Файл: Рынок ценных бумаг (Правовое регулирование ценных бумаг в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
Следует отметить, что в целом процедуры антимонопольного контроля за сделками по приобретению голосующих акций на территории Российской Федерации более или менее отработаны. Они определяются соответствующими постановлениями Правительства РФ и административными регламентами антимонопольного органа[44]. Тем не менее, для регулятора может оказаться весьма непросто установить конечного иностранного выгодоприобретателя по таким сделкам, если у последнего отсутствует добрая воля на предоставление полной и достоверной информации. Еще сложнее дело обстоит, когда размещение или обращение эмиссионных ценных бумаг российского эмитента происходит за пределами Российской Федерации. Согласно ст. 16 Закона «О рынке ценных бумаг» российские эмитенты уже довольно давно вправе размещать свои ценные бумаги за пределами России. Российские ценные бумаги могут размещаться за рубежом не только посредством размещения ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении ценных бумаг российских эмитентов, т.е., например, американских и глобальных депозитарных расписок (АДР и ГДР), в соответствии с иностранным правом, а и непосредственно, например, путем листинга акций на иностранных фондовых биржах, как это стало возможным согласно последней редакции ст. 51.1 Закона «О рынке ценных бумаг» в отношении размещения и публичного обращения ценных бумаг иностранных эмитентов на территории Российской Федерации. Разумеется, такое размещение или организация обращения ценных бумаг российского эмитента за пределами России возможны только по разрешению финансового регулятора. По-видимому, подобные размещения начнут происходить все чаще по мере развития российского финансового рынка и его интеграции в международные рынки. Потенциально размещение акций российских эмитентов за рубежом может быть интересно в обозримом будущем в первую очередь в странах ЕАЭС, СНГ и БРИКС.
В отличие от российских акций депозитарные расписки многих российских эмитентов (например, Mail.ru Group, X5 Retail Group, «АвтоВАЗ», АФК «Система», ВТБ, «ВымпелКом», «Газпром», «ЛукОЙЛ», «Магнит», «Мегафон», «РусАЛ» и др.) на российские акции широко представлены на многих зарубежных торговых площадках (Лондонской (LSE), Нью-Йоркской (№YSE), Гонконгской (HKSE) и других фондовых биржах). Покупая АДР и ГДР на акции российских эмитентов, иностранные инвесторы получают примерно такие же имущественные и неимущественные права, удостоверяемые акцией как ценной бумагой, как и российские инвесторы, в том числе и право на участие в управлении российским хозяйствующим субъектом[45]. В основном сделки с АДР и ГДР совершают портфельные инвесторы, однако известен интерес к акциям многих крупных российских предприятий со стороны ряда групп стратегических инвесторов. Проблемой является определение аффилированности и конечных бенефициаров иностранных компаний - приобретателей депозитарных расписок на российские акции. При совершении сделок, в результате которых иностранное лицо (группа лиц) получает в совокупности с имевшимися прежде у него акциями более 25% и т.д., у иностранных лиц (группы лиц) возникает необходимость либо получать предварительное согласие российского антимонопольного органа, либо в последующем уведомлять ФАС РФ об этих сделках в соответствии со ст. 32 Закона о защите конкуренции и вышеупомянутым Административным регламентом ФАС России № 294.
Однако известны случаи, когда иностранные лица уклоняются от предоставления полной и достоверной информации по различным причинам, что ставит перед российским регулятором ряд проблем, требующих решения. Какие механизмы доступны регулятору для определения конечного выгодоприобретателя по сделкам с российскими ценными бумагами?
Следует иметь в виду, что эти механизмы будут несколько различаться в зависимости от того, размещаются за рубежом российские акции непосредственно либо при посредстве депозитарных расписок. Последние, в свою очередь, бывают спонсируемые, т.е. выпускаются по инициативе российского эмитента акций, и неспонсируемые, т.е. выпускаются по инициативе крупного акционера или группы акционеров, владеющих значительным числом акций компании.
