Файл: Рынок ценных бумаг (Правовое регулирование ценных бумаг в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Радикальным прорывом в области информационного обмена в отношении конечных выгодоприобретателей по ценным бумагам российских эмитентов стало присоединение 16 февраля 2015 г. Банка России к многостороннему Меморандуму о взаимопонимании в отношении консультаций, сотрудничества и обмена информацией (MMOU) Международной организации регуляторов рынков ценных бумаг (IOSCO), в которой наш регулятор является полноправным членом. Это много лет не удавалось сделать ФСФР ввиду нехватки регулятивных полномочий по международным стандартам IOSCO. Согласно указанному Меморандуму Банк России теперь может получать информацию и документы от финансовых регуляторов 105 государств - участников данного соглашения, включая информацию и документы по интересующим его сделкам с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, информацию о банковских и брокерских счетах в связи с этими сделками, информацию по бенефициарам и контролирующим лицам по каждой трансакции, по держателям соответствующих счетов, по объему, цене и времени трансакции и т.п. (ст. 7 Меморандума).

Таким образом, в отличие от ФАС России, возможности российского регулятора финансового рынка по получению необходимой информации о конечном иностранном выгодоприобретателе по сделкам с российскими акциями и депозитарными расписками на российские акции кардинально шире - главным образом благодаря международным межведомственным соглашениям по раскрытию и обмену информацией с иностранными финансовыми регуляторами и членству в Международной организации регуляторов рынков ценных бумаг. Многосторонний Меморандум IOSCO о взаимопонимании охватывает все сколько-нибудь значительные в финансовом отношении национальные юрисдикции, включая многие традиционно офшорные юрисдикции (хотя и не все). Статья 10 Меморандума в принципе допускает использование такой получаемой по международным межведомственным каналам информации при проведении гражданских, административных, уголовных процедур и общих расследований, связанных с нарушениями законодательства и нормативно-правовых актов запрашивающей стороны. Поэтому представляется в принципе возможным, желательным и необходимым использование данных возможностей в работе антимонопольного органа при определении конечного выгодоприобретателя по сделкам с российскими акциями при слияниях и поглощениях с участием иностранных инвесторов на основании ст. 25 Закона о защите конкуренции.


Заключение

Итак, на основе проведенного исследования сформулируем следующие выводы и положения.

Российское законодательство не содержит понятия рынка ценных бумаг, единого его определения юридическая наука также не выработала. С правовой точки зрения рынок ценных бумаг - это совокупность правоотношений, в которых состоят его участники. При этом участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты, инвесторы, профессиональные участники рынка и регулирующие органы.

Специфика рынка ценных бумаг проявляется также в характере общественных отношений, которые складываются в рамках его инфраструктуры. Они отличаются весьма разнородным характером, что определяется использованием для их регулирования правовых норм различных отраслей права.

Значительное место в правовом регулировании отношений на рынке ценных бумаг отводится финансовому праву, в первую очередь устанавливающему правовой режим долговых обязательств, выраженных в эмитированных публично-правовыми образованиями ценных бумагах.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации осуществляется целым комплексом нормативных правовых актов различной юридической силы, затрагивающих все аспекты функционирования рынка.

Законодательство в сфере рынка ценных бумаг до сих пор остается формирующейся отраслью российского законодательства. При этом данное законодательство не имеет каких-либо заимствований из иностранных правопорядков и формировалось на основе складывающейся практики общественных отношений. Такое положение дел во многом определяло следующее. Формирование основ рыночного хозяйства в стране на начальном этапе строилось сугубо на сиюминутных нормативных актах, пытающихся лишь решить текущие проблемы правового регулирования стихийных рыночных процессов. Перспективы развития рынка ценных бумаг в данной ситуации не могли быть в достаточной степени определены и не могли контролироваться государством в полном объеме. Соответственно, по большей части в сфере регулирования фондового рынка отсутствуют и международные соглашения, участниками которых могла бы стать Россия. Подобного рода документы, как правило, адаптированы под сформировавшиеся и устоявшиеся цивилизованные рынки, имеющие однородную структуру и систему функционирования.

На сегодняшний день массив нормативных актов, регулирующих рынок ценных бумаг, не претендует на самостоятельную отраслевую принадлежность, но вполне обоснованно определяется как отрасль законодательства, комплексно регулирующая сферу ценных бумаг. В свою очередь, отмеченный разноотраслевой характер правовых норм, включаемых в его рамки, не имеет предметного единства и охватывает различные группы правоотношений как публичного, так и, по преимуществу, частного порядка.


