Файл: Правовые основы организации нотариата (Становление и развитие нотариата: историко-географический аспект).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
Мы считаем необходимым несколько более подробно остановиться на том, какие обязанности закреплялись за европейскими нотариусами. Считается, что эти обязанности примерно совпадали в разных европейских странах. Для нашего исследования они имеют решающее значение, так как видными учеными утверждается, что «эти обязанности были впоследствии заимствованы и нотариатом в России»[17]. Интересно, что европейские нотариусы принимали активное участие чуть ли не во всех правовых сферах общества: судебной, административной и, разумеется, в правовых отношениях между лицами и организациями. В области гражданского права существуют исчерпывающие списки обязанностей французских и немецких нотариусов. Н. Ляпидевский приводит следующий перечень: «...нотариусы писали: 1) акты явки в суд истца и ответчика, 2) показания того и другого, 3) акты присяги свидетелей, 4) доверенности, 5) акты принятия опеки и сдачи оной, 6) акты вступления в наследство, 7) наследственные инвентари, 8) акты о приданом, 9) допрос свидетелей»[18]. Как мы видим, с тех пор обязанности нотариусов претерпели серьезные изменения, но тогда они фактически выступали гарантами не только сделок, но и принимали активное участие в правоприменительном процессе. При этом, методы фиксации нотариусами документов с XVI века практически не изменились. И тогда совершение нотариусом документа подразумевало создание, собственно, самого акта и внесения его в специальную книгу с присвоением порядкового номера, а также передачу сторонам сделки их копий акта.
Мы полагаем возможным завершить на этом моменте исследование западных систем нотариата и перейти к изучению российских нотариусов. Причем, поскольку очевидно, что история права Киевской Руси и Руси ордынского периода не имеет отношения к сложившемуся позднее институту нотариата, мы начнем с уже неоднократно названного в этой работе XVI столетия. Именно тогда в исторических источниках появляются первые упоминания профессиональных писцов. М.Ф. Злотников сообщает, что «Первоначально указанные лица именовались по-разному: писчики, площадные писчики, площадные дьячки, подьячие с площади — однако со временем все они объединены в единое сословие площадных подьячих»[19]. В первое время российское государство не принимало почти никакого участия в регулировании их деятельности, ограничивая лишь количество самих подьячих. Но уже к концу XVII века, когда профессия подьячих сформировалась полностью, правительство начинает предпринимать активные меры по контролю над ними. Указ Петра I от 9 декабря 1699 года вообще ликвидирует данный слой российского общества, предписывая «совершать всякие крепости не на Ивановской площади, а в Поместном приказе», куда надлежало «присылать раз в два месяца все крепости, совершаемые в городах»[20]. В 1701 году Петр I изменяет указ и подчиняет подьячих Оружейной палате, а впоследствии создает специальный Приказ крепостных дел. В результате принятия данных законов подьячие перестали представлять из себя своеобразный «свободный» класс, а стали чиновниками, получающими жалование и подчиняющимися вышестоящим органам государственной власти. Впоследствии Екатерина II, упразднив юстиц-коллегию, передала совершение крепостных актов Палате гражданского суда, то есть окончательно подчинила институт нотариусов системе судебной власти Империи.
«Положение о нотариальной части»[21] — один из важнейших документов, принятых в эпоху Великих Реформ, был составлен с учетом изучения трех объемных законодательных актов Западной Европы: французского, австрийского и баварского. Указанный документ закреплял за нотариусами обязанность по совершению и регистрации сделок, устанавливал систему нотариальных органов, определял их компетенцию, устанавливал размеры вознаграждения старших нотариусов и определял систему работы нотариального архива. Можно утверждать, что это был один из многих прогрессивных документов, принятых в правление Александра II.
Дальнейшее изменение российского нотариата связано с Революцией, возникновением СССР и переменами в политической и экономической жизни страны.
23 марта 1918 года СНК Москвы и Московской губернии отменил Положение Александра II. В период гражданской войны вообще не существовало единых унифицированных нормативно-правовых актов, регулирующих нотариат. Первыми такими актами советского периода стали Положение о государственном нотариате 1922 г.[22], а также уточняющее его Постановление ЦИК и СНК СССР «Об основных принципах организации государственного нотариата»[23]. В соответствии с данными законами государственные нотариальные конторы оказались в ведении и подчинении губернских судов. Важным нововведением стало понятие «нотариальной тайны», впервые введенное в обиход именно в 1926 году.