Первое: ФАС может получить или запросить необходимую информацию непосредственно у иностранного приобретателя. Административные регламенты предусматривают вероятность получения неточной информации и не в полном объеме. Согласно регламенту ФАС № 294 уведомление об указанных сделках с ценными бумагами представляется лицом, совершившим сделку. Если такая сделка осуществляется лицами, входящими в одну группу лиц, то необходимо представление в ФАС перечня лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу (п. 3.12 регламента). Представляемые документы и сведения должны быть достоверными и полными (п. 3.17). При невозможности заявителем в полной мере представить документы и сведения они представляются в имеющемся объеме и указываются причины невозможности получения заявителем соответствующих документов и сведений. При невозможности представления точной информации согласно формам представления сведений заявителем представляется оценочная информация с указанием «оценочно», а также с указанием источников получения такой информации и использованных методов оценки (п. 3.20 регламента). Нахождение документов и сведений за пределами Российской Федерации не может служить основанием для отказа в их представлении антимонопольному органу (п. 3.23). В случае недоступности для заявителя документов и сведений, необходимых для представления в антимонопольный орган, заявитель обязан указать на недоступность для него соответствующих документов и сведений, сообщить причины невозможности получения документов (сведений), а также указать, где эти документы (сведения) могут быть получены (п. 3.24). Соответственно, в случае представления в антимонопольный орган не всех указанных документов и сведений антимонопольный орган уведомляет заявителя о том, что ходатайство (уведомление) не считается представленным, с указанием не представленных заявителем документов и сведений (п. 3.30 регламента).
Второе: ФАС может запросить непосредственно у российского эмитента (т.е. лица, являющегося объектом экономической концентрации) или через российского регулятора финансового рынка необходимую информацию о владельцах ценных бумаг эмитента, а также сведения о принадлежащем им количестве этих ценных бумаг. А если выпуск депозитарных расписок является неспонсируемым, то запрос должен быть направлен акционеру (акционерам), предоставившему российские акции для выпуска АДР или ГДР. Следует отметить, что это право вытекает из ст. 25 (п. п. 1 и 2) Закона о защите конкуренции. Регулятор имеет право требовать у коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, федеральных органов исполнительной власти и т.п., а также Банка России необходимые в соответствии с возложенными на ФАС полномочиями документы, объяснения, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, кроме банковской), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и т.п.
Третье: эмитент, в свою очередь, в соответствии с российским законодательством о рынке ценных бумаг (п. п. 6 и 8 ст. 8.3 Закона «О рынке ценных бумаг») имеет право затребовать эту информацию у своего реестродержателя, реестродержатель - у депозитария, депозитарий - у субдепозитариев или номинальных держателей, включая иностранных, и т.д. Основная проблема здесь в том, что существует возможность построения «бесконечных» цепочек владения. Тем не менее, по всей цепочке эмитент должен получить необходимые регулятору сведения, включая сведения о российских и иностранных номинальных держателях, которые не предоставили запрошенные сведения, а также о ценных бумагах, учтенных на счетах неустановленных лиц (например, неустановленных клиентов иностранных номинальных держателей) (п. 7 ст. 8.3 Закона «О рынке ценных бумаг»). Данные сведения позволяют потенциально охватить всех владельцев ценных бумаг эмитента, подлежащих включению в список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, и о количестве ценных бумаг, принадлежащих этим лицам, даже если сведения об их владельцах отсутствуют, а также установить круг лиц, ответственных за непредоставление необходимых сведений.
С акционером дело обстоит еще сложнее, и вся цепочка выглядит иначе. Первым лицом, у которого российский акционер имеет право затребовать эту информацию, будет не реестродержатель, а депозитарий, открывший счет депо иностранному эмитенту депозитарных расписок, на который акционер перевел свои акции под программу выпуска депозитарных расписок; депозитарий, соответственно, может запросить данную информацию у иностранного эмитента АДР и ГДР, и здесь начинается «серая зона», регулируемая иностранным правом. Логично предположить, что в зависимости от юрисдикции иностранный эмитент расписок должен запросить данную информацию у местных регистраторов или депозитариев, номинальных держателей и т.п.
