Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы диагностики и построения корпоративной культуры
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры
Глава 2. Диагностика корпоративной культуры организации
2.1. Общая характеристика АО «Красмаш» и основные показатели его деятельности
2.2. Анализ и оценка корпоративной культуры на предприятии
Глава 3. Построение корпоративной культуры организации
3.1. Комплекс мероприятий по построению корпоративной культуры
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Рисунок 2.1. Динамика основных показателей деятельности АО «Красмаш» [составлено автором]
Данные, приведенные в таблице показывают, что за период 2015-2016 годы выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг АО «Красмаш» увеличилась на 16 % или в абсолютном значении на 1 481 млн. руб. За этот же период себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, увеличилась на 16 %, или на 1 441 млн. рублей. Опережающий рост выручки от продажи товаров по сравнению с ростом себестоимости связан с ростом портфеля заказов и мероприятиями, направленными на снижение затрат на производство услуг и повышение качества услуг. В результате валовая прибыль увеличилась на 12 % или 39 млн. рублей в 2016 году.
Общую картину состояния и тенденции развития трудовых ресурсов компании АО «Красмаш» дает анализ изменения списочной и среднесписочной численности работников проведённый по категориям персонала, что позволяет оценить также состав и структуру трудовых ресурсов. Численность персонала АО «Красмаш» за 2014 — 2016 гг. приведена в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Численность персонала АО «Красмаш» за 2014 — 2016 гг. [составлено автором]
Год |
Отклонение, чел. |
Отклонение, % |
|||||
2014 |
2015 |
2016 |
2015-2014 |
2016-2015 |
2015/2014, |
2016/2015, |
|
100% |
100% |
||||||
Численность среднесписочная, чел, в т.ч. |
5 623 |
5 502 |
5 398 |
-121 |
-104 |
97,85 |
98,11 |
Рабочие основного производста |
3 517 |
3 607 |
3 593 |
90 |
-14 |
102,56 |
99,61 |
Рабочие вспомогательного производства |
1 767 |
1 559 |
1 472 |
-208 |
-87 |
88,23 |
94,42 |
Работники АУП и ИТР |
339 |
336 |
333 |
-3 |
-3 |
99,12 |
99,11 |
Численность среднеявочная, чел., в т.ч. |
5 511 |
5 337 |
5 182 |
-174 |
-155 |
96,85 |
97,10 |
Рабочие основного производста |
3 429 |
3 464 |
3 398 |
35 |
-66 |
101,03 |
98,10 |
Рабочие вспомогательного производства |
1 749 |
1 543 |
1 457 |
-206 |
-86 |
88,23 |
94,42 |
Работники АУП и ИТР |
332 |
329 |
326 |
-3 |
-3 |
99,12 |
99,11 |
Рисунок 2.2. Динамика среднесписочной и среднеявочной численности персонала АО «Красмаш» [составлено автором]
Среднесписочная численность персонала в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократилась на 2,15 %, а в 2016 году по сравнению с 2014 на 1,9 %. В основном это касается рабочих основного производства. Согласно данным экономических показателей, объем производства растет незначительно, при этом сокращение численности идет по всем категориям работников, что говорит о политике оптимизации кадров на предприятии.
2.2. Анализ и оценка корпоративной культуры на предприятии
Среди всей совокупности инструментов, используемых в целях организации корпоративной культуры, можно выделить информационные, аналитические, коммуникативные и организационные инструменты.
Проанализируем специфику применения каждой из обозначенных групп инструментов в целях организации положительного бренда компании среди работников, как реальных так и потенциальных, в компании АО «Красмаш» [32].
Во-первых, рассмотрим информационные инструменты. Среди информационных инструментов компании АО «Красмаш» используются следующие:
- корпоративная газета «Паковочные дела»;
- информационные доски во внутренних помещениях;
- внутренняя электронная рассылка.
Рассмотрим то, как перечисленные инструменты влияют на формирование и поддержание корпоративных коммуникаций и корпоративной культуры.
Корпоративная газета «Паковочные дела» является периодическим внутрикорпоративным изданием, выходящим один раз в месяц. В 2014 году вышло 10 номеров газеты и к каждому из номеров было выпущено приложение, представляющее собой характеристику одной из видов работ-услуг компании.