Можно предположить, что организованный рынок, связанный с обращением эмиссионных ценных бумаг, требует большего внимание со стороны государства и его контролирующих органов. В связи с этим объем норм публично-правового порядка здесь должен быть преобладающим, и центр тяжести нормативной базы смещен в сторону инструментов публичного права.

От формирования публично-правовой или частноправовой основы рынка ценных бумаг, несомненно, зависит степень влияния административной власти на данный вид рынка. Действительно, на рынке ценных бумаг возникает множество правоотношений, нуждающихся в эффективном государственном регулировании.

Направляющая роль государства в поддержании рыночного хозяйства, обслуживания интересов частного капитала требует активной деятельности уполномоченных органов государственной власти в рамках реализации нормотворческих полномочий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативный материал

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. —Ст. 445.
  2. Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ) (в ред. от 13.07.2015 г.) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) (в ред. 29.06.2015 г.) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
  4. Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.2001 № 146-ФЗ) (в ред. 05.05.2014 г.) // СЗ РФ. — № 49. — Ст. 4552.
  5. Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-ФЗ) (в ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.
  6. Бюджетный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) (в ред. от 03.11.2015) // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3832.
  7. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. — 1996. — № 17. — Ст. 1918.
  8. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3814.
  9. Федеральный закон от 02.07.2013 № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2013. — № 27. — ст. 3434.
  10. Постановление ФКЦБ РФ от 05.11.1998 № 44 «О предотвращении конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» // Вестник ФКЦБ России. — 1998. — № 9.
  11. Постановление Правительства РФ от 27 октября 2008 г. № 795 «Об утверждении Правил представления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, информации о совершении сделок с акциями (долями), составляющими уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // СЗ РФ. — 2008. — № 44. — ст. 5097.
  12. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 № 910-р (ред. от 06.06.2002) «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы)» // СЗ РФ. — 2001. — №31. — ст. 3295.
  13. Указание Банка России от 25.07.2014 № 3349-У «О единых требованиях к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении операций с имуществом клиента брокера» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 № 33865) // Вестник Банка России. — 2014. — № 81.
  14. Приказ ФСФР от 2 февраля 2012 г. № 12-6/пз-н «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012. — № 35.
  15. Приказ ФАС России от 25.05.2012 № 339 (ред. от 12.03.2013) «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2012 N 25125) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2013. — № 8.
  16. Приказ ФАС РФ от 20.09.2007 № 294 (ред. от 06.02.2008) «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.10.2007 N 10370) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2007. — № 51.

Литература

Агарков М.М. Учение о ценных бумагах. М., 1994. С. 223 - 233.

Батаева Б.С. Корпоративное управление: направления совершенствования. М., 2002.

Белов В.А. Ценные бумаги в Российском гражданском праве / Под ред. Е.А. Суханова. М.: ЮрИнфор, 1996.

Бойко Т.С., Буркатовский А.А. Критерии ответственности членов органов управления хозяйственных обществ в свете готовящихся изменений в корпоративное законодательство и зарубежного опыта // Закон. 2011. № 5. С. 56-59.

Валиев С.Х., Эльтазаров Б.Т. Защита ценных бумаг. М., 1997.

  1. Габов А.В. Сделки с заинтересованностью в практике акционерных обществ: проблемы правового регулирования. М.: Статут, 2005. 412 с.

Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2015. Часть 1.

Дедов Д.И. Конфликт интересов. М.: Волтерс Клувер, 2004.

  1. Дедов Д.И. Юридический метод: Научное эссе. М.: Волтерс Клувер, 2008. 160 с.

Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.В. Введение в общую теорию конфликтов // Юридическая конфликтология. М., 1993.

Карабанова К. Понятие ценной бумаги в современном российском праве // Хозяйство и право. 2005. № 11. С. 33-37.

  1. Кирилловых А.А. Залоговое свидетельство: проблемы юридической природы // Адвокат. 2008. № 4. С. 25.
  2. Кирилловых А.А. Понятие ценной бумаги: теория, практика и современные законодательные новации // Законодательство и экономика. 2014. № 12. С. 43 - 55.
  3. Корпоративное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / Е.Г. Афанасьева, В.Ю. Бакшинскас, Е.П. Губин и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Волтерс Клувер, 2007. 648 с.

Криволапова Л.В. Переход прав на бездокументарные ценные бумаги // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2011. № 32-1. Т. 4.

