратами);
- формирование культуры здоровья всех участников образовательного процесса.
Также следует заявить о необходимости создания психолого-педагогических условий совершенствования здоровьесберегающей среды, направленных на сохранение, укрепление и профилактику профессионального долголетия педагогов, а также саморазвитие, формирование и совершенствование эмоциональной адекватности и поведенческой гибкости, обеспеченные механизмами осознанной саморегуляции.
Заключение
Исследование психологических факторов сохранения профессионального здоровья позволяет сформулировать основные итоговые выводы.
Теоретический анализ проблемы поддержания и укрепления профессионального здоровья и поиска практических решений этой проблемы показал, что профессиональное здоровье – это системное, комплексное понятие, в которое входит эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспект личности.
На каждом уровне можно говорить о специфических формах его проявления и ресурсах. Профессиональное здоровье обеспечивает способность субъекта к определенной профессиональной деятельности с заданными параметрами ее эффективности, качества, надежности на протяжении определенного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприятным факторам или обстоятельствам, сопровождающим эту деятельность.
Установлено, что в качестве психологических факторов профессионального здоровья выступают: высокая удовлетворённость такими аспектами профессиональной деятельности, как принадлежность к профессиональному сообществу, переживание профессиональной востребованности, профессиональный авторитет, удовлетворенность реализацией профессионального потенциала, поведения, направленного на укрепление здоровья, позитивный настрой относительно преодоления ситуационных стресс-факторов, высокая стрессоустойчивость в ситуациях рабочих стрессов.
В целях сохранения профессионального здоровья организационные и персональные усилия должны быть ориентированы на развитие выявленных психологических факторов.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598; 01.05.2017, № 18, ст. 2670.
Монографии, сборники, учебники и учебные пособия
- Барканова О.В. Теоретические основы и психологическая диагностика здоровья личности: учебное пособие /О.В. Барканова Краснояр.гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2014.
- Вербина, Г. Г. Акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста / Г. Г. Вербина. – Чебоксары, 2010. – 289 с.
- Журкина А.Я. Методика формирования профессионального самоопределения на различных возрастных этапах: Книга для учителя / А.Я. Журкина. – Кемерово: Кемер.обл. ИУУ, Институт общ. и сред.обр.РАО, 2016. – 146с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. 512 с.
- Маклаков, А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: дис. … д-ра психол. наук / А. Г. Маклаков. – СПб., 1996. – 258 с.
- Митина, Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб. пособие для вузов / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова. – М.:Просвещение, 2015. – 512 с.
- Никифоров, Г. С. Психология профессионального здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб. Питер, 2016. – 607 с.
- Никифоров, Г. С. Психология профессионального здоровья / Г. С. Никифоров, Л. И. Августова // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.:Питер, 2010. – С. 690-729.
- Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. / Р.С. Немов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 394 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 640 с
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. / Р.В. Овчарова – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 2012. – 352 с.
- Пахальян, В. Э. Психологическое консультирование: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Пахальян В. Э. – СПб.:Питер, 2014. – 256 с.
- Разумов, А. Н. Здоровье здорового человека. Основы восстановительной медицины / А. Н. Разумов, В. А. Пономаренко, В. А. Пискунов. – М.:Просвещение., 2011. – 112 с.
- Соломин И.Л. Экспресс-диагностика персонала / И.Л. Соломин. – СПб.: Речь, 2016. – 280 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 672 с.
Статьи в научных сборниках и периодической печати
- Березевская Р.А. К вопросу о становлении психологии профессионального здоровья в России / Р.А. Березевская – Актуальные психологические исследования №11 С. 71-75
- Бугров, С. А. Проблема профессионального здоровья в авиационной медицине / С. А. Бугров [и др.] // Воен.-мед. журн. – 1993. – № 1. – С. 61-65.
- Симонова О.С. Поддержание профессионального здоровья специалистов федерального государственного пожарного надзора // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVI междунар. науч.-практ. конф. № 11(46). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Ресурсы Интернет
- Метод оценки значимости средних величин: t-критерий Стьюдента. URL: http://medstatistic.ru/theory/t_cryteria.html. (Дата обращения: 22.06.2017).
-
Березевская Р.А. К вопросу о становлении психологии профессионального здоровья в России / Р.А. Березевская – Актуальные психологические исследования №11 С. 71-75 ↑
-
Никифоров, Г. С. Психология профессионального здоровья – СПб. Питер, 2016; Бугров, С. А. Проблема профессионального здоровья в авиационной медицине // Воен.-мед. журн. – 1993. – № 1.; Разумов, А. Н. Здоровье здорового человека. Основы восстановительной медицины – М.:Просвещение., 2011. ↑
-
Разумов, А. Н. Здоровье здорового человека. Основы восстановительной медицины – М. 2011 ↑
-
Бугров, С. А. Проблема профессионального здоровья в авиационной медицине / С. А. Бугров [и др.] // Воен.-мед. журн. – 1993. – № 1. – С. 61-65 ↑
-
Никифоров, Г. С. Психология профессионального здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб. Питер, 2016 ↑
-
Маклаков, А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: дис. … д-ра психол. наук / А. Г. Маклаков. – СПб., 1996. ↑
-
Митина, Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб. пособие для вузов / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова. – М.:Просвещение, 2015 с. 43] ↑
-
Никифоров, Г. С. Психология профессионального здоровья / Г. С. Никифоров, Л. И. Августова // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.:Питер, 2010 ↑
-
Журкина А.Я. Методика формирования профессионального самоопределения на различных возрастных этапах: Книга для учителя / А.Я. Журкина. – Кемерово: Кемер.обл. ИУУ, Институт общ. и сред.обр.РАО, 2016 ↑
-
Вербина, Г. Г. Акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста / Г. Г. Вербина. – Чебоксары, 2010 ↑
-
Никифоров, Г. С. Психология профессионального здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб. Питер, 2016 ↑
-
Барканова О.В. Теоретические основы и психологическая диагностика здоровья личности: учебное пособие /О.В. Барканова Краснояр.гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2014 ↑
-
Митина, Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб. пособие для вузов / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова. – М.:Просвещение, 2015 ↑
-
Вербина, Г. Г. Акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста / Г. Г. Вербина. – Чебоксары, 2010 ↑
-
Метод оценки значимости средних величин: t-критерий Стьюдента. URL: http://medstatistic.ru/theory/t_cryteria.html. (Дата обращения: 22.06.2017). ↑