Файл: Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия в экономике.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия в экономике
1.1 Особенности конкуренции на современном рынке товаров и услуг
Глава 2 Понятие конкурентоспособности предприятий
Глава 3 Анализ конкурентов и определение конкурентоспособности ТД «Копейка»
3.1 Описание исследуемого предприятия
Следует отметить также нечестную (недобросовестную) конкуренцию как ряд противоправных способов доведения конкурента до банкротства – распространение лживой информации о качестве товара, об опасности его использования. Может применяться неожиданное и резкое снижение цен на свои товары, блокирование поставщиков сырья конкурента, переманивание его кадров, промышленный шпионаж.
Недобросовестная конкуренция запрещена законами экономически развитых стран. Российский федеральный закон о защите конкуренции также предусматривает санкции против недобросовестного поведения конкурентов.
По характеру поведения хозяйствующих субъектов выделяют гарантирующую, приспособленческую и креативную конкуренцию. Гарантирующая (обеспечивающая) выражается в стремлении сохранить достигнутые позиции, повышая качество товаров, оказывая дополнительные услуги. Она характерна для товаропроизводителей, которые не имеют достаточно средств, чтобы модернизировать свое производство.
Приспособленческая копирует инновационные разработки соперников из-за ограниченности собственных возможностей модернизации производства.
Креативная предполагает создание новых товаров, применение новых технологий производства и сбыта продукции (например, широкое использование рекламы).
Глава 2 Понятие конкурентоспособности предприятий
Как ни удивительно, не существует общепринятого определения категории "конкурентоспособность предприятия". Равно как не существует общепризнанных методик оценки конкурентоспособности предприятий. Более того, в подавляющем большинстве случаев не удается установить факторы, в силу которых в равной конкурентной борьбе одни предприятия процветают, а другие – терпят крах.
В широком смысле, конкуренция – (от лат. concuro — столкновение, соревнование) — способность к соревнованию, к лидерству, к победе.[7]
Понятие конкуренции было введено экономистом А. Смитом в XVIII в. Он предполагал, что в идеальных условиях свободного рынка частные предприятия, сталкиваясь в войне за потребителя, предлагают все более низкую цену и все более высокий уровень сервиса на определенный товар. В результате те, кто не способен это сделать, разоряются. На деле, однако, государства, как правило, создавали конкурентные преимущества для своих производителей, оказывая им различную помощь, либо мешая иностранцам на своей территории за счет различных протекционистских мер. В такой ситуации конкуренция частных капиталов превращается в скрытую конкуренцию государств, которые стоят за кулисами и создают различные преимущества своему капиталу.
Одним из методов такой конкурентной борьбы является требование к соперникам «играть по правилам свободного рынка», а самому в это же время пользоваться возможностями своего государства.[8]
Для этого существует сеть международных институтов типа МВФ и Всемирного банка, но прежде всего — ВТО, организация, созданная по типу пирамиды, каждый последующий участник которой должен договариваться с предыдущими и потенциально находится в более невыгодной позиции.
Те государства и правительства, которые верят в риторику «свободного рынка», всерьез отказываются от протекционистских мер и начинают играть по правилам свободной торговли там, где все играют без правил. В итоге такая страна теряет внутренние рынки, уничтожает собственных производителей, набирает кредиты, теряет политическую независимость, за что получает похвалы как «самая свободная и демократичная». На самом деле, чтобы быть конкурентоспособным, надо использовать все возможности, которые имеются в распоряжении. У кого-то дешевая рабочая сила, а у кого-то - недорогая энергия, у кого-то возможность силового и политического давления.
Конкуренция - это только одна из стадий рынка. Как правило, рынок начинается и заканчивается монополией. Если появляется новый товар или услуга, то никто еще не соревнуется, не конкурирует и не успевает принять никаких протекционистских мер, новатор пользуется этим и получает монопольную прибыль. Потом, на стадии конкуренции, кто-то оказывается эффективнее и в итоге завладевает всем рынком (как правило, все традиционные рынки монополизированы 2–3 субъектами), так как остальные разоряются. Они опять получают почти монопольную прибыль.