Законодательство СССР строилось на декларации принципа федерализма, так что введение общесоюзного закона подразумевало принятие соответствующих локальных актов, которые, впрочем, почти дословно цитировали положения основного закона. Например, «Положение о государственном нотариате РСФСР»[24] фактически ничем не отличалось от названного выше НПА.
Необходимо отметить, что в условиях социалистического отношения к собственности в стране в течение десятилетий фактически отсутствовала частная собственность и связанные с ней сделки, а также коммерция в любых видах. Таким образом, в советский период роль нотариусов была куда менее заметна, чем в наше время или в досоветский период.
Следующие изменения системы отечественного нотариата связаны с принятием «Закона СССР о государственном нотариате»[25] и, как и в 20-е годы, фактически повторявших его текст законов союзных республик[26]. В качестве основных задач нового закона назывались охрана социалистической собственности, прав и законных интересов граждан и иных организаций, а также предупреждение правонарушений путем правильного удостоверения договоров, оформления наследственных прав и других нотариальных действий. В общем и целом можно сказать, что советская система нотариата сохранила основные черты досоветской эпохи с учетом исключений, естественных для полного отсутствия частной собственности, свободы предпринимательства и каких-либо товарно-денежных отношений, не считая частных, то есть межличностных и не попадавших под действия законов, и общегосударственных, не нуждающихся, как правило, в услугах нотариусов.
Выводы.
Изучение истории нотариата позволяет нам с уверенностью говорить о том, что современная система российского нотариата развивалась параллельно из трех различных источников. Первый — европейский нотариат, ставший, в свою очередь преемником римской и византийской систем. Второй — российский нотариат, созданный в правление Александра II, но имевший в своей основе институт подьячих Ивановской площади, фактически неподконтрольных государственным властям. Третий — система советского нотариата, полностью подчиненная действующей власти и не оперировавшая категорией частной собственности. Можно с уверенностью говорить о том, что переход России к рыночной экономике потребовал от нотариата коренных изменений.
Глава II. Правовые основы организации и актуальные проблемы нотариата в современной России
Перед тем, как перейти, собственно, к правовым вопросам организации нотариата, необходимо описать систему, именуемую нотариальным правом. Только осознав то, что представляет из себя эта область права и научного знания, мы сможем понять, каким образом выстраиваются общественные отношения, участником или организатором которых является сама система нотариата.
При этом, изучение существующей в настоящее время литературы, не позволяет нам однозначно определить место нотариального права в общей системе российского права. Такое определение фактически обозначает отнесение норм нотариального права к той или иной группе правовых норм: гражданского, наследственного, административного и т. д. или, напротив, выделение их в отдельную категорию с присвоением названия «нотариальное право». В правовой литературе существует несколько определяющих критериев, служащих для отнесения системы норм к определенной системе права. Различие этих критериев и существование подчас диаметрально противоположных взглядов на их оценку и создают сложности при описании нотариального права. С одной стороны, вполне очевиден особый предмет данной отрасли права. Нормы нотариального права регулируют четыре основные группы общественных отношений: связанные непосредственно с нотариальной деятельностью, собственно, нотариальные действия и их результат — нотариальные акты, процессуальный порядок осуществления отдельных нотариальных производств и, наконец, отношения, связанные с сотрудничеством с зарубежными системами нотариата. С точки зрения таких правоведов, как С. Смирнов[27], Л.В. Щенникова[28], В.В. Ралько[29] и других наличия этих норм и существования Основ законодательства о нотариате в качестве основного и специального источника права достаточно для выделения нотариального права в отдельную отрасль. Такой вывод нашел свое закрепление в соответствующем определении: «Нотариальное право - самостоятельная отрасль системы российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу нотариальной деятельности, с присущими ей методами, основанная на определенных правовых принципах и обладающая самостоятельными источниками права»[30].
Не оспаривая данную точку зрения в целом, хотелось бы уточнить тот момент, что не совсем ясным остается наличие методов, присущих только нотариальному праву. Мы в целом согласны с позицией известного советского и российского правоведа С.С. Алексеева, который утверждает, что метод правового регулирования представляет собой один из трех способов воздействия, а именно:
а) «дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия;
б) запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;
в) позитивное связывание - возложение на лиц обязанности к активному поведению (что-то сделать, передать, уплатить и т.д.)»[31].
