Файл: Понятие и задачи государственного финансового контроля (Теоретические основы финансового контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На мой взгляд, это наиболее правильная точка зрения, связанная с вопросом определения форм контроля.

Ревизия, будучи формой финансового контроля, выступает системой обязательных контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, основанная на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей.

Проверка является единичным контрольным действием или исследованием состояния на установленном участке деятельности проверяемого субъекта. Обычно проверке подвергаются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности. За их результатами, как правило, планируются мероприятия для ликвидации обнаруженных недостатков.

Надзор – это постоянное контрольное действие или исследование контролирующими органами за хозяйствующими субъектами на предмет соблюдения последними установленных правил и нормативов. [18]

Необходимо отметить, что в рамках одной из форм контрольного мероприятия могут применяться различные методы контроля. Иногда наименование метода может совпадать с названием формы контроля. [24]

Выделяет три вида контроля – внутрихозяйственный, ведомственный и вневедомственный.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется собственниками, аппаратом управления предпринимательских структур в соответствии с действующим законодательством о деятельности цехов, бригад, участков, других подразделений предприятий. Основная ответственность за внутрихозяйственный контроль лежит на службе главного бухгалтера.

Ведомственный финансовый контроль проводится сотрудниками ведомства на подчиненных предприятиях одного владельца.

Вневедомственный финансовый контроль осуществляется органами государственного, аудиторского контроля. [33]

Финансовый контроль в процессе функционирования создал свой метод, характеризующийся применением общенаучные и специфических методических приемов и способов контроля.

Многие ученые понимают под методом контроля приемы и способы его осуществления (А.Л. Апель, Е.Ю. Грачева, Н.И. Химичева, С.О. Шохин). [11, 20, 36]

В.М. Родионова и В.И. Шлейников трактуют метод контроля как совокупность обоснованных и апробированных способов проверки, оценки и анализа состояния конкретных элементов объекта контроля. [28]

В.В. Бурцев пишет, что «под методом государственного финансового контроля следует понимать способ достижения его цели». [15]


Таким образом, в настоящее время сформировалось общенаучное мнение определения метода контроля как приема и способа его осуществления, достижения его цели.

Базируясь на предложенных различными авторами концепциях методов контроля, следует говорить о сложившейся многоуровневой системе методов финансового контроля, в которой выделено три уровня (рис. 1.1.):

1. Общенаучные методы – методы, разработанные материалистической диалектикой и состоящие из анализа, синтеза, дедукции, индукции, аналогии, моделирования, статистических методов, логических методов, сравнительных методов, абстрагирования, конкретизации и др.

2. Специальные методы – специфические методы, которые разработаны практикой на основании достижений экономической науки. Они делятся на два подуровня: эмпирические приемы и специфические приемы смежных экономических наук: [31]

2.1. Эмпирические методы – это методы, которые разработаны экономической наукой. С их помощью выполняются такие контрольные процедуры, как инвентаризация, осмотр помещений и предметов, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, наблюдение, экспертиза, эксперимент, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, проверка документов, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, сканирование, письменный и устный опросы.

2.2. Специфические методы смежных экономических наук – это методы, которые разработаны на основании смежных экономических наук: приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятности и математической статистики.

Они классифицируются на две группы:

а) методические приемы фактического контроля;

б) методические приемы документального контроля. [35]

Инвентаризация является способом контроля фактического наличия товарно-материальных ценностей, денежных средств, состояния расчетов и соответствия данным бухгалтерского учета на одну и ту же дату.

Контрольные замеры - приемы фактического контроля, которые применяют при проверке достоверности данных об объемах выполненных работ, оказанных услуг.

Наблюдение (обследование) охватывает приемы фактического контроля состояния объектов, их качественные характеристики.

Экспертно-лабораторный анализ является приемом фактического контроля качества сырья, материалов и готовой продукции.

Для оценки осуществленных хозяйственных операций на предприятии применяют различные за содержанием методические приемы проверки документов, учетных регистров синтетического и аналитического учета и отчетности. [26]


Суть нормативно-правовой проверки заключается в том, что по содержанию хозяйственной операции, отображенной в документе, определяется, не противоречит ли она действующему законодательству, правилам, требованиям уставов и прочим учредительным документам.

Формальную проверку документов применяют для проверки соблюдения действующих форм документов, последовательности, полноты и правильности заполнения их реквизитов, наличия соответствующих подписей в документах.

