Файл: Правовые основы организации нотариата (Становление и развитие нотариата: историко-географический аспект).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мы считаем необходимым несколько более подробно остановиться на том, какие обязанности закреплялись за европейскими нотариусами. Считается, что эти обязанности примерно совпадали в разных европейских странах. Для нашего исследования они имеют решающее значение, так как видными учеными утверждается, что «эти обязанности были впоследствии заимствованы и нотариатом в России»[17]. Интересно, что европейские нотариусы принимали активное участие чуть ли не во всех правовых сферах общества: судебной, административной и, разумеется, в правовых отношениях между лицами и организациями. В области гражданского права существуют исчерпывающие списки обязанностей французских и немецких нотариусов. Н. Ляпидевский приводит следующий перечень: «...нотариусы писали: 1) акты явки в суд истца и ответчика, 2) показания того и другого, 3) акты присяги свидетелей, 4) доверенности, 5) акты принятия опеки и сдачи оной, 6) акты вступления в наследство, 7) наследственные инвентари, 8) акты о приданом, 9) допрос свидетелей»[18]. Как мы видим, с тех пор обязанности нотариусов претерпели серьезные изменения, но тогда они фактически выступали гарантами не только сделок, но и принимали активное участие в правоприменительном процессе. При этом, методы фиксации нотариусами документов с XVI века практически не изменились. И тогда совершение нотариусом документа подразумевало создание, собственно, самого акта и внесения его в специальную книгу с присвоением порядкового номера, а также передачу сторонам сделки их копий акта.

Мы полагаем возможным завершить на этом моменте исследование западных систем нотариата и перейти к изучению российских нотариусов. Причем, поскольку очевидно, что история права Киевской Руси и Руси ордынского периода не имеет отношения к сложившемуся позднее институту нотариата, мы начнем с уже неоднократно названного в этой работе XVI столетия. Именно тогда в исторических источниках появляются первые упоминания профессиональных писцов. М.Ф. Злотников сообщает, что «Первоначально указанные лица именовались по-разному: писчики, площадные писчики, площадные дьячки, подьячие с площади — однако со временем все они объединены в единое сословие площадных подьячих»[19]. В первое время российское государство не принимало почти никакого участия в регулировании их деятельности, ограничивая лишь количество самих подьячих. Но уже к концу XVII века, когда профессия подьячих сформировалась полностью, правительство начинает предпринимать активные меры по контролю над ними. Указ Петра I от 9 декабря 1699 года вообще ликвидирует данный слой российского общества, предписывая «совершать всякие крепости не на Ивановской площади, а в Поместном приказе», куда надлежало «присылать раз в два месяца все крепости, совершаемые в городах»[20]. В 1701 году Петр I изменяет указ и подчиняет подьячих Оружейной палате, а впоследствии создает специальный Приказ крепостных дел. В результате принятия данных законов подьячие перестали представлять из себя своеобразный «свободный» класс, а стали чиновниками, получающими жалование и подчиняющимися вышестоящим органам государственной власти. Впоследствии Екатерина II, упразднив юстиц-коллегию, передала совершение крепостных актов Палате гражданского суда, то есть окончательно подчинила институт нотариусов системе судебной власти Империи.


«Положение о нотариальной части»[21] — один из важнейших документов, принятых в эпоху Великих Реформ, был составлен с учетом изучения трех объемных законодательных актов Западной Европы: французского, австрийского и баварского. Указанный документ закреплял за нотариусами обязанность по совершению и регистрации сделок, устанавливал систему нотариальных органов, определял их компетенцию, устанавливал размеры вознаграждения старших нотариусов и определял систему работы нотариального архива. Можно утверждать, что это был один из многих прогрессивных документов, принятых в правление Александра II.

Дальнейшее изменение российского нотариата связано с Революцией, возникновением СССР и переменами в политической и экономической жизни страны.

23 марта 1918 года СНК Москвы и Московской губернии отменил Положение Александра II. В период гражданской войны вообще не существовало единых унифицированных нормативно-правовых актов, регулирующих нотариат. Первыми такими актами советского периода стали Положение о государственном нотариате 1922 г.[22], а также уточняющее его Постановление ЦИК и СНК СССР «Об основных принципах организации государственного нотариата»[23]. В соответствии с данными законами государственные нотариальные конторы оказались в ведении и подчинении губернских судов. Важным нововведением стало понятие «нотариальной тайны», впервые введенное в обиход именно в 1926 году.