Таким образом, можно говорить о трех видах конкурентоспособности. Первый состоит в умении предлагать инновации и получать прибыль до того, как началась собственно конкурентная борьба. Второй тип конкурентоспособности состоит в умении перехватывать инициативы, находить уже существующие инновации и за счет качества, низких издержек производства, развитого маркетинга и проч. захватывать большую долю рынка. И, наконец, третий тип конкурентоспособности состоит в умении удерживать победу, в возможности диктовать свои правила игры на данном рынке неэкономическими либо псевдоэкономическими методами. Например, через установление стандартов, законов, барьеров, правил, принуждение к определенным параметрам производства, потребления, распределения и проч. Идеальная конкурентоспособность - это конкурентоспособность во всех трех смыслах.
Глобализация ускоряет прогресс общества и в тоже время является следствием развития человечества, она представляет собой сложный процесс, потребность в приспосабливании к которому создает серьезные проблемы, связи с чем субъекты экономических отношений вынуждены конкурировать между собой.[9]
В настоящее время в экономической литературе не существует единого определения понятия «конкурентоспособности», в самом общем смысле, под ней понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.
Понятие «фактор» имеет значение «делающий, создающий» в переводе с латыни. В современной трактовке фактор — это момент, существенное обстоятельство в каком - либо процессе, явлении. Применительно к какому-либо объекту фактор будет образующим элементом, характерной чертой.
Рассматривая конкурентоспособность как объект исследования, подразумевается, что ей присущи некоторые обязательные условия, которые объединяются в факторы. Конкурентоспособность любого субъекта обеспечивается за счет достижения определенных признаков или факторов.
Таким образом, под факторами конкурентоспособности можно понимать формальные признаки, определяющие ее характерные черты и влияющие на нее.
В экономической науке существует множество различных классификаций факторов конкурентоспособности.
Американский экономист М. Портер в своих исследованиях выделил четыре системы факторов конкурентоспособности экономики страны, которые получили название «конкурентного ромба Портера»: состояние факторов производства, состояние спроса, состояние смежных и вспомогательных отраслей, стратегия, структура и соперничество фирм.
При этом главным фактором роста конкурентоспособности Портер считает рост производительности труда. Но он предлагает рассматривать производительность конкретной отрасли, а не экономики в целом.
На методике «ромба» Портера базируется множество современных исследований, например в рамках Международного форума по развитию менеджмента указываются следующие факторы конкурентоспособности: фактор экономического развития, фактор эффективности правительства, фактор эффективности бизнеса, фактор развитость инфраструктуры.
Представители Всемирного экономического форума указывают, что конкурентоспособность национальных экономик следующими показателями: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, уровень технологического развития, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний, инновационный потенциал. Выбор именно этих переменных обусловлен теоретическими и эмпирическими исследованиями, причем ни один фактор не в состоянии в одиночку обеспечить конкурентоспособность экономики.
По мнению Завьялова П.С., в процессе исследования конкурентоспособности как обобщенной экономической проблемы следует учитывать следующие факторы:
− количественная оценка экономических объектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер;
− многослойность, относительность и конкретность, которые определяют уровень конкурентоспособности;
− сопоставление предприятий между собой, так же и их продуктов.
Современный авторы имеют более обширный взгляд на конкурентоспособность. Например, Алиев З.Т. в своих работах предлагает рассматривать такие факторы, как геополитический, инновационный, образование и наука, информационная инфраструктура, имидж страны.
Необходимо дополнить классификацию факторов внутренними (эндогенными) и внешними (экзогенными). К внутренним относятся финансово-экономическая и социальная политика, научно-технический уровень, к внешним – международные экономические и политические взаимосвязи, мировые фондовые рынки, курсы валют и т.д.
Необходимо различать отдельно внутренние и внешние факторы на каждом уровне конкурентоспособности: микро- (товар), мезо- (отрасль, предприятие), макро- (страна). При этом к факторам конкурентоспособности отрасли могут быть отнесены:
– позиционирование на мировом рынке;
– позиционирование на внутреннем рынке по сравнению с иностранными конкурентами;
– достигнутый технологический уровень отрасли;
– уровень концентрации на рынках;
– обеспеченность сырьевой базой;
– масштабы теневого сектора.
