Файл: Управление рабочим стрессом: индивидуальные и организационные методы (на примере ЗАО «Новости Электротехники»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не углубляясь в суть метода и не умаляя его достоинств, условно можно обозначить систему как модификацию метода выработки условных рефлексов. Понятие условного рефлекса трактуется достаточно широко и в современном представлении вырабатываемый условный рефлекс – сложное физиологическое и психологическое явление, включающее в себя механизмы сенсорного анализа, активацию прошлого опыта, мотивацию, прогнозирование будущего действия, оценку состояния внешней и внутренней среды, а также сдвиги в сфере вегетативных и эндокринных реакций. Следовательно, что для формирования позитивного условного рефлекса необходим комплексный подход.

Опыт применение техник НЛП для уменьшения стресса показал достаточно высокую эффективность в плане снижения психоэмоционального напряжения и оптимизации вегетативного баланса.

Физические упражнения[77].

В здоровом теле – здоровый дух. Значение физической активности в профилактике и коррекции психологического стресса сложно переоценить. В первую очередь это обусловлено генетически: физическая активность является естественным ответом организма на стресс. Помимо этого, занятия физкультурой отвлекают сознание человека от проблем, переключают внимание на другие раздражители, умаляя значимость ситуации. Наконец, спортивные нагрузки активизируют работу сердечно-сосудистой и нервной систем, сжигают переизбыток адреналина и повышают активность иммунной системы.

В соединении с положительными эмоциями активность тела способствует повышению активности психики, хорошему настроению. Было доказано, что лица с высокой физической работоспособностью обладают и более высокой психической работоспособностью.

Религия[78].

Чем меньше ожидания человека от жизни и чем ниже потребности, тем меньше разочарований и стрессов он испытывает. Исследования показали, что для глубоко религиозных людей характерен более низкий уровень фрустрированности, что подчеркивает характер традиционной христианской религии. Фрустрация – частный случай стресса – сопровождается отрицательными переживаниями, дезорганизацией сознания и деятельности. Частые фрустрации приводят к развитию отрицательных черт поведения, агрессивности и повышению возбудимости.

Для личностей со слабым типом высшей нервной деятельности (ВНД) и сильным показателем конформности религиозная вера является одним из способов снятия стресса. Для людей с сильным типом ВНД и высоким уровнем интернальности религия несильно влияет на функциональное состояния во время стресса.


Медитация[79].

В западной психотерапии медитация как метод снижения уровня стресса – это довольно новое явление; в то время как на Востоке данный способ восстановления душевного равновесия применяется веками.

Существует много разновидностей медитации с различной степенью волевого контроля. И в некоторой степени можно сравнивать медитацию с аутогенной тренировкой.

В завершение стоит отметить, что для минимизации причин возникновения стресса нужно уделить внимание совершенствованию поведенческих навыков[80].

Причиной психологического стресса зачастую является общение (как деловое, так и с близкими людьми). Развитие коммуникативных навыков – один из способов его профилактики. Наиболее сильную эмоциональную реакцию вызывает критика, стимулирующая развитие длительного стресса. Вот несколько приемов бесконфликтного общения, сформулированных Дейлом Карнеги:

• Прежде чем критиковать собеседника, стоит похвалить его за что-нибудь и отметить свои собственные ошибки.

• Можно прибегнуть к косвенным способам критики.

• Нужно оставлять людям возможность сохранить свою репутацию.

• Стараться находить в людях хорошее и говорить им об этом.

• Учитывать чужие потребности.

Если обстоятельства все-таки требуют критических замечаний, следует смягчить обиду и эмоциональную окраску разговора.

Неуверенное поведение, ощущение собственной неполноценности и низкая самооценка также связаны со стрессом и вполне поддаются коррекции. Помогут справиться самоуговоры, изменение поведенческих паттернов или физических признаков.

Еще одним источником стресса могут стать «рухнувшие надежды». Зачастую срыв планов оказывается связан не с объективными трудностями, а с неверно поставленными целями или неумением выбрать нужные средства для их достижения. В данном случае поможет алгоритм постановки целей[81]:

1. Позитивная формулировка (без использования отрицательных частиц «не» и «ни»).