Сходной позиции придерживаются как и другие правоведы и авторы современной научной и учебной литературы по теории права[32]. Исходя из описанной точки зрения, крайне сложно сделать вывод не только о наличии специального метода у нотариального права, но и вообще о существовании специальных методов, ведь, по своей правовой сути, любая отрасль права оперирует лишь тремя описанными выше методами, совмещая их различными способами и, в зависимости от конкретной ситуации, отдавая предпочтение тому или иному.
Не менее дискуссионным является в научной среде вопрос о допустимости использования источника права в качестве основы для создания правовой системы. Особенно актуальным этот взгляд становится тогда, когда государство переживает сложный период политических, экономических и правовых перемен.
Как совершенно верно замечает Ю.А. Тихомиров, «Не следует скороспелым законам поспешно присваивать ранг права, а отрасли законодательства механически объявлять отраслями права.... Принят закон о нотариате - есть и нотариальное право... Подобное отождествление упрощает и вульгаризирует представления о праве и законе»[33]. Таким образом, мы считаем необходимым рассмотреть и иные позиции правоведов и юристов на место нотариального права в общей системе российского права.
Согласно одной из них, высказываемой Г.Г. Черемных и И.Г. Черемных[34], нотариальное право представляет собой «комплексную подотрасль конституционного права, совокупность правовых норм и институтов, регулирующих на основе сочетания публичных и частных интересов общественные отношения в сфере организации и осуществления нотариальной деятельности, а также отношения по государственному управлению нотариальной деятельностью в целях защиты основных прав и законных интересов граждан и юридических лиц и обеспечения интересов государства и общества». В качестве основного обоснования этой точки зрения приводится тот факт, что «регулирование организации нотариата согласно Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов»[35]. С этим взглядом, однако, непросто согласиться из-за слишком большой разницы в предмете конституционного и нотариального права. Представляется, что признать такую точку зрения истинной, мы будем вынуждены признать «подотраслями» конституционного права и все остальные правовые системы России как существующие в целях защиты основных прав и законных интересов граждан и юридических лиц и подчиняющиеся Конституции как основному закону России.
Существуют также точка зрения, в соответствии с которой нотариальное право является своеобразной «надстройкой» гражданского процессуального права, поскольку «традиционно исследование правового
института нотариата осуществлялось учеными-правоведами, специализирующимися в вопросах гражданского процессуального права»[36], и мнение о нотариате как как об органе превентивной юрисдикции[37] с последующим отнесением его скорее к процессуальному праву, причем в части судопроизводства.
Первый взгляд представляется нам предельно неточным, так как совершенно невозможно представить себе, что отнесение норм к той или иной отрасли права будет осуществляться исходя из того, какой была область научных познаний ученых, ей занимавшихся. Кроме того, наши исследования, проведенные в целях написания данной работы, подтверждают, что нотариат в разное время становился предметом исследований ученых, представляющих самые различные области научного познания.
Что касается попыток отнести нотариат исключительно к области превентивного правосудия, то и эта позиции, на наш взгляд, во-первых, не имеет практически никакого отношения к действительности, во-вторых, существенно устарела. Оппоненты данной теории справедливо опровергают ее, утверждая, что: «современный нотариат не имеет никакого отношения к судебной системе, не вправе использовать методы, присущие судам как органам государственной власти в Российской Федерации»[38]. Исходя из представленного анализа различных точек зрения, мы склоняемся к тому, что признать нотариальное право самостоятельной отраслью российского права, хоть и с некоторыми оговорками, касающимися, в первую очередь, невозможности существования нотариата в отсутсвии других важных правовых конструктов. При этом, если место норм, регулирующих нотариат, в системе российского права, было и до сих пор остается дискуссионным вопросом, то определить место нотариата в системе российского законодательства куда проще. Для этого достаточно обратиться к Классификатору правовых актов[39].
Мы обнаружим в нем строку 190.000.000 — «Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат.». При этом, сама графа «Нотариат» разделена на 3 составляющие: общие положения; организационные основы деятельности нотариата; нотариальные действия и правила их совершения. Несмотря на то, что такое разделение и определение места нотариата рядом с, например, прокуратурой, далеко от совершенства, изучения Классификатора вполне достаточно для того, чтобы увидеть место норм нотариального права в системе если не российского права, то, по крайней мере, российского законодательства.