Файл: Мотивация в управлении на примере реально существующей организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1. Сущность мотивации трудовой деятельности персонала
1.2. Основные теории в изучении и исследовании мотивации в организации
1.3. Особенности мотивации труда персонала в сфере страхового сервиса
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ООО «Гута-страхование»
2.1. Характеристика объекта исследования ООО «Гута-страхование»
2.2. Анализ систему управления персоналом организации
2.3. Анализ системы мотивации персонала ООО «Гута-страхование»
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА ООО «Гута-страхование»
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала
3.2. Организационная разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала
В 2015 году количество уволившихся работников составило 1 человек, который уволился по собственному желанию в связи с семейными обстоятельствами, что объясняется тем, что в 2016 году с ростом объема продаж выросли требования к персоналу и не все были готовы их исполнить.
То есть в 2016 году текучесть кадров выросла, по сравнению с 2015 годом.
Подтвердим данный вывод расчетами:
Коэффициент текучести = количество работников, уволившихся по собственному желанию / Количество работников на конец года
Коэффициент текучести в 2015 году = 1/15*100%=6,67%.
Коэффициент текучести в 2016 году = 3/20*100%=20,00%.
То есть текучесть кадров выросла на: 20,00-6,67=13,33% или практически в 3 раза.
Таким образом, анализ кадрового состава персонала показал, что в целом компания не обеспечена полностью персоналом и наблюдается текучесть кадров среди страховых агентов в связи с неудовлетворенностью оплатой труда и морально-психологическим климатом в коллективе.
2.3. Анализ системы мотивации персонала ООО «Гута-страхование»
В ООО «Гута-страхование» для мотивации труда персонала предприятия применяют как материальные методы, так и социально-психологические методы.
К материальным методам мотивации персонала, применяемым на ООО «Гута-страхование» относятся премии по итогам деятельности предприятия за месяц. Премии в организации начисляются как фиксированный процент заработной плате, т.е. напрямую не зависят от результатов труда работников организации.
К социально-психологическим методам мотивации персонала, применяемым в организации относятся выплата материальной помощи, организация корпоративных праздников, подарки на юбилеи, путевки в санатории.
Рассмотрим структуру премий и доплат, выплаченных работникам за 2014-2016 годы в таблице 2.9.
Таблица 2.9 - Динамика премий и доплат ООО «Гута-страхование» за 2014-2016
Виды выплат |
Значения, руб. |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Доплаты за совмещение должностей |
10,12 |
9,36 |
10,03 |
Премии |
89,88 |
90,64 |
89,97 |
Итого выплаты из чистой прибыли |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
На основании данных таблицы видно, что основную часть выплат из чистой прибыли составляют премии и их доля выросла с 89,88% в 2014 году до 89,97% в 2016 году, а доля доплат снизилась с 10,12% до 10,03%. То есть в организации большее внимание уделяется премированию, чем доплатам.
Так же на ООО «Гута-страхование» существует такой вид стимулирования труда, как повышение квалификации работников, которое проводится за счет средств компании. На курсы повышения квалификации направляются в основном наиболее отличившиеся работники, по мнению их линейных руководителей.
Проанализируем систему обучения страховых агентов за период с 2014 года по 2016 год. Результаты анализа приведены в таблице 2.10.
Таблица 2.10 - Анализ системы обучения работников ООО «Гута-страхование» за 2014-2016 годы
Показатели |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Темы роста, % |
||
2015/2014 |
2016/2015 |
2016/2014 |
||||
Итого обучающихся, человек |
4 |
5 |
5 |
125,0 |
100,0 |
125,0 |
В том числе |
||||||
Служащие |
2 |
3 |
3 |
150,0 |
100,0 |
150,0 |
Специалисты |
2 |
2 |
2 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Кроме того, необходимо отметить, что нематериальным стимулам на рассматриваемом предприятии не уделяется внимания.
