Файл: Понятие и задачи государственного финансового контроля (Теоретические основы финансового контроля).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы финансового контроля
1.1 Предмет и методы осуществления финансового контроля
1.2 Принципы финансового контроля
Глава 2 Финансовый контроль, осуществляемый Министерством финансов РФ
2.1 Министерство финансов как орган исполнительной власти
2.2 Полномочия Министерства финансов в сфере финансового контроля
Введение
Актуальность темы. Россия, как любое другое цивилизованное государство, согласно Конституции, является гарантом социально-экономического развития, обеспечения надлежащего уровня жизни граждан, социальной защиты малообеспеченных слоев населения и поддержки приоритетных отраслей народного хозяйства.
Развитие трансформационных процессов обусловливает необходимость развития системы государственного финансового контроля в соответствии с новыми принципами государства. Такая система должна обеспечивать контроль состояния финансов уполномоченными органами государства.
В таких условиях особое значение приобретает решение проблем организации и функционирования системы внешнего государственного финансового контроля, поскольку органы, которые входят в состав этой системы, отвечают, в первую очередь, за поступление государственных средств в бюджет и контролируют процесс использования ресурсов в соответствии с потребностями общества и государства.
Финансовый контроль является одной из важнейших функций государственного управления. Его предназначение состоит в поддержке осуществления финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы.
Объектом финансового контроля являются хозяйственные операции, которые осуществляются с использованием средств на цели экономического и социального развития.
Поскольку финансовые ресурсы не являются неисчерпаемыми, то возникает органическая необходимость в существовании финансового контроля, который направлен, прежде всего, на рациональное использование бюджетных средств и средств централизованных и децентрализованных фондов целевого назначения, финансовой дисциплины в хозяйственных структурах.
Как специфическая объективно необходимая функция государства контроль распределяется между разными частями экономической системы в соответствии с местом их в этой системе и с учетом особенностей сфер общественной жизни, в которых она осуществляется.
Вопросы системы контроля рассмотрены в работах В.В. Бурцева, Э.А. Вознесенского, Е.А. Кочерина, О.А. Ногиной, Г.Л. Рабиновича, В.М. Родионовой, В.И. Шлейникова, Н.И. Силаева, С.А. Артемьева, В.А. Пивня, В.А. Воронова, М.С. Шидловской и других.
На современном этапе стратегическая линия развития политической системы общества состоит в совершенствовании демократии, в более полном осуществлении самоуправления народа на основании активного и действенного влияния трудящихся в решении вопросов государственной и общественной жизни.
Немаловажное значение, в силу своей повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль, исполняемый государственными органами, деятельность которых устремлена на сферу финансов. К ним относится и Министерство финансов Российской Федерации с входящими в его систему структурными подразделениями и органами.
Целью курсовой работы является оценка состояния, методики и практики организации государственного финансового контроля в России и выявление значимости в этом процессе Министерства финансов.
Исходя из целей курсовой работы, были поставлены следующие задачи:
- уточнить сущность и содержание категории «государственный финансовый контроль»;
- обобщить методологические подходы и принципы в организации финансового контроля;
- определить роль Министерства финансов в государственном финансовом контроле.
Объектом исследования является государственный финансовый контроль, его организация и направления совершенствования.
Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие в процессе осуществления государственного контроля.
Информационной базой исследования стали законы РФ, постановления и указы Президента РФ, приказы министерств и ведомств по вопросам осуществления государственного контроля. Также была использована различная учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература), научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике, специализированные веб-сайты.
Согласно цели, задач курсовой работы, определена ее структура, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Теоретические основы финансового контроля
1.1 Предмет и методы осуществления финансового контроля
Контроль в широком смысле - это процесс, который должен обеспечить соответствие функционирования объекта управления принятым управленческим решениям и направленный на успешное достижение поставленной цели. [12]
Вопросом толкования понятия «финансовый контроль» занимались Т.А. Башкатова, Е.Ю. Грачева, А.Н. Козырин, Т.В. Конюхова, Н.С. Малеин, Л.Н. Овсянников, В.М. Родионова, В.И. Шлейников, Р.Г. Сомоев, В.А. Воронов, Н.И. Химичева, С.О. Шохин, В.З. Шевлоков.
Трактовка понятия «финансовый контроль» в разных научных работах рассматривается в следующих аспектах:
- как деятельность или функция разных контролирующих органов;
- как система надзора за финансово-хозяйственной деятельностью объекта управления;
- как совокупность мероприятий, которые проводят контролирующие органы по контролю хозяйственных операций;
- как один из видов государственного контроля;
- как функция системы управления финансовых отношений;
- как контроль рублем в процессе объективно имеющихся денежных отношений.
