Файл: Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия в экономике.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия в экономике
1.1 Особенности конкуренции на современном рынке товаров и услуг
Глава 2 Понятие конкурентоспособности предприятий
Глава 3 Анализ конкурентов и определение конкурентоспособности ТД «Копейка»
3.1 Описание исследуемого предприятия
Введение
Современная рыночная экономика является по своей сути сложнейшим организмом, который состоит из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвлённой системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием «рынок».
Актуальность курсовой работы заключатся в том, что конкуренция между отдельными компаниями будет существовать всегда, а в условиях глобализации экономики имеет весьма большое значение для экономики страны в целом.
Основная цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть конкуренцию товаропроизводителей и ее экономическую роль в развитии производства высококачественной продукции, а также рассмотреть конкурентоспособность на примере одной из российских компаний.
Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия в экономике.
2. Рассмотреть особенности конкуренции на современном рынке товаров и услуг.
3. Назвать виды конкуренции.
4. Рассмотреть понятие конкурентоспособности предприятий.
5. Рассмотреть конкурентоспособность предприятий на примере компании «Копейка».
6. Сделать соответствующие выводы.
Эти задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, его виды, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме.
Данный вопрос был хорошо изучен в свое время отечественными и зарубежными учеными-экономистами, такими как Б. Твисс, Д. Тисс, Т. Иорд, отечественные — В. Н. Лапин, С. Ю. Глазьев, В. Г. Медынский, Б. Санто, Й. Шумпетер, Кр. Фримен, Х. Хартманн, из отечественных — С. В. Валдайцев и др.
Теоретической базой для написания курсовой работы послужили работы и учебные пособия различных отечественных авторов, а также материалы сети интернет.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав (теоретических и практической), заключения и списка используемых источников и литературы.
Глава 1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия в экономике
1.1 Особенности конкуренции на современном рынке товаров и услуг
Конкуренцией (англ. Competition) называется, говоря простым языком, борьба между теми, кто делает одинаковые товары или предоставляет одинаковые услуги.[1]
В первых обобщающих трудах по экономике содержатся многочисленные явные или скрытые ссылки на понятие конкуренции, хотя определение самого этого понятия отсутствует. Так, например, Адам Смит ограничился тем, что осудил колониальные монополии или корпоративную систему, которые душили свободную конкуренцию. Изучая «совершенный» рынок в «чистой экономике», Леон Вальрас констатировал, что конкуренция — это теоретическое понятие, которое позволяет «получить максимум полезности при максимуме свободы». Современные экономисты уже не говорят о свободной конкуренции, а рассуждают, смотря по обстоятельствам, о конкуренции совершенной, несовершенной, монополистической или чистой.
В экономической теории был постепенно совершен переход к весьма относительной и тонкой концепции конкуренции, основанной на наблюдении за экономической жизнью и ее развитием. По сути своей, понятие конкуренции может быть объяснено только на основе условий, в которых она происходит, и ее характерных особенностей.[2]
В некоторых теоретических схемах конкуренции ценообразование зависит от действия почти автоматических механизмов: цена естественным путем складывается в момент появления предложения и спроса и представляет собой сумму предельно высокой себестоимости и предельно высокого дохода. За длительный отрезок времени предприятия получают, таким образом, «нормальную» прибыль, то есть без хозяйственной ренты. И действительно, всякий раз, когда создается угроза возникновения «ненормальных» цен, свобода вступления в производительную деятельность теоретически позволяет увеличить производство и понизить цены. Рычаги экономической власти уравновешены, производство гибко, распределение идет плавно, спрос рационален… Естественно, что эта схема является всего лишь удобным справочным материалом, позволяющим осветить «факторы, уменьшающие конкуренцию».
Экономическая концентрация, создание крупных производственных единиц, объединений, холдингов и увеличение их размеров сводят конкурентную борьбу к соперничеству между ограниченным участников (уменьшение «атомистичности»).
С помощью современных методов торговли, распределения и рекламы стремятся добиться (и добиваются) чрезвычайного разнообразия товаров и потребностей, что вступает в противоречие с «однородностью» рынка, требуемой для идеальной конкуренции.
Свобода вхождения в производственный сектор оказывается не более как теоретическим понятием в силу целого ряда причин. Это связано с трудностями бесконечного накопления капитала по причине ограниченности сбережений, с возможностями существующих предприятий пользоваться субсидиями и государственной помощью, которые искусственно продлевают их существование и делают более проблематичным успех новых предприятий. Также это связано, с использованием в некоторых ситуациях защитной хозяйственной ренты, с трудностями немедленного получения прибыли в результате нововведений и т.д., и наконец (и главным образом), с существованием официальных или негласных соглашений между фирмами, уже обосновавшимися на рынке.[3]
Факторы «усовершенствования», включенные в схемы чистой или совершенной конкуренции, не отвечают реалиям экономической жизни. По сути, такая система предполагает некую общую пассивность, при которой все, в том числе и экономика, находятся на оптимальном уровне. Подобная ситуация немедленно поставила бы под угрозу экономику в целом, которая утратила бы свой динамизм и продуктивность. Даже централизованная социалистическая экономика, чья система планирования предполагает — правда, по другим причинам — всеобщее распределение задач, была вынуждена искусственно воссоздать экономическое соревнование и ввести в действие различные стимуляторы для достижения этой цели.
В действительности никакую экономическую ситуацию нельзя рассматривать как чистую или совершенную конкуренцию или как отрицание конкуренции или монополии.
