Файл: Правовые основы организации нотариата (Становление и развитие нотариата: историко-географический аспект).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При изучении данного вопроса, необходимо обратиться к истории, а именно к Закону СССР «О государственном нотариате»[67]. Он содержал совершенно определенную дефиницию, согласно которой полномочиями по совершению ряда нотариальных действий (а именно, шести) в населенных пунктах, в которых отсутствовал нотариус, наделялись исполнительные комитеты соответствующего уровня.

Основы законодательства о нотариате в своей изначальной версии содержали схожую дефиницию, глася: «в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий». Однако Конституция Российской Федерации, принятая, как уже отмечалось выше, позже принятия Основ, значительно изменила саму структуру органов государственной власти на всей территории России. В итоге, как совершенно верно отмечает Л.В. Усович, «Органы местного самоуправления органами исполнительной власти не являются, поскольку в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти»[68].

Это правило подтверждается и при рассмотрении судебной практики. Значимым здесь является Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2003 г. N 51-Г03-14[69], которая напрямую апеллирует к Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти[70], которая, в свою очередь, содержит уточнение, что нотариальные действия должны совершаться должностными лицами органов государственной власти. Органы же местного самоуправления, не входя в систему органов государственной власти, не вправе совершать такие действия.

В настоящее время ситуация изменилась в связи с принятием Основ в новой редакции. Теперь «специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать ...нотариальные действия», в числе которых удостоверение завещаний и доверенностей; принятие мер по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им; свидетельствование верности копий документов и выписок из них, а также подлинности подписи на документах; удостоверение сведений о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»[71]. Может сложиться впечатление, что данная дефиниция позволила окончательно разрешить возникавшие сложности. К сожалению, это не так.


В соответствии с ч. 2 ст. 37 Основ, данный перечень нотариальных действий не является исчерпывающим. И до сих пор остается неясным, что делать, если возникает необходимость осуществить любое другое действие в отсутствие нотариуса. При этом, необходимо уточнить, что такая ситуация отнюдь не является невозможной. К примеру, ч. 5 ст. 34 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» устанавливает такой тип документа, как «нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы избирателей»[72]. Это заставляет нас скептически взглянуть на высказываемую иногда позицию, в соответствии с которой «до настоящего времени таких актов не издавалось и названный перечень нотариальных действий не изменялся»[73].

Таким образом, вполне очевидно, что вопрос отнесения нотариальных функций к должностным обязанностям служащих органов местного самоуправления, по сей день не является по сути решенным. Кроме того, очевидны следующие сложности, которые неизбежно возникают при подобного рода передаче полномочий.

Во-первых, нотариусы несут ответственность, в том числе и материальную, за вред, нанесенных ими в результате выполнения ими своих обязанностей. Во-вторых, все нотариально заверяемые документы должны храниться в течение установленного срока. Наконец, в-третьих, нотариус — лицо, отвечающее определенным требованиям, в частности, в том, что касается его образования и профессиональной подготовки. Мы уже подчеркивали, что деятельность нотариуса является по своей правовой и фактической сути юрисдикционной, а нотариус не просто оказывает услугу по заверению документов, но и фактически предоставляет своеобразную юридическую консультацию, обеспечивая, тем самым, право граждан на защиту их прав и законных интересов.

Вполне очевидно, что к служащим органов местного самоуправления такого рода требований не предъявляется, что делает принципиально невозможным гарантию соответствующего качества их услуг. Что касается иных пунктов, то законом не решен пока ни вопрос ответственности таких служащих, ни вопрос ведения реестра, ни вопрос хранения документов. Исходя из всего вышесказанного, мы должны сделать следующий вывод.

Несмотря на то, что законодательством как на федеральном, так и на региональном уровне периодически предпринимаются попытки разрешить вопросы, возникающие при передаче полномочий нотариусов органам местного самоуправления, на практике при такой передаче возникает множество вопросов, решение которых совершенно необходимо для обеспечения нормальной работы всей системы российского нотариата. При этом, такое решение требует концептуального подхода, в рамках которого невозможно ограничиться исключительно правотворчеством. Необходимо предусмотреть страхование ответственности органов местного самоуправления по той же модели, по которой таковое страхование предусмотрено в отношении нотариусов, обеспечить повсеместное ведение реестров такими органами и предоставить им возможность и обязать их осуществлять правильное хранение документов. Только в таком случае можно будет говорить о возможности реальной передачи функций нотариата органам местного самоуправления.


Заключение

Ценность научной работы зависит от того, какие новые знания она создает и насколько ее содержание соответствует целям проводимого исследования. Целью нашей работы было определение круга проблем, стоящих на настоящий момент перед законодателем и возникающих при попытках совершенствования системы российского нотариата, а также разработка предложений по разрешению этих проблем. Для достижения названной цели мы должны были решить ряд задач. Вот они:

1. Изучить историю мирового и российского нотариата, чтобы определить, какие его черты и свойства имели место в течение всей мировой истории и, возможно, выявить проблемы, существовавшие перед государствами, стремившимися реформировать нотариат в прошлом;

2. Определить место нотариата и нотариального права в правовой системе современной России;

3. Выявить проблемы, которые стоят как перед законодателем, так и перед научным сообществом в отношении реформирования российской системы нотариата;

4. Предложить меры по преодолению указанных проблем.