  1. Лубягина Д.В. Риск конфликта интересов на рынке ценных бумаг // Адвокат. 2015. № 4. С. 49 - 52.
  2. Мазо М.А. Конфликт интересов в акционерном обществе: понятие, виды, гражданско-правовые конструкции регулирования // Российский юридический журнал. 2014. № 2. С. 120 - 130.

Мартьянова Т.С., Белов В.А. Ценные бумаги: эволюция становления и развития // Правоведение. -1992. - № 6. - С. 59-63.

  1. Нерсесов Н.О. О бумагах на предъявителя с точки зрения гражданского права // Избранные труды по представительству и ценным бумагам в гражданском праве. М., 1998.
  2. Решетина Е.Н. Понятие ценной бумаги в Российской Федерации и понятие корпоративной эмиссионной ценной бумаги // Юрист. 2013. № 18. С. 39 - 46.

Самигулина А.В. Правовые особенности классификации ценных бумаг в Российской Федерации // Право и экономика. 2015. № 5. С. 35 - 38.


  1. Трофимова Г.А. Свойства имущественного права, закрепленного в ценной бумаге // Законодательство и экономика. 2014. № 12. С. 56 - 61.
  2. Удальцова Н.Г. Первичное публичное предложение (размещение) ценных бумаг: правовая природа. М.: Инфотропик Медиа, 2012. 224 с.
  3. Финансовое право: учебник / А.Р. Батяева, К.С. Бельский, Т.А. Вершило и др.; отв. ред. С.В. Запольский. 2-е изд., испр. и доп. М.: КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2011. 792 с.
  4. Хабаров С.А. Сделки с ценными бумагами: некоторые вопросы контроля за экономической концентрацией // Конкурентное право. 2015. № 3. С. 20 - 25.

Хабаров С.А. Ценные бумаги как объекты гражданских прав в новой редакции Гражданского кодекса РФ // Гражданское право. 2014. № 3. С. 5-8.

Чуваков В.Б. Правовая природа ректа-бумаг // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. № 7. С. 16-20.

Шевченко Г.Н. Правовое регулирование ценных бумаг: Учеб. пособ. Издание дополнительное, стереотипное. М.: Статут, 2004.

  1. Галкова Е.В. Правовое регулирование эмиссии ценных бумаг по российскому праву и праву зарубежных стран (сравнительно-правовой аспект). М.: Статут, 2014. 240 с.
  2. Корпоративное право: учебник / Е.Г. Афанасьева, В.Ю. Бакшинскас, Е.П. Губин и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. 2-е изд., перераб. и доп. М: КНОРУС, 2015. 1080 с.
  1. Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ) (в ред. от 13.07.2015 г.) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301; Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) (в ред. 29.06.2015 г.) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.

    Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. — 1996. — № 17. — Ст. 1918.

  2. Мартьянова Т.С., Белов В.А. Ценные бумаги: эволюция становления и развития // Правоведение. -1992. - № 6. - С. 59-63.

  3. Федеральный закон от 02.07.2013 № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2013. — № 27. — ст. 3434.

  4. Решетина Е.Н. Понятие ценной бумаги в Российской Федерации и понятие корпоративной эмиссионной ценной бумаги // Юрист. 2013. № 18. С. 39 - 46.

  5. Нерсесов Н.О. О бумагах на предъявителя с точки зрения гражданского права // Избранные труды по представительству и ценным бумагам в гражданском праве. М., 1998. С. 147.

  6. Агарков М.М. Учение о ценных бумагах. М., 1994. С. 223 - 233.

  7. Нерсесов Н.О. Указ. соч. С. 138.

  8. Удальцова Н.Г. Первичное публичное предложение (размещение) ценных бумаг: правовая природа. М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 45.

  9. Шевченко Г.Н. Правовое регулирование ценных бумаг: Учеб. пособ. Издание дополнительное, стереотипное. М.: Статут, 2004. С. 5.

  10. Кирилловых А.А. Понятие ценной бумаги: теория, практика и современные законодательные новации // Законодательство и экономика. 2014. № 12. С. 43 – 55.

  11. Хабаров С.А. Ценные бумаги как объекты гражданских прав в новой редакции Гражданского кодекса РФ // Гражданское право. 2014. № 3. С. 5-8.

  12. Криволапова Л.В. Переход прав на бездокументарные ценные бумаги // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2011. № 32-1. Т. 4. С. 352.

  13. Белов В.А. Ценные бумаги в Российском гражданском праве / Под ред. Е.А. Суханова. М.: ЮрИнфор, 1996. С. 31.

