Файл: Понятие и задачи государственного финансового контроля (Теоретические основы финансового контроля).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы финансового контроля
1.1 Предмет и методы осуществления финансового контроля
1.2 Принципы финансового контроля
Глава 2 Финансовый контроль, осуществляемый Министерством финансов РФ
2.1 Министерство финансов как орган исполнительной власти
2.2 Полномочия Министерства финансов в сфере финансового контроля
- разработке мер, направленных на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участии в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;
- участии в разработке проектов правовых актов;
- разработке и принятии нормативно-правовых актов по вопросам, относящихся к своей компетенции, обязательных для исполнения на территории РФ;
- разработке проектов федерального бюджета и прогнозе консолидированного бюджета РФ;
- исполнении федерального бюджета, составлении отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
- осуществлении контроля над целевым использованием средств федерального бюджета;
- подготовке предложения и реализации мер, направленных на совершенствование структуры государственных расходов;
- подготовке предложения о предельной численности работников центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов совместно с Министерством труда и социального развития РФ и размере ассигнований на содержание аппаратов этих органов;
- совершенствовании методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, осуществлении методического руководства в области составления и исполнения федерального бюджета;
- разработке совместно с Министерством по налогам и сборам РФ и другими федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы; [30]
- координации политики федеральных органов исполнительной власти, на которые положена ответственность за обеспечение своевременного поступления налогов и прочих обязательных платежей в федеральный бюджет;
-участии в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;
- участии в разработке порядка и осуществления контроля за поступлением доходов от имущества, которое находится в федеральной собственности;
- проведении с участием Банка России государственной политики в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг;
- разработке и реализации единой политики формирования структуры государственных заимствований;
- участии в разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг;
- проведении совместно с Банком России операций по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
- управлении государственным внутренним и внешним долгом России, осуществлении необходимых мер по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию;
- подготовке предложения по формированию и использованию средств государственных внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов, по установлению размеров отчислений в эти фонды;
- осуществлении по поручению Правительства РФ сотрудничества с международными финансовыми организациями, проведении с ними переговоров и консультаций по вопросам финансовой политики и заключения кредитных соглашений;
- подготовке предложения по совершенствованию валютных, финансовых, кредитных и таможенных отношений с иностранными государствами;
- разработке совместно с Министерством экономики РФ проектов программ государственных внешних заимствований, организации работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;
- участии в подготовке проектов межправительственных и межгосударственных договоров в области финансовых, кредитных и валютных отношений;
- участии в работе по возврату кредитов иностранным государствам, осуществлении необходимых мер по выполнению обязательств РФ по кредитным соглашениям с иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- участии в формировании Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, обеспечении пополнения, сортировки, оценки, учета и сохранности драгоценных металлов. [37]
Основные задачи Министерства финансов РФ заключаются в:
- совершенствовании бюджетной системы и развитии бюджетного федерализма;
- разработке и реализации единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
- концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;
- разработке проекта федерального бюджета и обеспечении исполнения федерального бюджета;
- составлении отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
- разработке программ государственных заимствований и их реализации от имени Российской Федерации;
- управлении государственным внутренним и внешним долгом РФ;
- разработке и реализации единой политики в сфере развития финансовых рынков;
- участии в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
- разработке единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
- осуществлении государственного финансового контроля;
- обеспечении методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом. [39]
Минфину России позволено иметь в распоряжении центрального аппарата 20 департаментов по главным направлениям деятельности. Оно состоит из:
- Административного департамента;
- Департамента управления делами и контроля;
- Департамента бюджетной политики;
- Департамента бюджетной политики в отраслях экономики;
- Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки;
- Департамента бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа;
- Департамента бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной и муниципальной службы Минфина РФ;
- Департамента межбюджетных отношений;
- Департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов;
- Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики;
- Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета;
- Департамента финансовой политики;
- Правового департамента;
- Департамента долгосрочного финансового планирования;
- Департамента организации составления и исполнения федерального бюджета;
- а также Подведомственных органов власти - Федеральной налоговой службы (ФНС России), Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзор), Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), Федерального казначейства (Казначейство РФ). [31]
Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Положение о Федеральном казначействе утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г № 703 «О Федеральном казначействе». В состав ведомства входит 84 территориальных органа.
Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями. [9]
Функции Федерального казначейства:
- обеспечение исполнения федерального бюджета;
- кассовое обслуживание исполнения бюджетов БС РФ;
- предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета. [6]
В соответствии с п. 1 Положения «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора», утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 №77, Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».Служба осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и исполняет роль органа валютного контроля. [5, 10]
Росфиннадзор проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности на территории России и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и субъектов федерации.
Также в функции службы входит проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, осуществление надзора за исполнением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Служба осуществляет контроль за соответствием проводимых в резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций) валютных операций на соответствие законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля; совместно с агентами валютного контроля, правоохранительными, контролирующими органами исполнительной власти проводит проверки полноты и правильности учёта и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в рублях.
В ведении службы также находится задача организации, формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. [15]
2.2 Полномочия Министерства финансов в сфере финансового контроля
Министерство финансов РФ занимает существенное место в системе финансового контроля, оно не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее реализацию.
На Минфин РФ положены следующие полномочия:
1. Внесение в Правительство РФ проектов федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и других документов, по которым необходимо решение Правительства РФ, по вопросам, касающимся установленной сферы ведения Министерства и сфер ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проектов плана работы и прогнозных показателей деятельности Министерства.
2. Принятие нормативно-правовых актов на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а именно: [7]
- порядка формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы РФ и консолидированного бюджета РФ;
- порядка ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
- порядка применения бюджетной классификации РФ;
- формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;
- формы таможенного приходного ордера, на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами при перемещении товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд при декларировании товаров;
- формы акта о результатах совместной выверки расходования денежных средств плательщика, внесенных на счет таможенного органа;
- актов, определяющих случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования;
- актов, устанавливающих максимальные суммы одной банковской гарантии и максимальные суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей;
- порядка и условий включения страховых организаций в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;
- формы требования об уплате таможенных платежей;
- формы решения о взыскании в бесспорном порядке таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках;