Файл: Управление рабочим стрессом: индивидуальные и организационные методы (на примере ЗАО «Новости Электротехники»).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теория управления стрессами
1.1. Понятие и основные характеристики стресса
1.2. Последствия стресса для психики человека
1.3. Профессиональный стресс как объект психологии
Глава 2. Исследование ситуаций профессионального стресса на примере ЗАО «Новости Электротехники»
2.1. Характеристика персонала компании
2.2. Анализ стрессовых ситуаций у сотрудников компании
Глава 3. Разработка рекомендаций по управлению стрессами в ЗАО «Новости Электротехники»
3.1. Предложения по применению организационных методов управления стрессами
3.2. Индивидуальные рекомендации по профилактике и преодолению профессионального стресса
Информационный стресс возникает из-за перегрузок в моменты, когда человек не в состоянии справиться с возникшей задачей и не успевает принимать важные решения в условиях ограничения времени.
Эмоциональный стресс – результат разрушения личностных ценностей и внутренних установок человека, связанных с его должностью, профессией. Он наступает при наличии опасности, противоречий, разрыве отношений с коллегами, конфликте с руководством, а также после пережитых унижений, непонимания, вины, гнева, обиды, несправедливости.
Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами в деловом общении. Проявляется как повышенная раздражительность, неумение защититься от агрессивного общения, неспособность сформулировать отказ при необходимости, незнание приемов защиты от манипуляций, несовпадении по темпу общения с коллегами.
Со стрессом чаще всего сопряжены процессы адаптации в новом коллективе, особенности трудового процесса (однообразие, напряженность, монотонность, отсутствие перерывов), положения индивида в организации, конфликты с коллегами и руководством, неблагоприятный психологический климат в коллективе, трудности согласования служебных и семейных дел, а также кризис самой организации. Часто имеет место одновременное воздействие нескольких процессов.
К повышению уровня профессионального стресса работников приводят такие факторы организационной среды, как: ненормированный режим рабочего времени, нечеткое распределение функциональных полномочий, деструктивное поведение коллег, несправедливая система оплаты труда, отсутствие технологий профессионального развития работников и формирования кадрового резерва и т. д.[17]
Социально-трудовые отношения, сопряженные со стрессом, с большой вероятностью приводят к конфликтам. По определению, данному Ольгой Юрьевной Калмыковой, «организационный конфликт связан с субъективным осознанием работниками противоречивости своих интересов, потребностей и мотивов как представителей разных социальных групп»[18].
Профессиональный стресс проявляется при формировании негативных веяний в психологическом климате компании. Каким образом сотрудники воспринимают организационный климат, можно оценить путем анкетирования с использованием опросников по восьми категориям[19]:
1. Структура. Чувства ограниченности свободы действий и степень ощущения формальности/неформальности рабочей атмосферы.
2. Ответственность. Осознание выданного кредита доверия на выполнение важных функций.
3. Риск. Ощущение вызова, характерного для работы и организации в целом, акцент на принятии просчитанных рисков или правил безопасности.
4. Теплота. Наличие дружеских, неформальных социальных групп.
5. Поддержка. Ощущение поддержки со стороны управляющих и коллег, наличие/отсутствие акцента на взаимной поддержке.
6. Стандарты. Осознание важности целей и стандартов эффективной работы, акцент на выполнение работы качественно, достаточная сложность личных и командных целей.
7. Конфликт. Желание руководства и персонала прислушиваться к различным мнениям, акцент на открытом разрешении конфликтов в противовес сглаживанию и игнорированию.
8. Отождествление. Чувство принадлежности к компании, восприятие себя ее ценной составляющей, членом команды.
Стресс можно назвать одним из спутников сопротивления организационным изменениям. В основе такого стресса лежит целый комплекс страхов:
Неприятие нового. Люди с опаской относятся к тому, что может негативно повлиять на привычный уклад, боятся смены привычной обстановки; могут не доверять руководителям, то есть не верить их уверениям в том, что изменения вводятся во благо сотрудников и компании; могут иметь отрицательный опыт.
Экономический страх. Страх потери денег и работы.
Неудобство. Изменения усложняют жизнь.
Неопределенность. Изменения причиняют беспокойство из-за неопределенности перспектив.
Символически страх. Небольшие изменения могут приниматься за символ больших перемен, особенно когда у работников нет представления о масштабах планируемых изменений.
Угроза межличностным отношениям. Сопротивление встретит все, что пойдет вразрез с привычными социальными отношениями и стандартами группы работников.
Угроза статусу или квалификации. Изменения воспринимаются как понижение статуса человека.
Страх несоответствия компетентности. Озабоченность недостаточной способностью справляться с новыми условиями и требованиями или приобретением новых навыков и умений[20].
Работа в стрессогенной обстановке, согласно Г. Селье, всегда приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может вызывать как острые нарушения, так и проявляться в виде отсроченных последствий.
Питер Друкер, рассматривая вопрос соотношения ценностей личности и организации, делает два наблюдения, указывающих на специфические причины стресса у людей умственного труда.
В первом случае, если человек работает в компании, система ценностей которой для него неприемлема или несовместима с его моральными ценностями, тем самым он обрекает себя на разочарование в жизни и неэффективную работу[21].
Во втором случае стрессогенным может стать конфликт между сильными сторонами человека и тем, как ему лучше всего работать[22]. Навыки и умения, которыми он владеет на высоком уровне, могут не вписываться в его систему ценностей. Он может отказаться посвящать свою жизнь реализации таких возможностей, посчитав, что не вносит никакого существенного вклада в деятельность компании.
