Файл: Современные методы и приемы работы с персоналом, методики создания эффективных производственных коллективов. На примере реально существующей организации в гостиничном или ресторанном бизнесе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Конкуренция, основанная на честности и справедливости;

3. Гармоничное сочетание принципа единоначалия с принципами привлечения и участия в управлении представителей коллектива работников.

Конечной целью управления является достижение прибыли гостиничного предприятия путем рациональной организации процессов обслуживания, включая управление производством гостиничных услуг и развитием технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого сотрудника гостиничного предприятия.

Анализируя литературу по теме исследования, можно заключить вывод о том, что цель у гостиницы весьма специфична и представляет собой уровень тех достижений, выполнение которых может быть осуществлено гостиничным предприятием. Для реализации поставленных целей управление гостиницей формулирует основные стратегические, оперативные задачи и тактические.

Следующая задача включает в себя выработку стратегии для достижения целей, поставленных в каждой области деятельности организации на определенном управленческом уровне.

Планирование деятельности гостиничных предприятий слагается из двух частей - стратегического планирования и текущего планирования. Стратегическое планирование служит первоосновой для планирования в рамках гостиничного предприятия. Это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, шансами в сфере маркетинга и потенциальными возможностями.

Функциональное предназначение стратегического планирования:

1) нацеливает предприятия на долгосрочную перспективу, эффективное функционирование;

2) обеспечивает приспособление предприятия к имеющей тенденции постоянно изменяющейся окружающей маркетинговой среде;

3) устанавливает каждому подразделению предприятия четкие цели, которые увязываются с общими задачами компании;

4) стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений;

5) заставляет предприятие оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, а также возможности и угрозы в окружающей маркетинговой среде;

6) определяет альтернативные действия, либо комбинации действий, которые может предпринять предприятие;

7) создает основу для распределения ресурсов;

8) задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования ценовой политики;


9) демонстрирует важность процедур оценки деятельности.

Цель стратегического планирования деятельности гостиничного предприятия ― помочь ей выбрать линию своей деловой активности и организовать ее так, чтобы предприятие оставалось жизнеспособным и гибким. Вне зависимости от случающихся неожиданных форс-мажорах в некоторых ее сферах бизнеса или производственных участках.

Стратегическое планирование отдельного гостиничного предприятия включает в себя восемь шагов.

1. Определение миссии предприятия.

2. Анализ внешней среды: ее возможностей и опасностей.

3. Анализ факторов внутренней среды: преимуществ и недостатков.

4. Формирование целей для предприятия.

Цели предприятия должны отвечать следующим требованиям:

а) быть представленными в виде иерархической системы, начиная с самой важной и заканчивая наименее важной;

б) содержать количественные показатели запланированного роста и указывать конкретные цифры и сроки реализации;

в) быть реалистичными, вытекая из анализа бизнеса, его возможностей и конкурентных преимуществ, а не из лучших намерений руководства;

г) быть последовательными, обеспечивая, долговременный рост доли на рынке, и постоянное повышение доходов гостиничного предприятия.

5. Формулирование стратегии. Цели указывают границы, которых предприятие стремиться достичь; стратегии — это способы их достижения. Каждое предприятие разрабатывает свои стратегии для решения поставленных задач.

6. Формулирование программы мероприятий по усовершенствованию системы управления.

7. Непосредственная реализация мероприятий программы.

8. Оценка экономического и других видов положительных эффектов.

8. Контроль и обратная связь[9].

Разработанная стратегия отеля должна быть превращена в конкретные действия, а затем и в последующие результаты. После выбора основополагающей общей стратегии необходимо ее реализовать, объединив вместе с другими организационными функциями. Основными компонентами связи стратегии с действиями по ее реализации являются тактика, политика, процедуры и, конечно же, правила.

1.2. Место и роль управления персоналом в организации

Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, обеспечивать свою жизнеспособность и устойчиво развиваться[10]. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые задачи и установки, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия всех ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг, контролирование ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.


На сегодняшний день абсолютное большинство современных руководителей гостиничных предприятий, связывают свои или чужие успехи с определенной моделью управления.

Модель — это представление процесса, в котором участвуют, как объект моделирования (оригинал), так и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет). Таким же образом обстоят дела при моделировании и управленческих систем. В прямой зависимости от критериев, политических и экономических пристрастий, установок и задач, которыми руководствуется автор (создатель), модель управления и экономические модели могут существенно отличаться друг от друга, в большей или меньшей степени соответствовать своему оригиналу и отражать мировоззрение автора. Какая модель окажется лучше, выявляется при сравнении ее с реально существующим решением системы управления и то, насколько правильно она отражает и объясняет реально происходящие явления.

Управление предназначено обеспечивать в определенных целях непрерывное воздействие на социально-экономические процессы, происходящие на предприятии. Так как, управление – это и есть процесс, а система управления — механизм, обеспечивающий эффективность этого процесса. Отсюда и следует, что под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, каково ее воздействие на объект управления, как она адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемое предприятие могло добиваться поставленных целей, а так же устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она заключает в себе базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контролирование ситуации, движущие силы развития и мотивационную политику.