Анализ последних номеров корпоративной газеты показывает, что издание ориентировано как на обеспечение коммуникации между руководством компании и сотрудниками, так и между сотрудниками. Это обеспечивается за счет наличия в издании как официальной информации, так и репортажей с различных неформальных или полуформальных мероприятий.
Например, в первом номере газеты, вышедшем в 2010 году, основная статья носит название АО «Красмаш» глазами партнеров» [32], в которой иллюстрируется подход к оценке состояния компании с точки зрения потенциальных партнеров, со стороны. Возможно, эта информация не так близка по духу рядовым сотрудникам компании и более значима для руководства. Однако размещение такой информации представляется необходимым в рамках корпоративного издания в связи с тем, что простые работники компании должны иметь глобальное представление о том «организме», частями которого являются они сами. В подобного рода статьях, носящих официальный характер отражаются перспективы развития компании, направления ее стратегического совершенствования, векторы дальнейшего роста. Подобные статьи необходимы для того, чтобы обеспечивать слияние устремлений руководства компании и рядовых ее сотрудников, чтобы сориентировать их на достижение общих, стратегических целей предприятия [23, c. 54].
Далее в номере газеты рассказывается о социальных акциях, организуемых компанией, о социальных инициативах, поддерживаемых АО «Красмаш».
Статья «На связи с веселыми и находчивыми» рассказывает о сотрудничестве компании с местными КВН-щиками под лозунгом «Пакеики+КВН=ДРУЖБА».
Далее идет страничка юмора, составленная по материалам различных служб АО «Красмаш».
Таким образом, на страницах корпоративного издания публикуются материалы совершенно различной тематики и профиля, ориентированные на разные категории сотрудников компании. Это позволяет поддерживать интерес к газете со стороны персонала разного уровня и обеспечивает осознание работниками общности интересов, стремления их к единой цели.
Важно и то, что в рамках корпоративного издания осуществляется тесное взаимодействие между разными службами компании путем публикации материалов не только от имени руководителя, но и из других источников. Это в еще большей степени позволяет сотрудникам осознать значение компании и свою принадлежность к единому целому [25, c. 421].
Информационные доски во внутренних помещениях также играют свою роль, особенно для тех сотрудников, чье рабочее место не обеспечено компьютерной техникой, то есть для тех, кто не имеет доступа к корпоративному порталу. Также информационные доски могут представлять интерес, например, для сотрудников, зашедших в другой отдел и ожидающих своей очереди в коридоре. Таким образом, даже в процессе ожидания используются все возможные ресурсы для обеспечения внутренних коммуникаций.
Доска объявлений — открытый источник информации, побуждающий к обсуждению, а следовательно, способствующий общению людей в коллективе [26, c. 70].
Внутренняя электронная рассылка информирует сотрудников об актуальных предстоящих мероприятиях, о важных для каждого сотрудника новостях, связанных с деятельностью компании. Рассылка также ориентирована на работников, обеспеченных компьютером, однако ее влияние на корпоративные коммуникации более локально: она служит, главным образом, для быстрого информирования определенной группы сотрудников.
Обратимся к аналитическим инструментам HR-брендинга. Анкетирование, мониторинг персонала производится в компании АО «Красмаш», методами электронной обработки (с помощью электронной почты и т.д.).
Среди коммуникативных инструментов в рамках АО «Красмаш» с персоналом используются:
- корпоративные праздники;
- адаптация работников;
- обучение работников.
Праздник — это мощное средство воздействия на эмоциональный аспект организационной культуры компании. Его основная задача — внедрение ценностей, исповедуемых компанией, в сознание ее сотрудников. Праздник направлен на создание у человека ощущения чувства общности со своим коллективом. Поэтому в современные корпоративные праздники вкладываются большие средства, силы, к их подготовке привлекаются специалисты различных отраслей и сфер деятельности. Корпоративный праздник в его сегодняшнем понимании — это не просто банкет, а разработанная программа, с подведением итогов за год и награждениями, проведением конкурсов и розыгрышей.
Все эти достоинства корпоративного праздника учтены службой кадров АО «Красмаш», и потенциал праздника активно используется в целях внутреннего PR.