Вообще, условно можно определить, что для работников физического труда больше характерны стрессы, связные с тяжестью условий труда и социальной несправедливостью. В то время как для работников умственного труда больше присущи переживания из-за профессионального самоопределения и самооценки, умственного перенапряжения.
1.4. Вывод
С уверенностью можно говорить о том, что каждый человек в личной жизни и профессиональной деятельности неоднократно переживал и, вероятно, будет так или иначе переживать состояние стресса. Это объясняется многочисленными причинами возникновения стресса, разнообразными формами его проявления, степенью влияния на здоровье и трудовую деятельность людей любого возраста и пола.
Пристальное внимание деятелей разных направлений науки к изучению стресса и поиску решений по минимизированию его разрушительных последствий объясняется колоссальным комплексным вредом, причиняемым психическому и физическому состоянию человека.
Игнорировать разнообразные стрессогенные факторы и ситуации, появляющиеся и проявляющиеся в рабочей атмосфере, недопустимо. На организационном уровне необходимо искать причины и на раннем этапе активно реагировать на очевидные проявления стресса у работников. Стрессовые ситуации порождают конфликты в коллективе, снижение работоспособности сотрудников и, как следствие, влияют на эффективность и прибыльность деятельности предприятия.
Глава 2. Исследование ситуаций профессионального стресса на примере ЗАО «Новости Электротехники»
Практические исследования велись на базе действующего с 2002 года в Санкт-Петербурге закрытого акционерного общества «Новости Электротехники». Основными видами деятельности общества является издание отраслевого информационно-справочного журнала «Новости ЭлектроТехники», а также проведение научно-технических конференций в области электротехнической промышленности и корпоративных презентационных дней для крупнейших региональных электросетевых компаний.
Наблюдения проводились лично, автор работы проходила производственную практику на базе издательства, а также являлась сотрудницей компании, больше полутора лет выполняя функции помощника руководителя. На этом основании можно утверждать, что сделанные выводы и рекомендации базируются на обширном опыте и полном погружении во все бизнес-процессы описываемого предприятия.
Миссией организации является всестороннее освещение тенденций развития электротехнической отрасли промышленности: динамики, достижений, проблем.
Компания осуществляет деятельность на основании Устава под руководством генерального директора. Организационная структура управления выстроена по функциональному типу[23], штат укомплектован по минимуму, в фирме работает 10 человек[24]: генеральный директор (женщина), главный редактор, главный бухгалтер, руководитель службы распространения и маркетинга, секретарь редакции, два менеджера по рекламе, старший бухгалтер, дизайнер-верстальщик и корректор.
Взаимодействие персонала осуществляется срочно и неформально, так как все сотрудники находятся в небольшом офисе, разделенном на три кабинета и рабочий зал, организованный по принципу open space. В одном кабинете располагаются бухгалтеры, во втором – дизайнер, в третьем – генеральный директор и главный редактор, в зале – все остальные сотрудники.
2.1. Характеристика персонала компании
Основываясь на классификации В. Р. Веснина[25], определим черты, присущие персоналу ЗАО «Новости Электротехники». По составу этот малый коллектив является гетерогенным, по структуре – функциональным. Коллектив существует постоянно, каждые его член наделен определенными функциями. По демографической структуре персонал разнородный: возраст сотрудников от 32 до 65 лет, в работу включены и мужчины (3 человека) и женщины (7 человек), в штате числятся исключительно коренные петербуржцы.
Сотрудники разрознены на условные, по большей мере складывающиеся на короткий временной промежуток, социально-психологические диады. Характерной чертой таких группировок является то, что неформальные группы не действуют вне рабочего пространства, то есть строятся по принципу «сговор коллег» и на личную жизнь не распространяются. В результате подобное деление отрицательно влияет на производительность труда. Работники перекладывают ответственность друг на друга, под разными предлогами отлучаются с работы на длительный срок (более четырех часов), стараются минимизировать вклад в общее дело.
Попытки генерального директора организовать профессиональную деятельность персонала сводятся к устным просьбам, на которые подчиненные могут без каких-либо последствий ответить отказом и без веских оснований отстраниться от работы. В подобных ситуациях, когда работник безосновательно отсутствует на рабочем месте, его функции перекладываются на других сотрудников, а то и выполняются лично генеральным директором. Стоит отметить, что косвенно причиной прижившейся «привычки» отстраняться от работы можно считать и неспособность руководителя делегировать полномочия. Генеральный директор привыкла работать под девизом «если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам».
В коллективе утрачена система социального контроля[26]. Понятие «ненормированный рабочий день» (одно из условий трудового договора) размылось в сознании исполнителей до понятия «прихожу на работу, когда хочу». Отсутствует организация жизни и труда, люди не связаны какими-либо нормами, ценностями или традициями. Еще три года назад проводились совместные развлекательные мероприятия, отмечались памятные даты и праздники. Причину, по которой данная практика прекратилась, определить трудно: значительных финансовых затрат это не требовало, эмоции вызывало только положительные.
Психологическое состояние работников компании можно охарактеризовать как неудовлетворенное. Отсутствует сплоченность. Такое положение сформировалось из-за нарушения условий, обеспечивающих социально-психологическую совместимость[27] коллег, и привело к следующему:
– личные возможности не соответствуют структуре и содержанию деятельности каждого;
– появилась разобщенность моральных позиций и возникло взаимное недоверие;
– основные мотивы деятельности и индивидуальные устремления членов коллектива разнородные, не способствуют взаимопониманию;