В таблице 2.11 (Приложение 1) приведено влияние факторов на развитие потребности работника.
Проблемой управления мотивацией является и необходимость тщательного наблюдения за работниками для определения их активных потребностей. Для этого необходимо регулярно проводить достоверные исследования среди персонала социологическими методами, экспертными методами и т. д.
Для определения основных факторов, влияющих на мотивацию персонала именно в ООО «Гута-страхование» было проведено исследование, посредством анкетирования. Сотрудников компании попросили честно ответить на все вопросы. Факторы мотивации, собранные в данной анкете - факторы, о которых говорили сами сотрудники в момент найма на работу.
В частности, было опрошено 3 сотрудников, уволившихся из компании.
Результаты исследования показали, что мотивация сотрудников и их отношение к трудовому процессу прямо пропорционально зависит от времени работы в компании. Выявлена тенденция снижения удовлетворенностью работой сотрудниками, в зависимости от продолжительности работы. Зависимость показана в таблице 2.12
Таблица 2.12 - Зависимость удовлетворенности работой от срока службы в компании
удовлетворенность |
да |
скорее да |
затрудняюсь ответить |
скорее нет |
нет |
срок службы |
1,17 |
1,17 |
4 |
2,17 |
1,17 |
количество ответивших |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
Сотрудники, работавшие до года, обладали относительно высокой степенью мотивации, что обусловлено надеждами на самореализацию, достижению личных целей и продвижению по карьерной лестнице. На момент увольнения, естественно, удовлетворенности не было.
Так как в ООО «Гута-страхование» наблюдаются тенденции к семейственности, карьерный рост маловероятен или вообще не представляется осуществимым. Также в компании практически не разработана система материального стимулирования. На основании данного исследования можно сделать вывод о снижении лояльности сотрудников к руководству компании, вследствие чего происходит увеличение текучести кадров.
Большинство сотрудников в качестве наиболее мотивирующих факторов отмечают: возможность самореализоваться, уровень заработной платы, возможность обучения за счет компании, возможность продвижения по карьерной лестнице и комфортные условия труда. Именно на эти факторы следует обратить внимание при разработке системы мотивации. На данный момент, отмечают сотрудники, самым эффективным поощрением являлось возможность повышения квалификации.
Результаты анкетирования сотрудников показаны в таблице 2.13 (Приложение 2).
80% опрошенных не удовлетворены уровнем заработной платы и решением текущих проблем.
60% отметили также некомпетентность управляющего персонала в рабочих вопросах и отсутствие карьерного роста.
Факторами удовлетворенности большей части персонала (70%) стали: режим работы, самостоятельность в работе и организация рабочего места. Подробнее данные представлены в таблице 2.14 (Приложение 3).
Цифры показывают количество сотрудников, которые отметили ячейку.
Сотрудники компании оценивают уровень своей трудовой активности и самоотдачи в среднем на 50-60%, объясняя это низким уровнем мотивации. На увеличение этого показателя, по их мнению, могли бы повлиять, денежные премии, эмоциональное поощрение со стороны руководства, стимулирование и поддержание их инициатив.
Таким образом, проведя анализ мотивации и стимулированию труда в ООО «Гута-страхование» можно сделать вывод, что стимулирование труда на рассматриваемом предприятии проявляется в основном в материальной форме.