  14. Валиев С.Х., Эльтазаров Б.Т. Защита ценных бумаг. М., 1997. С. 5.

  15. Белов В.А. Ценные бумаги в Российском гражданском праве / Под ред. Е.А. Суханова. М.: ЮрИнфор, 1996. С. 33.

  16. Карабанова К. Понятие ценной бумаги в современном российском праве // Хозяйство и право. 2005. № 11. С. 33-37.

  17. Валиев С.Х., Эльтазаров Б.Т. Защита ценных бумаг. М., 1997. С. 6.

  18. Трофимова Г.А. Свойства имущественного права, закрепленного в ценной бумаге // Законодательство и экономика. 2014. № 12. С. 56 - 61.

  19. Самигулина А.В. Правовые особенности классификации ценных бумаг в Российской Федерации // Право и экономика. 2015. № 5. С. 35 - 38.

  20. Чуваков В.Б. Правовая природа ректа-бумаг // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. № 7. С. 16-20.

  21. Там же.

  22. Самигулина А.В. Правовые особенности классификации ценных бумаг в Российской Федерации // Право и экономика. 2015. № 5. С. 35 - 38.

  23. Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2015. Часть 1. С. 219.

  24. Бюджетный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) (в ред. от 03.11.2015) // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3832.

  25. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3814.

  26. Кирилловых А.А. Залоговое свидетельство: проблемы юридической природы // Адвокат. 2008. № 4. С. 25.

  27. Постановление ФКЦБ РФ от 05.11.1998 № 44 «О предотвращении конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» // Вестник ФКЦБ России. — 1998. — № 9.

  28. Белов В.А. Ценные бумаги в Российском гражданском праве / Под ред. Е.А. Суханова. М.: ЮрИнфор, 1996. С. 339.

  29. Лубягина Д.В. Риск конфликта интересов на рынке ценных бумаг // Адвокат. 2015. № 4. С. 49 - 52.

  30. Постановление ФКЦБ РФ от 05.11.1998 № 44 «О предотвращении конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» // Вестник ФКЦБ России. — 1998. — № 9.

  31. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 № 910-р (ред. от 06.06.2002) «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы)» // СЗ РФ. — 2001. — №31. — ст. 3295.

  32. Дедов Д.И. Юридический метод: Научное эссе. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 41.

  33. Батаева Б.С. Корпоративное управление: направления совершенствования. М., 2002. С. 80.

  34. Дедов Д.И. Конфликт интересов. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 1.

  35. Мазо М.А. Конфликт интересов в акционерном обществе: понятие, виды, гражданско-правовые конструкции регулирования // Российский юридический журнал. 2014. № 2. С. 120 - 130.

  36. Там же.

  37. Корпоративное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / Е.Г. Афанасьева, В.Ю. Бакшинскас, Е.П. Губин и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 140.

  38. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.В. Введение в общую теорию конфликтов // Юридическая конфликтология. М., 1993. С. 41.

  39. Габов А.В. Сделки с заинтересованностью в практике акционерных обществ: проблемы правового регулирования. М.: Статут, 2005. С. 79.

  40. Лубягина Д.В. Риск конфликта интересов на рынке ценных бумаг // Адвокат. 2015. № 4. С. 49 - 52.

  41. Указание Банка России от 25.07.2014 № 3349-У «О единых требованиях к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении операций с имуществом клиента брокера» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 № 33865) // Вестник Банка России. — 2014. — № 81.

  42. Бойко Т.С., Буркатовский А.А. Критерии ответственности членов органов управления хозяйственных обществ в свете готовящихся изменений в корпоративное законодательство и зарубежного опыта // Закон. 2011. № 5. С. 56-59.

  43. Лубягина Д.В. Риск конфликта интересов на рынке ценных бумаг // Адвокат. 2015. № 4. С. 49 - 52.

  44. Постановление Правительства РФ от 27 октября 2008 г. № 795 «Об утверждении Правил представления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, информации о совершении сделок с акциями (долями), составляющими уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // СЗ РФ. — 2008. — № 44. — ст. 5097; Приказ ФАС России от 25.05.2012 № 339 (ред. от 12.03.2013) «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2012 N 25125) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2013. — № 8; Приказ ФАС РФ от 20.09.2007 № 294 (ред. от 06.02.2008) «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.10.2007 N 10370) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2007. — № 51.

  45. Приказ ФСФР от 2 февраля 2012 г. № 12-6/пз-н «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012. — № 35.