Законодательство СССР строилось на декларации принципа федерализма, так что введение общесоюзного закона подразумевало принятие соответствующих локальных актов, которые, впрочем, почти дословно цитировали положения основного закона. Например, «Положение о государственном нотариате РСФСР»[24] фактически ничем не отличалось от названного выше НПА.

Необходимо отметить, что в условиях социалистического отношения к собственности в стране в течение десятилетий фактически отсутствовала частная собственность и связанные с ней сделки, а также коммерция в любых видах. Таким образом, в советский период роль нотариусов была куда менее заметна, чем в наше время или в досоветский период.

Следующие изменения системы отечественного нотариата связаны с принятием «Закона СССР о государственном нотариате»[25] и, как и в 20-е годы, фактически повторявших его текст законов союзных республик[26]. В качестве основных задач нового закона назывались охрана социалистической собственности, прав и законных интересов граждан и иных организаций, а также предупреждение правонарушений путем правильного удостоверения договоров, оформления наследственных прав и других нотариальных действий. В общем и целом можно сказать, что советская система нотариата сохранила основные черты досоветской эпохи с учетом исключений, естественных для полного отсутствия частной собственности, свободы предпринимательства и каких-либо товарно-денежных отношений, не считая частных, то есть межличностных и не попадавших под действия законов, и общегосударственных, не нуждающихся, как правило, в услугах нотариусов.


Выводы.

Изучение истории нотариата позволяет нам с уверенностью говорить о том, что современная система российского нотариата развивалась параллельно из трех различных источников. Первый — европейский нотариат, ставший, в свою очередь преемником римской и византийской систем. Второй — российский нотариат, созданный в правление Александра II, но имевший в своей основе институт подьячих Ивановской площади, фактически неподконтрольных государственным властям. Третий — система советского нотариата, полностью подчиненная действующей власти и не оперировавшая категорией частной собственности. Можно с уверенностью говорить о том, что переход России к рыночной экономике потребовал от нотариата коренных изменений.

Глава II. Правовые основы организации и актуальные проблемы нотариата в современной России

Перед тем, как перейти, собственно, к правовым вопросам организации нотариата, необходимо описать систему, именуемую нотариальным правом. Только осознав то, что представляет из себя эта область права и научного знания, мы сможем понять, каким образом выстраиваются общественные отношения, участником или организатором которых является сама система нотариата.

При этом, изучение существующей в настоящее время литературы, не позволяет нам однозначно определить место нотариального права в общей системе российского права. Такое определение фактически обозначает отнесение норм нотариального права к той или иной группе правовых норм: гражданского, наследственного, административного и т. д. или, напротив, выделение их в отдельную категорию с присвоением названия «нотариальное право». В правовой литературе существует несколько определяющих критериев, служащих для отнесения системы норм к определенной системе права. Различие этих критериев и существование подчас диаметрально противоположных взглядов на их оценку и создают сложности при описании нотариального права. С одной стороны, вполне очевиден особый предмет данной отрасли права. Нормы нотариального права регулируют четыре основные группы общественных отношений: связанные непосредственно с нотариальной деятельностью, собственно, нотариальные действия и их результат — нотариальные акты, процессуальный порядок осуществления отдельных нотариальных производств и, наконец, отношения, связанные с сотрудничеством с зарубежными системами нотариата. С точки зрения таких правоведов, как С. Смирнов[27], Л.В. Щенникова[28], В.В. Ралько[29] и других наличия этих норм и существования Основ законодательства о нотариате в качестве основного и специального источника права достаточно для выделения нотариального права в отдельную отрасль. Такой вывод нашел свое закрепление в соответствующем определении: «Нотариальное право - самостоятельная отрасль системы российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу нотариальной деятельности, с присущими ей методами, основанная на определенных правовых принципах и обладающая самостоятельными источниками права»[30].


Не оспаривая данную точку зрения в целом, хотелось бы уточнить тот момент, что не совсем ясным остается наличие методов, присущих только нотариальному праву. Мы в целом согласны с позицией известного советского и российского правоведа С.С. Алексеева, который утверждает, что метод правового регулирования представляет собой один из трех способов воздействия, а именно:

а) «дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия;

б) запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;

в) позитивное связывание - возложение на лиц обязанности к активному поведению (что-то сделать, передать, уплатить и т.д.)»[31].