Вот почему возможно говорить лишь о степени, дозе или доле конкуренции в данной ситуации или данной экономике. Естественно, эта доля всегда ниже той, что указана в теоретической схеме, однако встречаются ситуации, устойчивость или защищенность которых всегда предоставляют возможность для конкурентной борьбы.
Рынок всегда характеризуется определенной степенью монополии, монопсонии, биполярности, а также наличием других ограничительных факторов. Конкуренция становится, таким образом, монополистической, то есть ограниченной, но никогда полностью не исчезает.
Конкуренция оказывает влияние на все возрастающее количество факторов, а не только на цены: на качество, распределение, престижность, нововведения, клиентуру и т.д.; реклама, в частности, также позволяет расширить область ее воздействия на уровень потребления.
Соперничество предприятий происходит, кроме этого, и во многих других областях, которые не были учтены классической политэкономией: это методы управления, политика в области заработной платы, социальная атмосфера на предприятии, глубинная способность к адаптации и нововведениям. Все эти факторы оказывают самое непосредственное воздействие на результаты деятельности и на продукцию.
И наконец, в открытой экономике давление международной конкуренции вносит еще одну категорию риска и успеха в деятельность существующих в обществе хозяйствующих субъектов. Возможности экспорта, благожелательное отношение к импорту или сопротивление ему, разнообразие торговых связей являются факторами, позволяющими выправлять ситуацию.
Эта степень конкуренции, определяемая совокупностью обеспечиваемых опытом данных, является мерилом и выражением естественного соревнования между хозяйствующими субъектами, которые стремятся получить прибыль или добиться успеха и деятельность которых допускается всей совокупностью достаточно справедливых организационно-правовых экономических норм, обеспечивающих соблюдение минимума «правил игры». Однако соблюдение этих правил возможно лишь при условии достаточной бдительности органов государственной власти в отношении объединений, монополий, ограничительных установлений и мощного частного сектора, а также при условии, что правительства и законодательные органы независимы по отношению к этому мощному частному сектору.[4]
Все сказанное относится главным образом к рыночной экономике капиталистического типа, однако следует отметить, что тенденции, наметившиеся в последнее время в социалистической экономике, сопровождались все более широким использованием методов соревнования или конкуренции между хозяйственными единицами. Вследствие этого планирование становится более гибким, используя те возможности, которые открывает рыночная экономика.
1.2 Виды конкуренции
Многообразие конкуренции и ее видов рассматривается с разных точек зрения: в зависимости от масштабов развития, состояния рынка, способа соперничества, характера поведения хозяйствующих субъектов.
По масштабам развития выделяются следующие ее виды:[5]
а) индивидуальная – когда предприниматель пытается достичь лучших для себя условий купли-продажи товара;
б) местная – соперничество между владельцами товаров на какой-то территории;
в) отраслевая – борьба за получение наибольшей прибыли в определенной отрасли. Ее разновидностью считается горизонтальная конкуренция между теми, кто производит один и тот же товар;
г) межотраслевая – борьба товаропроизводителей различных отраслей за привлечение покупателей; вертикальная конкуренция как ее разновидность охватывает производителей разных товаров, удовлетворяющих определенную потребность. Например, потребность получения информации удовлетворяется благодаря наличию радио, телевизора, компьютера (через Интернет), книг, газет и т.д.;
д) национальная – соперничество на национальном рынке;
е) глобальная – когда на мировом рынке конкурируют представители хозяйствующих объектов разных стран.
В зависимости от состояния рынка рассматриваются совершенная и несовершенная конкуренция. Совершенная (свободная) соответствует некоему идеальному состоянию рынка, определяемому понятием «бег вместе», когда целью конкурирующих субъектов является не получение сверхприбылей, а сохранение места на рынке.[6]
Для существования такого вида конкуренции характерны следующие условия:
- объем производства отдельного товаропроизводителя не столь велик, чтобы влиять на цену товара, о которой хорошо осведомлены покупатели;
- товары на рынке однородны;
- продавцы не влияют друг на друга;
- доступ на рынок ничем не ограничивается.
Эти условия никому не позволяют изменять цену товара. Производитель может регулировать только объем выпускаемой продукции либо величину своих издержек. Такое состояние рынка теоретически возможно для промышленно развитых стран, однако долговременное его существование проблематично.
Несовершенный вид возникает при нарушении хотя бы одного из условий свободного рынка. Он связан с разделом рынка между несколькими крупными компаниями, ограничением самостоятельности предприятий, дифференциацией продукции, контролем сегментов рынка. Обостренная рыночная конкуренция и ее виды придают взаимоотношениям между товаропроизводителями отнюдь не дружественный характер. В ход идут нечестные способы, приводящие к разорению конкурента.
По способам соперничества выделяется ценовая и неценовая конкуренция. Ценовая осуществляется с помощью уменьшения затрат для производства товаров того же качества или ассортимента. Это вызывает снижение цен и получение дополнительной прибыли. Неценовая представляет собой большой объем мероприятий, не затрагивающий сложившиеся на рынке цены.
В перечень этих мероприятий входит придание новых свойств уже существующим товарам (например, выпуск кухонной посуды с антипригарным покрытием) или производство новых товаров для удовлетворения привычных потребностей (выпуск мобильных или радиотелефонов как дополнение к привычным стационарным).
Важным моментом является выпуск новых товаров, не существовавших до сих пор (хлебопечки, мультиварки, смартфоны, планшетники, цифровые фотоаппараты). К тому же улучшается качество услуг — покупателя обучают пользоваться товаром, есть услуги по установке оборудования, гарантийному ремонту. Большая роль отводится рекламе.