Файл: Понятие и задачи государственного финансового контроля (Теоретические основы финансового контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- порядка контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств вместе с Министерством экономического развития и торговли РФ;

- порядка ведения государственной долговой книги РФ. [25]

В установленных Бюджетным кодексом РФ случаях Министерство финансов РФ осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Министерство финансов РФ организует финансовый контроль и проверки организаций – получателей бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. [2]

Минфин РФ для осуществления полномочий в определенной сфере деятельности имеет право на:

- запрос и получение в установленном порядке сведений, необходимых для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;

- учреждение в установленном порядке знаков отличия в установленной сфере деятельности и награждении ими работников Министерства и прочих лиц, которые осуществляют деятельность в установленной сфере;

- привлечение в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научных и иных организаций, ученых и специалистов;

- создание координационных и совещательных органов (советов, комиссий, групп, коллегий), в том числе межведомственных;

- учреждение в установленном порядке печатных средств массовой информации для публикации нормативно-правовых актов в установленной сфере деятельности и официальных объявлений, размещение иных материалов по вопросам, отнесенным к компетенции. [30]

Осуществляя правовое регулирование в установленной сфере деятельности, Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Также оно не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ. [31]


Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения Министерства финансов РФ соответственно их компетенции. Однако Минфин имеет в совей структуре и специальные подразделения, предназначены именно для проведения финансового контроля.

В частности Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г №703 закрепляет за Федеральным казначейством РФ следующие полномочия:

- доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;

- ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

- открытие в Центральном банке РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ, устанавливание режимов счетов федерального бюджета;

- открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

- ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

- ведение учета показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

- составление и представление в Министерство финансов РФ оперативной информации и отчетности об исполнении федерального бюджета, отчетности об исполнении консолидированного бюджета РФ;

- получение в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалов, необходимых для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

- осуществление распределения доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ;

- осуществление прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета;

- осуществление управления операциями на едином счете федерального бюджета;

- осуществление в установленном порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

- обеспечение проведения кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы РФ от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;


- осуществление предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

- осуществление подтверждения денежных обязательств федерального бюджета и совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

- обобщение практики применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности и внесение в Министерство финансов РФ предложений по его совершенствованию;

- осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций;

- обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;

- обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством РФ срок;

- обеспечение мобилизационной подготовки Федерального казначейства;

- осуществление организации и ведения гражданской обороны в Федеральном казначействе;

- организация дополнительного профессионального образования работников Федерального казначейства;

- осуществление в соответствии с законодательством РФ работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства;

- взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

- в установленном законодательством РФ порядке размещение заказов и заключение государственных контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

- ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени РФ по итогам размещения заказов;

- осуществление межведомственной координации деятельности в сфере систематизации и кодирования технико-экономической и социально-экономической информации в социально-экономической области;

- осуществление иных функций в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. [9]


Федеральная служба финансово-бюджетного надзора наделена следующими полномочиями в установленной сфере деятельности:

- осуществление контроля и надзора;

- осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

- осуществление в установленном порядке сбора, накопления и обработки отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности;

- обеспечение соответствующего режима хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации и др. [10]

Для реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право на:

- проверку в организациях, получающих средства федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, фактического наличия, сохранности и правильности использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получение необходимых письменных объяснений должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведений по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенных копий документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

- осуществление контроля за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями или их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;

- запрос и получение сведений, необходимых для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

- заказ на проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

- предоставление юридическим и физическим лицам разъяснений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

- осуществление контроля за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;


- создание совещательных и экспертных органов (советов, комиссий, групп, коллегий) в установленной сфере деятельности и др. [6]

Таким образом, Министерство финансов РФ вместе со своими подведомственными структурами отличается комплексным характером своих функций и полномочий, которые направлены на различные стороны финансовой деятельности государства. Оно позволяет проводить единую финансовую, бюджетную, налоговую и валютную политику. Министерство финансов своим воздействием охватывает всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности.

Заключение

Согласно целей работы и поставленным задачам в процессе проведение исследования была изучена общая и специальная литература, относящаяся к организации финансового контроля.

Содержание финансового контроля заключается в том, что он является системой наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью объекта управления, системой проверки соблюдения финансового законодательства субъектами финансовых отношений, системой защиты финансовых интересов всех субъектов хозяйствования и управления.

В качестве предмета финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а также на уровнях отраслей, территориальных единиц, регионов и страны в целом.

Объектами государственного контроля (подконтрольными объектами) являются органы исполнительной власти всех уровней, предприятия, учреждения и организации, в соответствии с законом, по финансово-хозяйственной деятельности которых осуществляются контрольные мероприятия субъектами государственного финансового контроля.

Классификация видов финансового контроля является одним из наиважнейших элементов его системы. Выделяет три вида контроля – внутрихозяйственный, ведомственный и вневедомственный.

Бюджетный кодекс, законодательно определяя основы государственного и муниципального финансового контроля, ст. 265 установил следующие его формы: предварительный, текущий и последующий контроль.

Основным методом финансового контроля является ревизия, т.е. наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.

Выделяют три уровня методов финансового контроля - общенаучные методы, специальные методы (эмпирические, специфические методы смежных экономических наук) и методы воздействия на поведение проверяемых людей.