Файл: Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия в экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общее число товарных позиций в сети – 2500 шт. Сеть универсамов «КОПЕЙКА» работает более чем с 700 российскими и зарубежными поставщиками. Ассортимент товаров универсамов на 90% состоит из Продукции отечественного производства. Общее число товарных позиций в сети поддерживается на уровне 2500 наименований.

В начале 2007 года в Компанию пришла новая команда менеджеров, была проведена реструктуризация бизнеса.

Внутренние особенности организации бизнеса ОАО»Торговый Дом «КОПЕЙКА» характеризуются следующими показателями:

В компании работают около 20 000 сотрудников, которые своим трудом обеспечивают покупателям возможность приобретения качественных товаров повседневного спроса по доступным ценам;

Компания внедряет и использует новейшие методы и технологии в области товародвижения, продаж, финансов и кадровой политики, позволяющие эффективно управлять компанией и снижать цену товара для конечного потребителя;

Компания имеет сеть дистрибьюторских центров на всей европейской части России, получающих товар от крупных поставщиков и подготавливающих его для отправки в магазины;

Компания имеет крупный парк автомобилей и осуществляет междугородние перевозки грузов по всей европейской части России.

Ликвидность организации в целом заслуживает отрицательной оценки при сравнении общего объема оборотных средств (активов), которые на конец года составляют 9 044 тыс. руб., и краткосрочных пассивов, которые составляют на конец года 12 780 тыс. руб. То есть текущее положение организации неустойчиво – вполне может возникнуть ситуация, когда она не сможет расплатиться по своим обязательствам.

Рассмотрим подробнее показатели ликвидности баланса (см. таблицу 1).

Таблица 1

Показатели ликвидности баланса ОАО «ТД «Копейка» за 2014 год

№ п/п

Показатель

Формула расчета

Рекомендуемые значения

На начало периода

На конец периода

Изменение

Выводы

1

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2 – 0,5

0,039

0,133

+ 0,094

Значения коэф. ниже рекомендуемых; положительная тенденция

2

Промежуточный коэффициент покрытия (критической ликвидности)

1

0,193

0,304

+ 0,111

Значения коэф. ниже рекомендуемых; положительная тенденция

3

Коэффициент покрытия (текущей ликвидности)

1,5 – 2,5

0,427

0,639

+ 0,212

Значения коэф. ниже рекомендуемых; положительная тенденция


Низкие значения показателей ликвидности баланса компании обусловлены в основном большим размером и удельным весом кредиторской задолженности, а также ее ростом в течение года, а также свидетельствуют о возможных проблемах с денежной наличностью. Но, положительным моментом является общая положительная тенденция роста значений коэффициентов ликвидности.

Значение коэффициента абсолютной ликвидности ниже рекомендуемых значений.

Рассматривая положительную тенденцию изменения промежуточного коэффициента покрытия, стоит отметить, что это произошло вследствие существенного прироста денежных средств, а не дебиторской задолженности или краткосрочных финансовых вложений.

Из таблицы 2 видно, что минимальное условие финансовой устойчивости на конец года соблюдено, чистые активы больше уставного капитала.

Таблица 2

Расчет чистых активов «ТД «Копейка» за 2014 год

тыс. руб.

на начало года

на конец года

АКТИВЫ

Внеоборотные активы

14 381

19 623

Оборотные активы

8 332

9 044

ПАССИВЫ

Долгосрочные обязательства

4 210

12 054

Краткосрочные обязательства

16 339

12 780

Чистые активы

2 164

3 833

Уставной капитал

3 060

3 061

Таблица 3

Расчет коэффициентов финансовой устойчивости ОАО «ТД «Копейка» за 2014 год

№ п/п

Показатель

Формула

Рекомендуемые значения

На начало года

На конец года

Измене-ние

1

Коэффициент автономии

0,5

0,095

0,134

0,039

2

Коэффициент обеспеченности организации устойчивыми источниками финансирования

0,75 – 0,9

0,281

0,554

0,274

Из таблицы 3 видим, что зависимость от заемных источников средств у организации достаточно велика (только около 13,4% источников средств на конец года являются собственным капиталом). Обеспеченность организации устойчивыми источниками финансирования достаточно низка и составляет на начало года около 28%, то есть собственные средства и долгосрочные кредиты и займы составляют менее одной третьей от всего объема источников средств, на конец года обеспеченность организации устойчивыми источниками финансирования увеличивается и составляет уже около 55%.