Для предприятий внутренними факторами будут являться технологии, инновации, производственная база, уровень затрат, кадровое обеспечение, а внешними – отношения с потребителями (цена, качество, бренд, сервис), конкурентами (доля рынка), государством (уровень субсидирования, выполнение налоговых обязательств).
Наиболее важным в последнее время являются инновационный фактор. Роль инноваций в экономическом развитии можно рассматривать с точки зрения двух подходов к определению инноваций – процессный и объектный подходы.[10]
Процессный (воспроизводственный) подход рассматривает инновации как процесс создания, реализации идеи и ее превращения в готовый результат (зарубежные исследователи — Б. Твисс, Д. Тисс, Т. Иорд, отечественные — В. Н. Лапин, С. Ю. Глазьев, В. Г. Медынский и др.) или как отдельные стадии процесса — освоение, внедрение, коммерциализация, использование (Б. Санто, Й. Шумпетер, Кр. Фримен, Х. Хартманн, из отечественных — С. В. Валдайцев и др.). В русле этого подхода дано и определение инновации как изменения (Ф. Валента) и как совокупности мероприятий (Ф. Никсон).
Портер М. под инновациями понимал использование новых технологий и новых методов работы. Он считал, что инновации заключены скорее в небольшом изменении, улучшении, чем в технологическом прорыве.
В объектном подходе инновации представлены как конечный результат, внедренный объект (зарубежные экономисты – С. Менделл, Д. Эннис, Ф. Янсен, отечественные - А. Н. Фоломьев, Э. А. Гейгер, Н. Н. Молчанов, Л. М. Гохберг, В. Н. Архангельский, Э. А. Уткин и др.).
Первостепенное значение для предприятий, осуществляющих инновации, имеет вопрос о включении расходов на НИОКР, проводимых предприятиями за счет собственных средств, в себестоимость продукции. В этой связи целесообразно обратиться к опыту использования внутренних источников финансирования инноваций, используемому в развитых странах.
Корпоративные инвестиции в НИОКР показывают позитивную динамику, о чем свидетельствуют данные, представленные во второй половине 2011 года американской аналитической компанией Booz&Company, объединенным исследовательским центром Европейской комиссии, американской некоммерческой исследовательской организацией Мемориальный институт Баттель.
В ежегодном докладе «Данные ЕС по промышленным инвестициям в НИОКР», подготовленном JRC содержатся результаты работы крупнейших компаний (400 из Европейского союза и 1000 из «остального мира») за 2010-й финансовый год. Совокупный объем их чистой выручки вырос за отчетный период на 9,6% (в 2009 этот показатель, напротив, снизился на 10,1%). Первое место в рейтинге секторов, которые показали рост НИОКР в целом за 2010г. занял банковский сектор (24,8 %), за которым идет нефтяная, газовая промышленность и биотехнологии.
Таким образом, для достижения конкурентоспособности на каждом из уровней необходимо достижение сбалансированности всех факторов и активное управление ими.
Глава 3 Анализ конкурентов и определение конкурентоспособности ТД «Копейка»
3.1 Описание исследуемого предприятия
Открытое акционерное общество «Торговый Дом «КОПЕЙКА» является одной из ведущих национальных сетей формата «дискаунтер» в России. Первый универсам «КОПЕЙКА» был открыт в Москве в 1998 году по стандартам таких западных сетей эконом-класса, как Aldi и Lidl. Три года спустя были созданы первый супермаркет и первый распределительный центр. В 2003 была внедрена ERP-система SAPR3. В сентябре 2004 года открылся первый магазин в Московской области. В конце 2006 года началось активное региональное развитие, количество магазинов увеличилось втрое. В составе сети в настоящее время функционируют 586 универсамов в 25 субъектах Российской Федерации. В 2006 году Компанией были основаны 7 Региональных Дирекций в 25 регионах России, на территории которых проживает 34% населения РФ и формируется 44% оборота розничной торговли продовольственными товарами.