Экспертная проверка документов является детальным углубленным исследованием достоверности документа о хозяйственной операции при наличии признаков недоброкачественных документов.

Суть встречной проверки документов заключается в исследовании подлинности документов путем сопоставления их и записей в учетных регистрах, относящихся к одним и тем же или разных, но взаимосвязанных хозяйственных операций ревизованного предприятия и организаций, с которыми оно имеет производственные (хозяйственные) отношения.

Суть логической проверки документов заключается в сопоставлении хозяйственной операции, отображенной в документе, с разными взаимосвязанными показателями остальных хозяйственных операций на предмет того, есть ли объективная вероятность ее возникновения. [39]

Контрольные сравнения на сбалансированность отдельных показателей, применяемых для контроля верности оприходования и списания на расходы, расходы отдельных сортов, материальных ценностей, достоверности аналитического учета, если в бухгалтерии ведут только стоимостный (суммовой) учет материальных ценностей, а также, если аналитический учет находится в запущенном состоянии.

Суть аналитической (камеральной) проверки отчетности и балансов состоит в изучении обоснованности показателей отчетности и балансов данным бухгалтерского аналитического и синтетического или налогового учета. [36]

Проводя ревизии, контроль документов и учетных регистров осуществляют сплошным или выборочным способами.

На практике ревизоры применяют разные варианты выборочного контроля. Когда в процессе выборочного контроля документации устанавливаются факты злоупотребления, то используется сплошной контроль.

3. Методы воздействия на поведение проверяемых людей – это методы, способствующие воздействию на поведение проверяемых людей. К ним относятся: убеждение, поощрение, принуждение, система штрафов и стимулов. [31]


1.2 Принципы финансового контроля

В целом, расхождения научного мнения в определении принципов финансового контроля нет. Все авторы выделяют практически одни и те же принципы. Таким образом, государственный финансовый контроль основывается на принципах:

- независимости – органы финансового контроля должны владеть организационной, функциональной, материальной и другого характера независимостью от государства и хозяйствующих субъектов, деятельность которых они проверяют;

- законности – органы финансового контроля должны строго соблюдать нормы и правила, установленные законодательством;

- ответственности – органы финансового контроля должны нести экономическую, дисциплинарную и административную ответственность за невыполнение порученных ему контрольных функций и задач;

- гласности – обозначает открытость деятельности органов финансового контроля, присутствие доступа любого гражданина к информации об итогах контрольной деятельности при помощи средств массовой информации;

- объективности – деятельность органов финансового контроля, их подходы к планированию и проведению проверок, заключение о проверках должны исключать предвзятость и предрасположенность;

- системности – предполагает присутствие собственно системы органов финансового контроля. [17]

Глава 2 Финансовый контроль, осуществляемый Министерством финансов РФ

2.1 Министерство финансов как орган исполнительной власти

В соответствии с Положением «О Министерстве финансов Российской Федерации», утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №329, Министерство финансов – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы. [7, 8]


Министерство финансов РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.

Вышеуказанные подзаконные акты определяют сферу деятельности Минфина России, его место, роль и значение в системе органов государственной власти и, в частности, в системе органов исполнительной власти. [25]

Рассматривая Минфин как отдельное и целостное формирование, нужно выделять 4 блока, которые позволяют создать ясное и отчетливое представление о этом субъекте права. Он состоит из:

- Управленческого блока (свидетельствует о принадлежности к государственному управлению и субъектам, его осуществляющим);

- Системного блока (свидетельствует о принадлежности к системе органов государственной власти);

- Исполнительного блока (свидетельствует о наличии в распоряжении атрибутов исполнительной власти и принадлежности к системе органов исполнительной власти);

- Субъектного блока (характеризует место Минфина в составе субъектов права – физических и юридических лиц). [40]

Для осуществления своих полномочий Минфин РФ может создавать в Установленном порядке свои территориальные органы.

Минфин РФ реализовывает свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и прочими организациями.

Минфин РФ в своей деятельности следует Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства. [25]

Функции Минфина РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Основные функции Минфина РФ заключаются в:

- подготовке предложения и реализации меры по усовершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

- участии в разработке прогнозов социально-экономического развития на долго-, средне- и краткосрочную перспективу;

- участии в разработке и реализации мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров;

- участии в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики, улучшении состояния расчетов и платежей в экономике, в формировании и осуществлении единой политики цен, в подготовке федеральных целевых программ, обеспечении их финансирования за счет средств федерального бюджета; [38]