Файл: Понятие и задачи государственного финансового контроля (Теоретические основы финансового контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- разработке мер, направленных на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участии в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;

- участии в разработке проектов правовых актов;

- разработке и принятии нормативно-правовых актов по вопросам, относящихся к своей компетенции, обязательных для исполнения на территории РФ;

- разработке проектов федерального бюджета и прогнозе консолидированного бюджета РФ;

- исполнении федерального бюджета, составлении отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

- осуществлении контроля над целевым использованием средств федерального бюджета;

- подготовке предложения и реализации мер, направленных на совершенствование структуры государственных расходов;

- подготовке предложения о предельной численности работников центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов совместно с Министерством труда и социального развития РФ и размере ассигнований на содержание аппаратов этих органов;

- совершенствовании методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, осуществлении методического руководства в области составления и исполнения федерального бюджета;

- разработке совместно с Министерством по налогам и сборам РФ и другими федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы; [30]

- координации политики федеральных органов исполнительной власти, на которые положена ответственность за обеспечение своевременного поступления налогов и прочих обязательных платежей в федеральный бюджет;

-участии в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;

- участии в разработке порядка и осуществления контроля за поступлением доходов от имущества, которое находится в федеральной собственности;

- проведении с участием Банка России государственной политики в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг;

- разработке и реализации единой политики формирования структуры государственных заимствований;

- участии в разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг;

- проведении совместно с Банком России операций по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

- управлении государственным внутренним и внешним долгом России, осуществлении необходимых мер по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию;


- подготовке предложения по формированию и использованию средств государственных внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов, по установлению размеров отчислений в эти фонды;

- осуществлении по поручению Правительства РФ сотрудничества с международными финансовыми организациями, проведении с ними переговоров и консультаций по вопросам финансовой политики и заключения кредитных соглашений;

- подготовке предложения по совершенствованию валютных, финансовых, кредитных и таможенных отношений с иностранными государствами;

- разработке совместно с Министерством экономики РФ проектов программ государственных внешних заимствований, организации работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

- участии в подготовке проектов межправительственных и межгосударственных договоров в области финансовых, кредитных и валютных отношений;

- участии в работе по возврату кредитов иностранным государствам, осуществлении необходимых мер по выполнению обязательств РФ по кредитным соглашениям с иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- участии в формировании Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, обеспечении пополнения, сортировки, оценки, учета и сохранности драгоценных металлов. [37]

Основные задачи Министерства финансов РФ заключаются в:

- совершенствовании бюджетной системы и развитии бюджетного федерализма;

- разработке и реализации единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

- концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;

- разработке проекта федерального бюджета и обеспечении исполнения федерального бюджета;

- составлении отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

- разработке программ государственных заимствований и их реализации от имени Российской Федерации;

- управлении государственным внутренним и внешним долгом РФ;

- разработке и реализации единой политики в сфере развития финансовых рынков;

- участии в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

- разработке единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

- осуществлении государственного финансового контроля;

- обеспечении методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом. [39]


Минфину России позволено иметь в распоряжении центрального аппарата 20 департаментов по главным направлениям деятельности. Оно состоит из:

- Административного департамента;

- Департамента управления делами и контроля;

- Департамента бюджетной политики;

- Департамента бюджетной политики в отраслях экономики;

- Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки;

- Департамента бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа;

- Департамента бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной и муниципальной службы Минфина РФ;

- Департамента межбюджетных отношений;

- Департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов;

- Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики;

- Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета;

- Департамента финансовой политики;

- Правового департамента;

- Департамента долгосрочного финансового планирования;

- Департамента организации составления и исполнения федерального бюджета;

- а также Подведомственных органов власти - Федеральной налоговой службы (ФНС России), Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзор), Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), Федерального казначейства (Казначейство РФ). [31]

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Положение о Федеральном казначействе утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г № 703 «О Федеральном казначействе». В состав ведомства входит 84 территориальных органа.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями. [9]


Функции Федерального казначейства:

- обеспечение исполнения федерального бюджета;

- кассовое обслуживание исполнения бюджетов БС РФ;

- предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета. [6]

В соответствии с п. 1 Положения «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора», утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 №77, Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».Служба осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и исполняет роль органа валютного контроля. [5, 10]

Росфиннадзор проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности на территории России и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и субъектов федерации.

Также в функции службы входит проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, осуществление надзора за исполнением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Служба осуществляет контроль за соответствием проводимых в резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций) валютных операций на соответствие законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля; совместно с агентами валютного контроля, правоохранительными, контролирующими органами исполнительной власти проводит проверки полноты и правильности учёта и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в рублях.

В ведении службы также находится задача организации, формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. [15]


2.2 Полномочия Министерства финансов в сфере финансового контроля

Министерство финансов РФ занимает существенное место в системе финансового контроля, оно не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее реализацию.

На Минфин РФ положены следующие полномочия:

1. Внесение в Правительство РФ проектов федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и других документов, по которым необходимо решение Правительства РФ, по вопросам, касающимся установленной сферы ведения Министерства и сфер ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проектов плана работы и прогнозных показателей деятельности Министерства.

2. Принятие нормативно-правовых актов на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а именно: [7]

- порядка формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы РФ и консолидированного бюджета РФ;

- порядка ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

- порядка применения бюджетной классификации РФ;

- формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;

- формы таможенного приходного ордера, на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами при перемещении товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд при декларировании товаров;

- формы акта о результатах совместной выверки расходования денежных средств плательщика, внесенных на счет таможенного органа;

- актов, определяющих случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования;

- актов, устанавливающих максимальные суммы одной банковской гарантии и максимальные суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей;

- порядка и условий включения страховых организаций в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;

- формы требования об уплате таможенных платежей;

- формы решения о взыскании в бесспорном порядке таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках;