Файл: Управление формированием себестоимости продукции, работ, услуг (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Себестоимость считается наиглавнейшим индикатором экономической продуктивности ее производства. В себестоимости отображаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются итоги применения всех производственных ресурсов. От ее уровня имеют зависимость денежный результаты деятельности организации, динамика расширенного воспроизводства, денежное положение субъекта хозяйствования. Ввиду данного проблема сокращения себестоимости в организации носит актуальный характер, в особенности, в условиях рыночной экономики.

В связи с этим возрастает и роль анализа себестоимости продукции и услуг, поскольку его проведение дает возможность уточнить тенденции изменения этого показателя, осуществление плана по его уровню, воздействие факторов на его прирост, резервы, в частности предоставить оценку деятельности компании по использованию возможностей сокращения себестоимости услуг.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет огромное значение в системе управления затратами. Анализ дает возможность установить тенденции изменения данного индикатора, выполнения плана по его уровню, установить воздействие факторов на его прирост, определить резервы и предоставить оценку деятельности компании по использованию возможностей сокращения себестоимости услуг.

Выбор темы данной работы обусловлен ее актуальностью в условиях рыночных отношений, когда каждая организация стремится извлечь предельно максимальную прибыль с самыми маленькими затратами. Изучение себестоимости имеет основополагающее значение для предпринимательской деятельности предприятия.

На данный момент проблема сокращения себестоимости производства считается весьма актуальной в экономической теории и практике, так как сокращение себестоимости - основа увеличения результативности производства.

В связи с этим, как отмечает Г.В. Савицкая [15], возрастает и роль анализа себестоимости, поскольку его проведение позволяет выяснить тенденции модификации этого показателя, осуществление плана по его уровню, воздействие факторов на его прирост, резервы, в частности предоставить оценку работы деятельности по использованию возможностей сокращения себестоимости.

Цель работы – особенности бухгалтерского учета и калькулирования себестоимости в общественном питании на примере предприятия ООО «Кариота».

Для достижения поставленной цели в рамках работы будут решены следующие задачи:


  • изучение теоретических и практических основ бухгалтерского учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции;
  • исследование особенностей бухгалтерского учета и калькулирования себестоимости в общественном питании на примере предприятия ООО «Кариота»;
  • разработка путей совершенствования учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на предприятии ООО «Кариота».

Объект исследования – ООО «Кариота».

Предметом исследования являются состав и структура затрат объекта исследования в разрезе калькуляционных статей.

Для проведения анализа в рамках работы будут использованы следующие методы: методы сравнения абсолютных, относительных и средних величин, графический метод, методы факторного анализа, методы трендового сравнительного анализа, метод группировок, метод функционально-стоимостного анализа.

Вопросы теоретического обоснования себестоимости находят отражение в работах многих авторов: А.Р.Андерсона, Ю.М. Киселева, М.И. Баканов, А.Д. Шеремета, Л.Е. Басовского, Е.Н. Басовской, Ю.П. Васина, К. Друри, Г.В.Савицкой, В.Г. Лебедева, Л.Н. Чечевицыной и пр.

ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

1.1. Сущность, основные принципы и задачи учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

Себестоимость продукции — это выраженные в финансовой форме затраты на ее производство и реализацию. В обстоятельствах перехода к рыночной экономике себестоимость товара считается наиглавнейшим индикатором производственно-хозяйственной деятельности компаний. [6, с.132].

Управление себестоимостью товара организаций пищевой промышленности — планомерный процесс формализации затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, надзор за осуществлением заданий по сокращению себестоимости товара, вычисление резервов ее сокращения. Основополагающими компонентами системы управления себестоимостью продукции представляются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они действуют непосредственно в тесной взаимосвязи друг с другом.


Главные задачи бухгалтерского учета затрат на производство и калькулирование себестоимости товара - учет объема, ассортимента и качества выпущенной продукции, осуществленных работ и предоставленных услуг и контроль за осуществлением плана по данным индикаторам; учет фактических затрат на производство товара и контроль за применением сырья, материальных, трудовых и иных ресурсов, за соблюдением установленных смет расходов по обслуживанию производственной деятельности и управления; калькулирование себестоимости товара и контроль за реализацией плана по себестоимости; вычисление итогов деятельности структурных хозрасчетных подразделений организации по сокращению себестоимости товара; выявление возможностей сокращения себестоимости продукции [11].

В государствах с развитой рыночной экономикой учет затрат на производственную деятельность и калькулирование себестоимости товара выделены в управленческий учет, призванный дать информацию для управления себестоимостью товара специалистам и администрации организации и ее подразделений.

В российской практике учет затрат на производственную деятельность и калькулирование себестоимости товара считаются составляющей частью общей единой системы бухгалтерского учета.

Количество товара, которое будет реализовываться на соответствующем рынке имеет зависимость от уровня издержек (затрат) - во-первых, и стоимости, по которым товар будет реализоваться - во-вторых. Из данного вытекает, что значение издержек производственной деятельности считается наиглавнейшим критерием успеха на рынке[11].