Также финансовый контроль - это важнейшая функция управления финансовой системой, которая имеет специальное целевое устремление, определенное содержание и специфичные способы реализации. [23]
Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. утверждают, что финансовый контроль как вид государственного контроля направлен на проверку расходования государственных средств, своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности. [20]
По мнению Башкатовой Т.А финансовый контроль это:
1) строго регламентированная деятельность специально сформированных контролирующих органов по соблюдению финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне, который обеспечивает целесообразность и эффективность финансовых операций. [14]
Желудков А., Новиков А. считают, что финансовый контроль является регламентированной нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и других хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и верности финансового планирования, обоснованности и полноты зачисления доходов в соответственные фонды денежных средств, правильности и эффективности их применения. [22]
Финансовый контроль, по мнению Овсянникова Л.Н., представляет собой проверку специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых отношений требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками. [27]
Сомоев Р.Г. утверждает, что финансовый контроль выступает совокупностью мероприятий, которые проводят субъекты контроля для проверки финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, населения с использованием специфичных форм и методов организации. [29]
Родионова В.М., Шлейников В.И. определяют финансовый контроль как одну из функций системы управления финансовыми отношениями. Ее основная задача - отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта для установления обоснованности и эффективности управленческих решений и уровня их исполнения, раскрытия отклонений, о которых рационально уведомлять органы, которые способны воздействовать на совершенствование ситуации. [28]
Фадейкина Н.В., Воронов В.А. считают, что финансовый контроль - особенная функция финансов, цель которой - выявление уклонений от принятых стандартов законности и действенности управления финансовыми ресурсами. А при наличии этих отклонений необходимо своевременное принятие соответственных исправляющих и превентивных мер. [32]
В своей книге Апель А.Л. пишет, что финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действия в сфере формирования, разделения и использования денежных фондов государства для эффективного социально-экономического развития страны. [11]
Шевлоков В.З. понимает под финансовым контролем совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с использованием специфичных форм и методов его организации. [39]
Согласно определениям различных авторов, содержание финансового контроля заключается в том, что он является системой наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью объекта управления, системой проверки соблюдения финансового законодательства субъектами финансовых отношений, системой защиты финансовых интересов всех субъектов хозяйствования и управления.
Целью финансового контроля является реализация и содействие успешной финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса образования, разделения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны. [34]
Достижение поставленной цели требует реализации определенных задач. Основными задачами финансового контроля являются:
- обеспечение соблюдения действующего финансового (бюджетного, налогового или страхового) законодательства;
- содействие сбалансированности между надобностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и хозяйствующих субъектов;
- правильность составления и исполнения бюджета государства и хозяйствующих субъектов;
- правильность ведения бухгалтерского учета во всех объектах контроля;
- раскрытие резервов увеличения финансовых ресурсов, доходной базы бюджетов государства и хозяйствующих субъектов;
- правомерность и эффективность использования внебюджетных фондов и правильность осуществления валютных операций;
- проведение органами финансового контроля профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения уровня финансовой дисциплины и др. [13]
Система финансового контроля немыслима без таких его взаимосвязанных элементов, как субъект и объект, предмет контроля.
Субъектом финансового контроля общепринято называть органы, осуществляющие этот контроль: специальные государственные контрольные органы (ведомства, департаменты, комиссии, комитеты, палаты и другие), подразделения и службы предприятия (бухгалтерия, службы контроля, внутреннего аудита, планово-экономический отдел и другие), аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, кредитные организации, общественные организации, а также руководители и сотрудники хозяйствующего субъекта или ведомства. [21]
Объекты государственного контроля (подконтрольные объекты) представлены органами исполнительной власти всех уровней, предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с законом, по финансово-хозяйственной деятельности которых реализовываются контрольные мероприятия субъектами государственного финансового контроля.
Предметом финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а также на уровнях отраслей, территориальных единиц, регионов и страны в целом. [15]
Бюджетный кодекс, законодательно определяя основы государственного и муниципального финансового контроля, статьей 265 установил следующие его формы: предварительный, текущий и последующий контроль. [2]
В Налоговом Кодексе РФ установлено следующие формы налогового контроля:
- налоговую проверку;
- получение объяснений от налогоплательщиков;
- проверку данных учета и отчетности;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения прибыли;
- другие формы (например, создание налоговых постов и т.д.). [4]
Рассматривая проблемы, связанные с организацией системы государственного финансового контроля, В.В. Бурцев выделяет следующие его формы: ревизию, проверку (как непосредственная проверка, так и обследование, т.е. наблюдение, опросы для выявления положения дел по каким-нибудь вопросам с целью определения целесообразности проработки определенной проблемы и проведения более глубокого контроля), надзор, экспертизу нормативно-правовых актов и других документов (подготовка аналитических материалов по отдельным вопросам, которые касаются финансовой политики, государственных программ, договоров и соглашений органов государственной власти, международных договоров и т.д.). [16]