Следует также отметить, что в организации полностью отсутствуют, а точнее имеют отрицательное значение собственные оборотные средства (ЕС).

Подводя итоги анализа финансового состояния организации, отметим следующие моменты.

Во-первых, ликвидность баланса организации имеет довольно низкие показатели в силу того, что большой удельный вес в валюте баланса занимает кредиторская задолженность, доля которой в балансе в течение года почти неизменна. Также общая низкая ликвидность обусловлена большим удельным весом одних из наименее ликвидных активов организации - внеоборотных активов (68,4% в валюте баланса на конец года). Но также стоит отметить положительную тенденцию изменения всех показателей ликвидности баланса организации.

Во-вторых, организация сильно зависит от заемных источников финансирования. Об этом свидетельствует значение коэффициента автономии, показывающее, что чуть больше, чем одна десятая всего капитала организации является собственными средствами. Значение данного коэффициента возросло незначительно на конец года в сравнении с началом.

Также видим, что обеспеченность организации устойчивыми источниками финансирования на конец года увеличивается по сравнению с началом и составляет уже больше около 55%.

В планах ОАО «Торговый Дом «КОПЕЙКА» увеличение числа магазинов сети, открытие магазинов у дома, гипермаркетов и магазинов косметики в различных регионах Российской Федерации. По заявлению Галицкого С.Н. компания видит огромный потенциал в развитии гипермаркетов.

Существует ряд негативных факторов, которые могут повлиять на состояние Группы компаний «Торговый Дом «КОПЕЙКА». Данные факторы, в большей степени, связаны с экономической ситуацией в стране, со снижением покупательского спроса, повышением оптовых цен у поставщиков, резким ростом курсов валют, вливанием капитала и экспансией западными розничными сетями, а также негативные тенденции, связанные с политикой государства.

Вероятность ухудшения вышеперечисленных условий в краткосрочной перспективе ОАО «Торговый Дом «КОПЕЙКА» оценивается как высокая.

Но есть и существенные события/факторы, которые могут улучшить результаты деятельности ОАО Торговый Дом «КОПЕЙКА»: повышение покупательской способности населения и рост платежеспособного спроса в условиях экономической стабильности. Новые технологии, применяемые в торговле, повышение качества обслуживания, расширение сети в регионах присутствия и новых Субъектах Федерации и улучшение ассортимента.


ОАО Торговый Дом «КОПЕЙКА» рассматривает вероятность наступления вышеперечисленных событий и факторов как среднюю, а продолжительность действия – как долгосрочную.

Степень концентрации российского рынка розничной торговли продуктами питания весьма мала – на долю 3-х крупнейших игроков приходится не многим более 10 % рынка, что существенно уступает аналогичным показателям стран Восточной и Западной Европы.

Подобная низкая концентрация капитала создает предпосылки для усиления конкуренции среди розничных сетей в ближайшем будущем. На текущем этапе развитие конкурентной борьбы в первую очередь выражается в захвате дополнительных рынков сбыта за счет роста самой торговой сети, в том числе путем использования франчайзинговых схем, а также сделок по слиянию и поглощению. Как следствие, оперирующие на российском рынке сети активно увеличивают свое присутствие в Москве и регионах, что приводит к рекордным показателям темпов роста бизнеса.

К основным характеристикам ОАО «Торговый Дом «Копейка» можно отнести следующие:

Широкий региональный охват и узнаваемый бренд – компания представлена в 27 регионах и обладает наиболее узнаваемым брендом в продовольственном ритейле Москвы и области.