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА ООО «Гута-страхование»
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала
Для совершенствования стимулирования и мотивации в ООО «Гута-страхование» рекомендуется следующее:
-
- стимулирование труда должно нацеливать работников на достижение общих целей организации через повышение групповой сплочённости;
- в качестве экономических показателей следует брать основные рыночные критерии: товарооборот, прибыль, издержки обращения, производительность труда;
При внедрении новой системы, в отличие от существующей, на данный момент, новая позволит решить и внести следующие положительные изменения:
- повышенный фиксированный оклад, который сотрудники отдела будут получать независимо от результата работы (раньше оклад составлял 20 000 руб., после внедрения системы-22 200 руб., что на 1,1% выше;
- повышение фиксированного оклада может повлиять на увеличение привлекательности ООО «Гута-страхование» как работодателя;
- после внедрения системы, вследствие повышенной мотивации и повышения прибыли от продаж, зарплата всех сотрудников будет регулярной и в срок. Раньше задержки зарплаты были типичной ситуацией;
- разработана система компенсаций, которая будет понятна сотрудникам, менеджеры будут понимать, на какой заработок рассчитывать;
- компенсации разработаны таким образом, что, несмотря на территориальное разделение работы сотрудников, компенсации будут зависеть от выполнения квот, а не от количества;
- размер компенсаций будет зависеть от выполнения квот, а не от субъективной оценки руководства;
- при разработке новой системы оплаты труда в качестве показателей производительности были выбраны размер выручки от продаж и получение отзывов от клиентов;
- из-за зависимости компенсаций от получения отзывов клиентов менеджерами будет уделяться больше внимание на «налаживание контакта», что повлияет на возможные долгосрочные отношения
- регулярная «проверка» мнения клиентов покажет положительные и отрицательные рабочие моменты, что даст менеджерам основу для улучшения данного показателя или устранения недостатка;
- качественное обслуживание покупателей может дать очень хорошую рекламу компании.
За выполнения квот по двум разным показателям будут начисляться компенсации раздельно, и размер выплат будет зависеть от «ступеней», на которой находится сотрудник. При невыполнении квот сотрудник будет получать только фиксируемый оклад, а при перевыполнении плана, его комиссионные будут увеличиваться в три раза. Таким образом, оклад менеджера по продажам может составить 710400 руб. в год.
Т.к. коммуникации в работе сотрудника занимают 99% его рабочего времени, то рекомендуется компании оплачивать безлимитную мобильную связь из расчета 1500 рублей в месяц на человека, следовательно, затраты на связь составят 30 000 рублей в год.
Сотрудники отдела продаж указали, что удобное расположение работы от дома, а так же транспортные расходы являются важным фактором. А так же в связи с разъездным образом работы- рекомендуется оплачивать проезд менеджеров по продажам в размере стоимости единого проездного билета на общественный городской транспорт на месяц. Если у сотрудника имеется личное транспортное средство, то он может использовать эти деньги на бензин. Стоимость проездного билета в 2017 году- 2040 рублей.
Для повышения мотивации труда новых сотрудников, при наборе кадров и введении в важно провести адаптацию, и расставить все точки над «i»,объяснить обязанности, что бы «новичок» мог понять основные мотивы, обуславливающие для них необходимость работы, а так же последующие надежды и опасения. Новые сотрудники приходят в первый рабочий день с множеством естественных опасений. Для предотвращения таких ситуаций необходима продуманная процедура введения в должность персонала. Программа адаптации представляет собой набор конкретных действий, которые нужно произвести сотруднику или группе сотрудников, ответственных за адаптацию.
Каким бы опытным не был новый сотрудник на предыдущем месте работы, к новому ему все равно придется адаптироваться, т.к. в каждой фирме есть свои особенности, которые необходимо освоить для успешной работы.
Наймом сотрудника будет заниматься рекрутинговая компания, которая взимает 30% от годового оклада сотрудника.
Затраты на поиск сотрудников = (61000+37000)*12*0,3= 194 200 рублей.
Необходимость внедрения процесса адаптации и его влияние на стимулирование персонала заключается в снижении уровня текучести кадров на 15-20% и повышении уровня лояльности персонала к организации.
3.2. Организационная разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала
Для расчета формул оплаты сотрудникам за эффективную работу необходимо определить показатели производительности, а так же установить значимость каждого из них. Для наибольшей эффективности плана компенсаций выберем два показателя, что позволит сотрудникам сфокусироваться на наиболее важных задачах и не вызовет рассеянности внимания из-за второстепенной текущей работы.