Мировой опыт практического менеджмента дал большое количество моделей, из которых руководитель и его управленческая команда могут выбрать наиболее подходящую:

  • Во-первых, модель можно взять уже готовой, так есть из чего выбрать;
  • Во-вторых, сконструировать модель по «методу сборки» состоящей из готовых деталей и блоков, которыми будут являться наиболее эффективно работающие элементы различных моделей управления;
  • В-третьих, выбрать ту базовую модель управления, которая способна в максимальной мере отвечать предъявленным к ней требованиям;
  • В-четвертых, создать и запустить принципиально новую модель, опирающуюся на совершенно новые образцы, способную уловить едва наметившиеся изменения во внешней среде, которым суждено стать преобладающим в обозримом будущем.

Задача описать модели управления гостиничным предприятием во всей полноте и широте представляется крайне сложной. Поэтому по теме работы необходимо исследование моделей ограниченного ракурса.

Структура модели предприятия как объекта управления

Любая модель предприятия должна полно отображать собой:

— организационную структуру управления, что означает выделение функциональных подсистем предприятия и установление связей между ними[11];

— механизм управления, к которому относятся: цели, критерии, методы управления, ресурсы.

Организационная структура

Организационную структуру предприятия удобно описывать организационной моделью, демонстрирующей состав функциональных подразделений предприятия и как следствие их связи, подчинения и взаимодействия между собой.

Специалисты выделяют следующие типы организационных структур предприятия характерных для индустрии гостеприимства:

— линейная;

— функциональная;

— линейно-функциональная.

Линейная организационная структура (рис 1.) представляет собой, вертикальные связи подчинения различных подразделений предприятия. Выделяется руководители предприятия его заместитель и штат сотрудников, ему подчиняющихся. Подобный тип организационной структуры целесообразно применять при небольшом штате предприятия и стабильной внутренней и внешней среде. Линейная структура проста и может быть достаточной эффективной, при условии, если число рассматриваемых вопросов невелико и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.

Руководитель организации

Заместитель организации

Исполнители

Рис.1. Линейная организационная структура

При функциональной организационной структуре (рис.2) предприятие подразделяется на такие элементы, где каждый сотрудник решает свои задачи и выполняет свои обязанности. Характеристики и особенности того или иного подразделения соответствуют важным направлениям деятельности предприятия.

Руководитель организации

Руководитель А:

отдел планирования и финансов

Руководитель Б:

служба приема и размещения

Руководитель В:

отдел маркетинга и реклама

Исполнители

Рис.2. Функциональная организационная структура

Традиционными функциональными блоками предприятия являются отделы производства, финансов, маркетинга. На каждом предприятии для обеспечения и достижения целей имеются такие широкие области деятельности и функции.


Функциональная организационная структура, в отличие от линейной организационной структуры используется на более крупных гостиничных предприятиях.

При функциональной организационной структуре связи подчинения являются более сложными; так, нижестоящее подразделение подчиняется сразу нескольким вышестоящим в рамках ведущих ими вопросов. При такой структуре могут возникать ситуации, когда подчиненные подразделения не знают, как согласовать полученные указания, и в какой поочередности их выполнять. Именно поэтому в чистом виде функциональная организационная структура используется достаточно редко. В практике чаще применяется структура смешанного типа — линейно-функциональная (рис.3).

Юридическая служба

Генеральный директор

Сектор маркетинговых исследований

Директор по административным службам

Директор по размещению и номерному фонду

Директор по питанию

Подразделение

Подразделение

Подразделение

Подразделение

Подразделение

Подразделение

Рис. 3 Линейно-функциональная структура управления гостиницей.

В основе данной организационной структуры положен принцип двух предыдущих типов, что позволяет в значительной степени устранить недостатки как линейного, так и функционального управления. При такой структуре назначение функциональных служб — подготовка данных для линейных руководителей в целях принятия компетентных решений или возникающих производственных и управленческих задач. Роль функциональных служб напрямую зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления предприятием в целом. Чем крупнее предприятие и сложнее его управляющая система, тем более разветвленным аппаратом она располагает. В связи с этим остро стоит вопрос координирования деятельности функциональных служб. Рассмотренные организационные структуры являются базовыми и могут быть уточнены непосредственно к конкретному объекту управления.

Таким образом, организационная структура гостиничного предприятия определяется его назначением, вместительностью номерного фонда, спецификой гостей и рядом других факторов. К примерам линейно-функциональной структуры управления можно отнести структуры крупных отелей, больниц, банков и вузов.

Преимущества и недостатки различных структур управления отражены в табл. 1.

Таблица 1

Преимущества и недостатки различных структур управления

Структура

Преимущества

Недостаток

Линейная

Единство и четкость распорядительства

Личная подотчетность одному лицу

Ответственность каждого за выполнение задания (дисциплина)

Стимулирование развития компетентности

Увеличение времени прохождения информации

Выполнение исполнителями помимо своих основных обязанностей «штабной» работы по учету и контролю

Функциональная

Уменьшение времени прохождения информации

Специализация деятельности руководителей

Высшее руководство меньше загружено, сем при линейной структуре

Возможность получения противоречивых указаний

Сложность разделения взаимосвязанных функций

Сложность контроля

Недостаточная гибкость управления

Линейно-функциональная

Расширение возможности принятия компетентных решений

Сокращение времени на решение технологических вопросов производства

Трудности при регулировании отношений и функциональных руководителей