Файл: Технология проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инвентаризация кассы производится в соответствии требованиями Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2013 № 373‑П.

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).

Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.

Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки дебиторской задолженности должна также установить:

- правильность расчетов с другими организациями;

- правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы дебиторской задолженности;

- правильность и обоснованность сумм дебиторской задолженности, включая суммы по которым истекли сроки исковой давности.

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).

1.4 Порядок проведения инвентаризации обязательств


Под обязательствами учреждения в целях проведения инвентаризации понимается кредиторская задолженность перед бюджетом, поставщиками, покупателями, персоналом и прочими контрагентами.

Обязательства подлежат обязательной инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности на 31 декабря отчетного года.

Инвентаризация обязательств заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на следующих счетах бюджетного (бухгалтерского) учета:

- 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам»;

- 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты»;

- 304 00 000 «Прочие расчеты с кредиторами».

В рамках проведения инвентаризации обязательств комиссия путем документальной проверки должна установить:

- правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

- правильность и обоснованность сумм кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

До начала проведения инвентаризации обязательств необходимо оформить акты сверки расчетов с контрагентами, налоговыми и финансовыми органами, внебюджетными фондами и т.д.

Сведения о наличии и размерах задолженности учреждения отражаются в:

- Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);

- Инвентаризационной описи расчетов по поступлениям (ф. 0504091).

Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) применяется для отражения результатов проведенной в учреждении инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, иными дебиторами и кредиторами, за исключением расчетов по долговым обязательствам, по которым составляются отдельные Инвентаризационные описи. Данная инвентаризационная опись формируется комиссией учреждения и отражает: сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности; наименование дебитора (кредитора), в случае отражения расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; данные о сумме задолженности учреждения по платежам (переплатам по платежам в бюджеты) отражаются по видам платежей в разрезе соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в которые подлежит перечислению задолженность, номер счета бухгалтерского учета; общую сумму задолженности по данным бухгалтерского учета, в том числе подтвержденная дебиторами (кредиторами), не подтвержденная дебиторами (кредиторами), а также сумма задолженности с истекшим сроком исковой давности. Опись подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию.


Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091) применяется для отражения результатов проведенной инвентаризации расчетов по доходам (доходным поступлениям) учреждений. Опись формируется комиссией учреждения и отражает: сведения по данным бухгалтерского учета, номер счета бухгалтерского учета, общую сумму задолженности плательщика («всего»), в том числе подтвержденную дебитором, не подтвержденную дебитором, а также сумму задолженности с истекшим сроком исковой давности. Данная опись также подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию.

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными организациями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

По задолженности работникам организации выявляются не выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

Резюмируя сказанное, отметим, что обязательства, так как имущества и активы, неимущественного характера. подлежат обязательной инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. В ходе инвентаризации определяется правильность и обоснованность сумм кредиторской задолженности.

Таким образом, в данной главе были рассмотрены основы проведения инвентаризации в государственном (муниципальном) учреждении. В результате можно сделать следующие выводы:

  1. Инвентаризация – важнейшее мероприятие хозяйственной деятельности организации. В ходе инвентаризации можно выявить излишки или недостачи имущества, установить фактическое состояние объектов, оценить действительность отраженной в учете задолженности, а также получить основания для отражения в учете необходимых корректировок.
  2. Требования к проведению инвентаризации имущества и обязательств, предъявляемые бухгалтерским законодательством к организациям, в т. ч. государственным (муниципальным) учреждениям, содержатся в Федеральном законе от 06.12.2013 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  3. Положения по проведению инвентаризации должны быть отражены в учетной политике государственного (муниципального) учреждения. При формировании данных положений в учетной политике необходимо руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. Необходимо установить периодичность инвентаризаций, дату проведения годовой инвентаризации, частоту инвентаризации кассы (если есть кассовые операции), а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации. Кроме того, целесообразно сформулировать обязанности инвентаризационной комиссии учреждения.
  4. Инвентаризация проводится на основании приказа руководителя учреждения.
  5. Для проведения инвентаризации в учреждении создаются постоянно действующая инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии, персональный состав которых утверждается приказом руководителя.
  6. Для оформления инвентаризации следует применять унифицированные формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина России от 15.12.2012 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и методических указаний по их применению».

Таким образом, положения по проведению инвентаризации определяет Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49, утвердивший Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (в ред. от 08.11.2012) [6, разд. 2, 3]. Данные Методические указания по инвентаризации устанавливают порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов для всех организаций, в том числе для всех типов государственных (муниципальных) учреждений.

2. Практика проведения инвентаризации на примере
Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
(ФГБУ «ФКП Росреестра»)

2.1 Характеристика объекта исследования

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» – сокращенно ФГБУ «ФКП Росреестра» – подведомственное учреждение Росреестра.

Адрес: 614990, г. Пермь, ул. Ленина, д. 66, корп. 2.

Руководитель филиала по Пермскому краю - Аржевитина Лариса Владимировна.

Федеральная кадастровая палата осуществляет полномочия Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, государственной кадастровой оценке, а также оказывает услуги в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастрового учета недвижимого имущества.

Федеральная кадастровая палата является одним из главных поставщиков государственных услуг для населения и бизнеса в России. Важнейшим шагом в операциях с недвижимостью является постановка на кадастровый учет земельного участка, квартиры или помещения, жилого дома, здания или объекта незавершенного строительства. Федеральная кадастровая палата собирает сведения об операциях, совершаемых с недвижимостью, в государственный кадастр и государственный реестр, с тем чтобы граждане, коммерческие предприятия и другие организации могли получить необходимые им достоверные сведения об объектах недвижимости.

Чтобы сделать получение услуг более удобным, в структуре Федеральной кадастровой палаты действует Ведомственный центр телефонного обслуживания (ВЦТО). Операторы ВЦТО в круглосуточном режиме предоставляют консультации, помогают предварительно записаться на прием и узнать статус заявления, сообщают иную справочную информацию. Также для удобства заявителей Федеральная кадастровая палата организовала выездное обслуживание по предоставлению услуг Росреестра.


Федеральная кадастровая палата активно взаимодействует с профессиональным сообществом – кадастровыми инженерами, контролирует их деятельность, оказывает консультативную и методическую помощь.

К числу основных направлений деятельности ФГБУ «ФКП Росреестра» также относится информационное взаимодействие с органами исполнительной власти и местного самоуправления.

Федеральная кадастровая палата была образована в марте 2001 года, с 2011 года учреждение находится в ведении Росреестра. Выполнение функций учреждения обеспечивают на всей территории Российской Федерации региональные кадастровые палаты, представленные 81 филиалом, и 2 филиала в Курске и Казани, которые являются площадками Ведомственного центра телефонного обслуживания.

На территории Пермского края функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, инфраструктуры пространственных данных, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, наименований географических объектов, а также функции по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Управление Росреестра по Пермскому краю).

Функции органа кадастрового учета на территории региона осуществляет филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю). Основной задачей филиала является ведение и предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости на территории края. Филиал также реализует полномочия Росреестра в Пермском крае по оказанию государственных услуг в сфере предоставления сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и приема-выдачи документов по регистрации прав и сделок с недвижимостью. 

Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на содержание Министерства финансов Российской Федерации, и средств, получаемых в результате осуществления охранной деятельности, выполняемой на договорной основе.