В первой главе нашей работы мы изучили историю нотариата в срезе общеевропейской и российской истории и смогли прийти к выводу о неоднородности правовой и исторической природы российской системы нотариата.

Во второй главе мы определили место нотариата как отрасли права, выявили проблемы, которые стоят в настоящий момент перед законодателей, в том числе, связанные со сложностью правового регулирования в связи с нахождением нотариата в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и с передачей части функций нотариата органам местного самоуправления. Кроме того, мы постарались предложить некоторые решения названных проблем.

Ключевой вывод, который мы можем сделать в результате написания настоящей работы звучит следующим образом.

Система российского нотариата представляет собой сложную правовую систему, которая на настоящий момент способна функционировать надлежащим образом, однако нуждается в определенном реформировании. В рамках проведения реформы следует уделить особое внимание роли региональных властей в том, что касается регулирования нотариата с учетом региональных особенностей, и роли органов местного самоуправления, которые в местах, где по объективным причинам нотариусы отсутствуют, заменяют их, обеспечивая права и законные интересы граждан.


Список источников.

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. №237.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Российская газета, N 148-149, 06.08.1998.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Российская газета, N 238-239,08.12.1994.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ // Российская газета, N 233, 28.11.2001

7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.

8. Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (с изм. и доп., вступающими в силу с 20.01.2013) // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 21.

9. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822

10. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 02.05.2012) «О выборах Президента Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, N 2, ст. 171.

11. Приказ Минюста РФ от 27.12.2007 N 256 (ред. от 03.08.2009) «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов»

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.12.2007 N 10832) // Российская газета, N 3, 11.01.2008.

12. Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 N 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации» // Бюллетень Минюста РФ, N 4, 2000.

13. Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 «О Классификаторе правовых актов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 12. Ст. 1260.

14. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти (утв. Минюстом РФ 19.03.1996) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.1996 N 1055) (Утратила силу с 15 января 2008 г. в связи с изданием Приказа Минюста Российской Федерации от 27.12.2007 г № 256 // «Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации», N 6, 1996.


15. Декрет СНК РСФСР от 04.10.1922 Положение о государственном нотариате // СУ РСФСР, 1922, N 63, ст. 807

16. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 14.05.1926 Об основных принципах организации государственного нотариата // СЗ СССР", 1926, N 35, ст. 25.

17. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 04.10.1926 «О введении в действие Положения о Государственном Нотариате Р.С.Ф.С.Р.» // СУ РСФСР", 1926, N 74, ст. 576.

18. Закон СССР от 19.07.1973 «О государственном нотариате» // Ведомости ВС СССР", 1973, N 30, ст. 393.

19. Закон РСФСР от 02.08.1974 «О государственном нотариате» // Ведомости ВС РСФСР, 1974, N32, ст. 852.

Научная и учебная литература

1. Алексеев С.С. Теория права. Харьков, 1994.

2. Андреева Ю.А. История становления российского нотариата // Нотариус. — 2007. — №6

3. Астафичев П.А Проблемы правового регулирования организации государственной власти в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 6.

4. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь / Под ред. И.С.Андреевского. - Т. XXI.

5. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. № 10.

6. Ветхий Завет. «Первая книга Паралипоменон»

7. Гамбожапов О.С. К вопросу о полноте государственной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 7.

8. Добрынин Н.М., Глигач-Золотарева М.В. К вопросу о синергетических аспектах федеративной модели государственного устройства // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 17.

9. Дударев А.С. Правовые основы нотариальной деятельности. М., 1994.

10. Жюллио де ла Морандьер Л. Гражданское право Франции: история и современность.-М., 1961.

11. Злотников М.Ф. Подьячие Ивановской площади. К истории нотариата Московской Руси. // Нотариальный вестник. 1998. № 1

12. Иванов Б.П. Преподавание права в древнем Риме: Очерк по истории римской юриспруденции.-Казань, 1913.

13. Йемма Андреа. Нотариат в условиях рыночной экономики // Там же. - 1992. №17.

14. Калиниченко Т.Г. Правовой статус федерального нотариуса. Проблемы и перспективы // Нотариальный вестник. 2006. № 9.

15. Кандалов П.М. Проблемы законодательного регулирования предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 10.

16. Колюшин Е.И. Реформа муниципального права и нотариальные действия местного самоуправления.

17. Куклина Н. История российского нотариата// Российская юстиция. - 1997. - №12.

18. Ляпидевский Н. История нотариата.- М.,1875.

19. Михалева Н.А. Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). «Юркомпани», 2010.