2. Принципиальная достижимость (без противоречия физическим, экономическим возможностям и законам).

3. Максимальная конкретность.

4. Максимальная зависимость от личных возможностей.

5. Приемлемая «цена».

6. Определение необходимых внутренних и внешних ресурсов.

При использовании данного алгоритма достижение цели становится более обозримым и сознательным, вероятность возникновения стрессов резко снижается.


3.3. Вывод

В результате внедрения рекомендуемых методов управления конфликтами и стрессами по обоим направлениям (организационное и индивидуальное) планируется снижение уровня социальной напряженности и организационного стресса, что в последствие гарантированно повысит экономическую эффективность предприятия.

Положительные эмоции и физическая активность способствуют преодолению утомления и быстрому вхождению в нормальный рабочий ритм, а отрицательные – ускоряют наступление утомления и усиливают неуверенность в себе.

Очевидно, что единоразовое применение рекомендуемых приемов без дальнейшего мониторинга результатов и возможной коррекции не принесет значительной пользы. Борьба со стрессом должна стать полезной привычкой каждого.

Заключение

Подводя итог работы, проведенной для решения сформулированных задач, можно сделать следующее заключение. В этом исследовании были рассмотрены материалы, касающиеся вопросов теории менеджмента в целом, изучены научные труды по психологии, организационному управлению стрессами и способам выведения предприятий из кризиса, охвачены публикации по теории управления человеческими ресурсами и трудовое законодательство Российской Федерации.

Также проведен разбор психологического климата и общего положения компании, реально существующей и остающейся на рынке до сего дня.

В заключении подготовлены аргументированные рекомендации по возможному выходу из кризиса в управлении персоналом вообще и профессиональным стрессом в частности. Приведены методы борьбы со стрессом по обоим направлениям: организационному и индивидуальному.

Стресс является серьезной социальной проблемой, он влияет на стабильность поведения работников организации и жизнь общества в целом. Всемирная Организация Здравоохранения уже назвала профессиональный стресс болезнью XXI века из-за увеличивающегося распространения напряжения в любой сфере трудовой деятельности и принятия стрессом формы «глобальной эпидемии».

В кризисные времена важно иметь представление о теориях и накопленном опыте в сфере управления профессиональной деятельностью. Уметь выстраивать эту деятельность в соответствии с заявленными целями, то есть осуществлять планирование на всех уровнях. По мере необходимости пересматривать свою реакцию на неизбежно возникающие проблемы и новые задачи. Застой, чрезмерная приверженность к традиционным или интуитивным подходам в управлении зачастую заставляют руководителей компаний топтаться на месте. Со стрессом связывают многие разрушительные для предприятий явления: прогулы, несчастные случаи, текучесть кадров, снижение производительности труда, увеличение брака продукции и тому подобные.


Трудность внедрения новых методик и принципов управления заключается еще и в том, что в мире закоренелых практиков приходится сталкиваться с категорическим нежеланием углубляться в теоретические вопросы, «тратить время» на них. Чрезвычайно важно иметь хотя бы общее представление о теоретических аспектах, о плюсах и минусах того или иного метода управления, чтобы не идти с закрытыми глазами по дороге, старательно освещенной теми, кто шел по ней до нас.

Однако развитие стрессовых ситуаций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых компаниях, так как обуславливается не только организационными особенностями, но и собственно характером работы, особенностями личностей работников и типом их межличностного взаимодействия.

Проведенная исследовательская работа живо иллюстрирует вывод о том, что теория и практика неделимы. Современным руководителям, кадровым работникам и самим сотрудникам необходимо научиться управлять профессиональными стрессами и применять эти знания в рабочей среде.

Библиография

1. Адизес И. Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем / Ицхак Калдерон Адизес : пер с англ. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 320 с. ISBN 978-5-91657-430-2

2. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – VIII, 328 с. – (Серия «Менеджмент для лидера»). ISBN 5-16-001192-7

3. Асаул А.Н. и др. Теория и практика решений по выходу организаций из кризиса / А. Н. Асаул, И. П. Князь, Ю. В. Коротаева; под ред. засл. строит. РФ, д-ра экон. наук, проф. А. Н. Асаула. – СПб: АНО «ИПЭВ», 2007. – 224 с.