Наличие складских мощностей и развитая логистика – существующие распределительные центры позволяют обслуживать до 840 универсамов.

Крупный пул недвижимости в собственности – из 230,7 тыс. кв.м. торговых площадей Копейки 38% (87.3 тыс. кв.м.) находятся в собственности компании.

Отлаженные торговые технологии, что подкреплено десятилетним опытом присутствия компании на российском рынке продовольственной розницы и находит отражение в сбалансированном ассортименте продукции, а также гарантированном качестве товаров.

Инструментом для формулировки миссии может служить модель Абеля. Сначала сформулируем миссию компании «Копейка», какой она (организация) функционирует на данный момент. Затем, в конце нашей работы, предложим вариант миссии, соответствующей разработанной в курсовой работе миссии.

Какие потребности удовлетворяет организация.

Сеть универмагов «Копейка» предлагает продукты высокого качества по экономным ценам, тем самым удовлетворяя потребность в недорогой качественной продукции повседневного спроса в шаговой доступности от дома.

Описание потребителей организации.

Потребители магазинов сети «Копейка» - широкий круг потребителей, большинство которых составляют люди, доход которых ниже среднего, в основном, пенсионеры. Это категория населения чувствительная к ценам. В то же время, качество продуктов для них имеет не последнее значение. Для них важна также близость магазина, так как они не имеют своего собственного транспорта.


Технологии удовлетворения потребностей

Для удовлетворения потребностей потребителей в недорогих и качественных товарах компания прилагает все усилия для снижения издержек.

Таким образом, миссию компании «Копейка» можно сформулировать следующим образом:

Сеть универмагов «Копейка» - одна из ведущих национальных сетей экономного формата, обеспечивающая качественными продуктами по справедливым ценам широкий круг потребителей, ценящих свое время и деньги. Оптимальное соотношение цена-качество обеспечивается за счет грамотного управления издержками.

3.2Анализ конкурентной среды и конкурентного окружения компании на рынке

Выделим факторы макросреды, наиболее значимые для ОАО «Торговый Дом «Копейка».

Политико-правовые факторы:

Принятие закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»

Экономические факторы:

Банковская ликвидность

Курс рубля по отношению к доллару/евро

Уровень платежеспособности населения

Уровень арендной платы за торговые площади

Наличие незанятых торговых площадей

Социальные факторы:

Предпочтения потребителей при выборе места покупки продуктов

Уровень жизни населения, занятость и безработица

Численность населения по отдельным возрастным группам

Технологические факторы:

Уровень развития электронной коммерции

Новейшие технологические разработки в сфере обеспечения торговли продуктами и складировании

В таблице 4 (см. приложение 1) отражено текущее состояние выделенных факторов и закономерности и тенденции их развития в будущем. Также произведена оценка направления влияния, сила воздействия и удельный вес (по группе) каждого из этих факторов, а также определена их взвешенная оценка. Кроме того, по каждому фактору даны рекомендации компании.

По итогам произведенного анализа можно сделать следующие выводы.

Значительное влияние на отрасль оказывают экономические факторы. Ключевым в данной группе факторов является влияние мирового экономического кризиса.

Причем, направление воздействия его последствий двояко. С одной стороны, мы видим такие негативные последствия, как кризис банковской ликвидности, который довольно сильно ударил по всем организациям, сильно зависящим от заемного капитала, или снижение платежеспособности населения, в результате чего выручка в ритейле неизбежно падает.

С другой стороны, те же самые факторы непосредственно для «Копейки» и продуктовых ритейлеров подобного формата имеют позитивный эффект – «оздоровление» отрасли (компании рациональнее и эффективнее начинают использовать располагаемый капитал, ищут пути оптимизации, слабые игроки выходят из игры); что касается снижения платежеспособности населения – этот фактор без преувеличения даже играет в пользу «Копейки» и прочих софт-дискаунтеров, так как значительная часть потребителей в рамках экономии переходит из супермаркетов и гипермаркетов в более бюджетный дискаунт формат.