Одним из важных направлений по работе с кадрами является помощь в адаптации новым работникам. В конце 2010 года были разработаны и утверждены Положения, в соответствии с которыми была определена процедура адаптации работников, включающая мероприятия по адаптации в первый рабочий день и тренинг «Добро пожаловать в АО «Красмаш» [32].
Это, безусловно, является важным моментом в формировании HR-бренда, в обеспечении развития внутрикорпоративных коммуникаций, так как с первых моментов появления нового сотрудника в компании, он вовлекается в сферу действия службы кадров и становится неотъемлемой частью организации.
Обучение также активно применяется как средство развития работников, повышения их профессионального, интеллектуального потенциала, а также как эффективный инструмент налаживания корпоративных коммуникаций.
Обучаясь на корпоративной основе, работник осознает заинтересованность в себе со стороны руководства, это позволяет ему понять, что компания не просто хочет получить от него труд в обмен на деньги, но и вложить что-то в его развитие. Это, безусловно, повышает мотивацию и лояльность персонала в дальнейшем и позволяет в какой-то мере работнику чувствовать обязанность в отношении компании служить верно и честно [28, c. 103].
Организационные инструменты формирования HR-бренда, безусловно, также используются в рамках деятельности АО «Красмаш» и представляют собой совещания, собрания работников на разных уровнях. Собственно, подобного рода организационные мероприятия являются неотъемлемой частью рабочего процесса, однако и они могут организовываться по-разному. То есть обычное совещание или встречу с руководителем можно с точки зрения корпоративных коммуникаций ранжировать на эффективные и неэффективные. Например, эффективными могут являться встречи с руководителем, когда руководитель способен создать дружелюбную атмосферу, отступив от формальностей. Или совершенно неэффективным может выглядеть встреча генерального директора с персоналом, на которой ни разу не прозвучит мысль о том, что все мы единая команда и у нас общие светлые цели.
Однако все эти отдельные мероприятия не оцениваются с точки зрения сотрудников.
Для оценки эффективности работы в направлении брендинга в компании создана анкета для увольняющихся работников, в которой они в последний рабочий день могут оценить условия труда и коммуникаций в компании.
В результате проведенного анализа ответов увольняющихся сотрудников сформировалась общая картина причины недовольства работой в компании, которая представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Оценка удовлетворенности работой в компании [составлено автором]
Оцените степень удовлетворенности работой в компании |
заработная плата (оклад+бонус) |
3 |
|
социальные льготы (скидки, мед. страховка) |
4 |
||
график работы |
4 |
||
санитарные условия (места общего пользования, кухня, шкафчики для переодевания и пр.) |
4 |
||
признание ваших профессиональных качеств вашими коллегами и руководством |
4 |
||
карьера (возможность профессионального роста) |
4 |
||
тренинги (качество/количество), способствовавшие повышению |
4 |
||
взаимоотношения в коллективе |
4 |
||
Назовите основные причины увольнения из компании? |
1. Нет перспектив для дальнейшего продвижения внутри Компании |
11% |
|
2 .Не доволен (-а) размером оклада+бонус |
34% |
||
3. Не доволен (-а) позицией, занимаемой в настоящее время |
3% |
||
4. Большое количество обязанностей |
6% |
||
5. Не доволен (-а) графиком работы |
13% |
||
6. Место работы очень удалено от дома |
15% |
||
7. Не доволен (-а) стилем управления непосредственного руководителя |
13% |
||
8 . Сложности во взаимодействии с коллегами по работе |
6% |
||
9. Плохая коммуникация со стороны руководителей, не соблюдение принципов взаимного уважения и равноправных возможностей по отношению к подчиненным |
14% |
||
10. Предложение от другой компании с повышением в должности |
7% |
||
11. Предложение от другой компании с повышением заработной платы |
17% |
||
12. Смена места жительства |
7% |
||
13. Сокращение штата |
3% |
||
14. Другие причины (пожалуйста, объясните подробнее) |
9% |
||
обязательно порекомендую |
51% |
||
не уверен (-а), что буду рекомендовать |
33% |
||
никогда не буду рекомендовать |
4% |