Четвертое: следует также иметь в виду, что проблему достоверного определения конечных иностранных владельцев ценных бумаг российских эмитентов осложняют недавние изменения и дополнения в российское законодательство о рынке ценных бумаг. Очевидно, данные изменения приняты, с одной стороны, с учетом интересов иностранных центральных депозитариев (таких, например, как Euroclear или Clearstream), открывающих счета номинального держателя в российском центральном депозитарии (НРД), с другой - с желанием стимулировать привлечение на российский фондовый рынок дополнительных иностранных инвестиций. В частности, Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЗ ст. 8.3 Закона о рынке ценных бумаг была дополнена п. 11, который снимает с номинального держателя ответственность за непредоставление им информации вследствие непредоставления ему информации его депонентом - номинальным держателем, а также за достоверность и полноту информации, предоставленной таким депонентом или лицами, которым открыты счета депо иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя или счет депо депозитарных программ.
Пятое: если акции российского эмитента выпущены или обращаются непосредственно за рубежом, то аналогичные запросы российского эмитента у своего иностранного реестродержателя или депозитария и далее по всей цепочке будут основываться на иностранном праве и теоретически также могут упереться в иностранных номинальных держателей, которые могут отказать в запрошенных сведениях о ценных бумагах и их владельцах или предоставить неточную или неполную информацию.
Таким образом, ФАС России не имеет возможности во всех случаях самостоятельно получить полную и достоверную информацию о конечном иностранном выгодоприобретателе по сделкам с российскими акциями и депозитарными расписками на российские акции и о количестве принадлежащих ему бумаг. В таких случаях или если полученная информация представляется полной, но у регулятора есть сомнения в ее достоверности, ФАС может использовать для получения необходимой информации нормативную и договорную инфраструктуру регулятора финансового рынка - Банка России, основываясь на ст. 25 Закона о защите конкуренции. Речь идет, с одной стороны, о доступной Банку России заявочной и иной документации российских и иностранных эмитентов, о депозитарных и иных соглашениях между российскими и иностранными профессиональными участниками рынка ценных бумаг и проч. С другой стороны, Банк России может задействовать международные межведомственные соглашения по раскрытию и обмену информацией с иностранными юрисдикциями. Уровень возможностей Банка России в данной области существенно шире, чем у Федеральной антимонопольной службы.
Первое: при подаче заявления в Банк России для получения разрешения на размещение и организацию обращения эмиссионных ценных бумаг российского эмитента за рубежом такое заявление подписывается рядом заинтересованных сторон, которые тем самым берут на себя некоторые обязательства, в том числе и по раскрытию информации. В частности, если размещение и организация обращения бумаг российского эмитента за пределами Российской Федерации осуществляются посредством размещения и обращения иностранных депозитарных расписок, - заявление наряду с российским эмитентом должно быть подписано также иностранным эмитентом этих расписок. Аналогично данное заявление подписывается акционерами, планирующими выпуск за рубежом депозитарных расписок на свои российские акции вместе с иностранным эмитентом АДР или ГДР и иными сторонами, заключившими договор, на основании которого организуется размещение и обращение иностранных ценных бумаг, за исключением владельцев иностранных ценных бумаг (п. 3 Положения о порядке выдачи ФСФР разрешения на размещение и (или) организацию обращения эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации). Более того, если речь идет об организации обращения за пределами Российской Федерации акций российского эмитента, включенных в котировальный список «А» российской биржи, Банк России может дополнительно заинтересовать иностранных лиц в раскрытии необходимой информации. В частности, в обмен на обязательства эмитента иностранных депозитарных расписок осуществлять размещение ценных бумаг только при условии открытия ему счета депо в крупном российском депозитарии и зачисления на указанный счет акций российского эмитента, а также обязательства представлять российскому эмитенту на регулярной основе список владельцев и (или) номинальных держателей АДР или ГДР с указанием количества зарегистрированных на их имя бумаг Банк России может избавить российского эмитента от необходимости параллельного размещения его акций на территории Российской Федерации (п. 12.1.2 вышеуказанного Положения).
Второе: мегарегулятор финансового рынка имеет двусторонние соглашения (меморандумы) об обмене информации (заключенные еще ФСФР) с целым рядом финансовых регуляторов иностранных государств (всего 22). Верно, что среди них нет регуляторов Великобритании и США, на которые приходятся основные обороты, в частности по депозитарным распискам российских эмитентов. Однако ЦБ РФ имеет такие меморандумы с федеральным учреждением по финансовому контролю Германии (BaFiN), Агентством по финансовым рынкам Франции и рядом других крупных стран.