В себестоимость продукций принято включать:

- расходы на подготовку и освоение производственной деятельности;

- расходы, прямо связанные с производством товара, продиктованные технологией и организацией производственной деятельности;

- расходы на оплату трудовой деятельности;

- затраты, связанные с применением природного сырья;

- затраты, которые непосредственно связаны с изобретательством, техническим усовершенствованием и рационализаторскими предложениями;

- расходы по обслуживанию производственного процесса ( текущий , средний и капитальный ремонт ) ;

- затраты по обеспечению нормальных условий трудовой деятельности и техники безопасности;

- затраты, продиктованные набором рабочей силы ;

- текущие затраты, которые связаны с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения;

- затраты, которые связаны с управлением производством;


- расходы, обусловленные подготовкой и переподготовкой специалистов;

- затраты по транспортировке сотрудников к месту работы и обратно;

- выплаты, которые предусмотрены прямо действующим законом относительно трудовой деятельности (оплата отпусков, компенсаций и т.д.);

- отчисления по обязательному медицинскому страхованию;

- платежи по страхованию имущества организаций;

- расходы на оплату процентов по краткосрочным кредитам банковских учреждений, оплата услуг банков;

- расходы по гарантийному обслуживанию;

- затраты, которые связаны с реализацией товаров;

- расходы на воспроизводство основополагающих производственных фондов (амортизация );

- потери от брака;

- потери от простоев по внутрипроизводственным причинам [5,с. 38].

Объем данных затрат имеет зависимость от стоимостей на ресурсы потребных для производства товара, в частности от технологий их применения. Стоимость, по которой приобретаются ресурсы, не имеет какой-либо зависимости от организации. Она определяется взаимодействием спроса и предложения на данные ресурсы.

Как следствие, для предпринимателя имеет большое значение технологический аспект формализации издержек производства, определяющий с одной стороны, количество привлекаемых ресурсов и качество их использования, с иной стороны.

1.2. Основные методы калькулирования себестоимости продукции и их описание

Имея зависимость от разновидности продукции, ее сложности, типа и направленности организации производственной деятельности в российской практике применяются разные методы калькулирования. Данные методы классифицируются по нижеприведенным признакам: объект калькулирования и метод расчета [15,c.22].

Имея зависимость от объекта выделяют способы калькулирования: по изделиям; позаказный; пооперационный; попередельный; попроцессный.

Имея зависимость от метода расчета выделяют методы (способы) калькулирования: прямого счета; расчетно-аналитический; нормативный; параметрический; исключения затрат; коэффициентный; комбинированный.

Метод прямого счета означает определение себестоимости единицы товара способом разделения общей суммы издержек на количество выработанной продукции. Используется главным образом в компаниях, где выпускают однородную продукцию.


Расчетно-аналитический метод калькулирования означает определение прямых затрат на базе норм расхода и отнесение их на единицу продукции прямым счетом, а косвенных затрат - пропорционально определенной базе, принятой в отрасли. Данными базовыми признаками считаются [9,c.48]:

- объем основного производственного материала в натуральном выражении (применяется в первую очередь в материалоемких отраслях);

- прямые затраты трудового времени (применяется в трудоемких отраслях);

- основная заработная плата трудовых рабочих;

- машиночасы функционирования оборудования (используется в отраслях с высокой долей автоматизированного и механизированного труда, к примеру, в машиностроении и др.).

Нормативный метод калькулирования базируется на нормах и нормативах применения материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Нормы и нормативы должны быть прогрессивными и научно обоснованными, ориентированными на оптимальное расходование всех ресурсов организации.

Нормативный метод калькулирования наиболее обширно используется в масштабном производстве.

Параметрический метод применяется при калькулировании однотипных, но различных по размерам и качеству изделий. Он базируется на установлении закономерностей изменения издержек имея зависимость от параметров продукции. Наиболее легким и получившим обширную популяризацию, к примеру, в тяжелом и энергетическом машиностроении считается метод расчета себестоимости на основании цены одного килограмма конструктивного веса идентичных машин и оборудования либо иных показателей, наиболее полно характеризующих изделие. Этот метод дает возможность в частности определить и дополнительные затраты на улучшение качественных параметров продукции [17,c.45].

При применении метода исключения затрат один тип продукции, полученной в итоге комплексной переработки сырья, является основным, а остальные — побочными.

Метод исключения затрат, коэффициентный и комбинированный методы применяются в комплексных производствах (цветная и черная металлургия, нефтеперерабатывающая и др.), если затраты на сырье невозможно отнести на определенную разновидность продукции.

При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ на заранее установленной количество продукции. В заказе указываются: изделия, которые подлежат изготовлению; их количество; временные сроки исполнения заказа; цехи, принимающие участие в его выполнении. Плановая себестоимость заказа определяется объемом всех затрат производства в течение срока осуществления заказа. [15,c.67].