Сходной позиции придерживаются как и другие правоведы и авторы современной научной и учебной литературы по теории права[32]. Исходя из описанной точки зрения, крайне сложно сделать вывод не только о наличии специального метода у нотариального права, но и вообще о существовании специальных методов, ведь, по своей правовой сути, любая отрасль права оперирует лишь тремя описанными выше методами, совмещая их различными способами и, в зависимости от конкретной ситуации, отдавая предпочтение тому или иному.

Не менее дискуссионным является в научной среде вопрос о допустимости использования источника права в качестве основы для создания правовой системы. Особенно актуальным этот взгляд становится тогда, когда государство переживает сложный период политических, экономических и правовых перемен.

Как совершенно верно замечает Ю.А. Тихомиров, «Не следует скороспелым законам поспешно присваивать ранг права, а отрасли законодательства механически объявлять отраслями права.... Принят закон о нотариате - есть и нотариальное право... Подобное отождествление упрощает и вульгаризирует представления о праве и законе»[33]. Таким образом, мы считаем необходимым рассмотреть и иные позиции правоведов и юристов на место нотариального права в общей системе российского права.

Согласно одной из них, высказываемой Г.Г. Черемных и И.Г. Черемных[34], нотариальное право представляет собой «комплексную подотрасль конституционного права, совокупность правовых норм и институтов, регулирующих на основе сочетания публичных и частных интересов общественные отношения в сфере организации и осуществления нотариальной деятельности, а также отношения по государственному управлению нотариальной деятельностью в целях защиты основных прав и законных интересов граждан и юридических лиц и обеспечения интересов государства и общества». В качестве основного обоснования этой точки зрения приводится тот факт, что «регулирование организации нотариата согласно Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов»[35]. С этим взглядом, однако, непросто согласиться из-за слишком большой разницы в предмете конституционного и нотариального права. Представляется, что признать такую точку зрения истинной, мы будем вынуждены признать «подотраслями» конституционного права и все остальные правовые системы России как существующие в целях защиты основных прав и законных интересов граждан и юридических лиц и подчиняющиеся Конституции как основному закону России.


Существуют также точка зрения, в соответствии с которой нотариальное право является своеобразной «надстройкой» гражданского процессуального права, поскольку «традиционно исследование правового

института нотариата осуществлялось учеными-правоведами, специализирующимися в вопросах гражданского процессуального права»[36], и мнение о нотариате как как об органе превентивной юрисдикции[37] с последующим отнесением его скорее к процессуальному праву, причем в части судопроизводства.

Первый взгляд представляется нам предельно неточным, так как совершенно невозможно представить себе, что отнесение норм к той или иной отрасли права будет осуществляться исходя из того, какой была область научных познаний ученых, ей занимавшихся. Кроме того, наши исследования, проведенные в целях написания данной работы, подтверждают, что нотариат в разное время становился предметом исследований ученых, представляющих самые различные области научного познания.

Что касается попыток отнести нотариат исключительно к области превентивного правосудия, то и эта позиции, на наш взгляд, во-первых, не имеет практически никакого отношения к действительности, во-вторых, существенно устарела. Оппоненты данной теории справедливо опровергают ее, утверждая, что: «современный нотариат не имеет никакого отношения к судебной системе, не вправе использовать методы, присущие судам как органам государственной власти в Российской Федерации»[38]. Исходя из представленного анализа различных точек зрения, мы склоняемся к тому, что признать нотариальное право самостоятельной отраслью российского права, хоть и с некоторыми оговорками, касающимися, в первую очередь, невозможности существования нотариата в отсутсвии других важных правовых конструктов. При этом, если место норм, регулирующих нотариат, в системе российского права, было и до сих пор остается дискуссионным вопросом, то определить место нотариата в системе российского законодательства куда проще. Для этого достаточно обратиться к Классификатору правовых актов[39].

Мы обнаружим в нем строку 190.000.000 — «Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат.». При этом, сама графа «Нотариат» разделена на 3 составляющие: общие положения; организационные основы деятельности нотариата; нотариальные действия и правила их совершения. Несмотря на то, что такое разделение и определение места нотариата рядом с, например, прокуратурой, далеко от совершенства, изучения Классификатора вполне достаточно для того, чтобы увидеть место норм нотариального права в системе если не российского права, то, по крайней мере, российского законодательства.