4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с. ISBN 978-5-7695-7330-9

5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.

6. Веснин В.Р. Менеджмент : учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 504 с. ISBN 5-482-00517-8

7. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала : Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2001. – 496 с. ISBN 5-7975-0105-8

8. Друкер П., Макьярело Д. Менеджмент : пер с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. – 704 с. ISBN 978-5-8459-1570-2

9. Евдокимова А.Б., Ильин И.В. Реинжиниринг бизнес-процессов в организации как инструмент антикризисного управления // Научно-технические ведомости СПб ГПУ. Экономические науки. 2016. №3 (245). С.190-201. URL (дата последнего обращения: 05.01.2018 г. ):


https://cyberleninka.ru/article/n/reinzhiniring-biznes-protsessov-v-organizatsii-kak-instrument-antikrizisnogo-upravleniya

10. Иванова Н. Л. Проблемы самоопределения личности в бизнесе // Организационная психология. 2013. Т.3. №4. С. 76-91. URL (дата последнего обращения: 05.01.2018 г. ):

http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-samoopredeleniya-lichnosti-v-biznese

11. Калмыкова О.Ю., Соловова Н.В. Эффективное управление конфликтами в социально-трудовых отношениях // Вестник СамГУ. 2013. №1 (102). URL (дата последнего обращения: 05.01.2018 г. ):

http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnoe-upravlenie-konfliktami-v-sotsialno-trudovyh-otnosheniyah

12. Калмыкова О.Ю., Соловова Н.В., Правдина К.А. Профилактика профессионального стресса работников организации // Вестник СамГУ. 2015. №8 (130). С.122-130. URL (дата последнего обращения: 05.01.2018 г. ):

https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-professionalnogo-stressa-rabotnikov-organizatsii

13. Карпов А.В. Психология менеджмента : учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 584 с.

14. Кизян Н.Г., Мелякова Е.В. Управление организационной культурой предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризиса // ПСЭ. 2014. №4 (52). С.153-155. URL (дата последнего обращения: 05.01.2018 г. ):

https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-organizatsionnoy-kulturoy-predpriyatiy-malogo-i-srednego-biznesa-v-usloviyah-krizisa

15. Кокс Д., Хинкли Д. Теоретическая статистика : пер. с англ. – М.: Мир, 1978. – 560 с.

16. Кошелева С.В. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.11. Санкт-Петербург, 1997. – 320 с. URL (дата последнего обращения: 05.01.2018 г.):

http://www.dissercat.com/content/organizatsionno-psikhologicheskie-determinanty-professionalnogo-samosoznaniya-rukovoditelei

17. Мандель Б.Р. Психология стресса [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Б.Р. Мандель. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 252 с. ISBN 978-5-9765-2005-9

18. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.: ИНФРА – М., 1996. 256 с. ISBN 5-86225-238-Х

19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – 713 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). ISBN 978-5-314-00016-8

20. Садовников Э.Э., Шевченко С.Г. Оперативный анализ и эффективное разрешение конфликтов в сфере управления // Лидерство и менеджмент. 2015. 2(2). С. 81-98. URL (дата последнего обращение: 05.01.2018 г.)

https://creativeconomy.ru/lib/9425

21. Сапольски Р. Психология стресса. 3-е изд. – СПб: ПИТЕР, 2015. – 480 с. ISBN 978-5-496-00997-3

22. Трудовой кодекс РФ. Глава 18. Перерывы в работе. Выходные и нерабочие праздничные дни. URL (дата последнего обращения: 05.01.2018 г. ): http://base.garant.ru/12125268/18/

23. Трудовой кодекс РФ. Глава 30. Дисциплина труда. URL (дата последнего обращения: 05.01.2018 г. ): http://base.garant.ru/12125268/30/

24. Труфанова Т.А. Управление профессиональными стрессами: современные методы и подходы // Социально-экономические явления и процессы. 2016. №8. С. 72-79. URL (дата последнего обращения: 05.01.2018 г.):