Файл: Инновационные бизнес-модели предприятия (Бизнес-модели на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из изложенного, считаем возможным предложить следующее определение рассматриваемого понятия: бизнес-модель представляет собой формализованное описание принципов, способов, процессов, ресурсов создания и доведения ценности организации до потребителя. [ Чезборо Г.У. Логика «открытых» инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Росс. ж-л мен. – 2004. – Т. 2, № 4. – С. 67].

Эффективность бизнес-модели обеспечивается за счет ее соответствия внешним и внутренним возможностям (ресурсам) организации, ее соответствия стратегическим целям развития предприятия и согласованности между собой работы и построения основных ее компонентов.

Соответственно можно выделить следующие этапы выработки эффективной бизнес-модели и основные проблемы, требующие решения:

1. Анализ бизнес-модели отрасли.

2. Анализ существующей бизнес-модели предприятия.

3. Ориентиры стратегии развития предприятия.

4. Определение новой бизнес-модели.

5. Конкретизация новой бизнес-модели.

Неверным было бы полагать, что бизнес-модель – это просто комплект документов, описывающий только бизнес-процессы предприятия. [ Чезборо Г.У. Логика «открытых» инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Росс. ж-л мен. – 2004. – Т. 2, № 4. – С. 67].

На самом деле в основе бизнес- модели всегда лежат бизнес-цели предприятия, по большому счету полностью определяющие состав всех базовых компонентов бизнес-модели:

– бизнес-функции, описывающие, что делает бизнес;

– бизнес-процессы, описывающие, как предприятие выполняет свои бизнес- функции;

– организационная структура, определяющая, где исполняются бизнес-функции и бизнес-процессы;

– фазы, определяющие, когда (в какой последовательности) должны быть внедрены те или иные бизнес-функции;

– роли, определяющие, кто исполняет бизнес-процессы; – правила, определяющие связь между что, как, где, когда и кто. [ Чезборо Г.У. Логика «открытых» инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Росс. ж-л мен. – 2004. – Т. 2, № 4. – С. 67].

Тем не менее, описание бизнес-процессов, как наиболее трудоемкая и чреватая многими ошибками задача, нуждается в конкретной методологической платформе. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]

Поэтому существует наиболее устоявшийся перечень атрибутов, которые модель бизнес- процессов должна описывать на изобразительном уровне, а именно:


– воздействия, инициирующие каждый шаг бизнес-процесса;

– исполнители каждого шага (это могут быть как люди, так и программы и механизмы);

– воздействия, регламентирующие данный шаг (законодательные акты, рыночные условия и т.п.);

– результат, получаемый на выходе конкретного шага бизнес-процесса.

Существует 4 основных способа разработки бизнес-моделей:

– в нотации (правилах) специализированного программного продукта: комбинация графики, таблиц и текста;

– графический: дерево, блок-схема, технологическая карта и т.п.;

– табличный;

– текстовый.

Один из самых распространенных способов построения бизнес-моделей – это дерево (или иерархический список), которое позволяет перечислить все элементы бизнес- модели, показать связи (подчинение, включение и т.п.) между ними и параметры каждого элемента. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]

В тексте очень проблематично формализовать сложные бизнес- модели, отследить взаимосвязи между их элементами. Самый оптимальный вариант – это комбинация трех способов разработки бизнес- моделей (графика, таблица, текст), который и реализован практически во всех профессиональных продуктах бизнес-моделирования.

Если совокупность бизнес-моделей охватывает большинство основных сфер деятельности и систем управления на предприятии, то такая совокупность называется комплексной бизнес-моделью предприятия. [ Чезборо Г.У. Логика «открытых» инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Росс. ж-л мен. – 2004. – Т. 2, № 4. – С. 67].

Комплексная бизнес-модель предприятия, которая содержит типовые успешные практики и решения, типовые модели, документы, регламенты по основным областям менеджмента и бизнес-инжиниринга на предприятии, называется комплексной типовой бизнес-моделью предприятия.

Построение комплексной бизнес-модели позволит:

– значительно сократить временные и финансовые затраты на реализацию проекта формализации и оптимизации деятельности предприятия и других проектов организационного развития;

– быстро и качественно проектировать новые продукты/услуги и бизнес-процессы;

– внедрить в деятельность предприятия успешные практики, реализуемые в отрасли;

– повысить качество сервиса и внутренней деятельности;

– повысить оперативность и качество принимаемых управленческих решений;


– связывать стратегию со всеми элементами и системами управления на предприятии (бизнес-процессы, персонал, проекты, ИТ и т.д.);

– высвободить время руководителей от выполнения рутинных функций, принимать своевременные и правильные управленческие решения.

Комплексная типовая бизнес-модель предприятия является эффективным инструментом и информационно-методическим пособием по формализации и совершенствованию деятельности предприятия. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]

Она применима, как для предприятий, которые начинают с нуля описание бизнес-процессов и формализацию деятельности, так и для предприятий, которые продолжают актуализировать и совершенствовать уже описанные бизнес-процессы и другие элементы деятельности. Бизнес-модель предприятия содержит успешные практики и решения, модели, документы, регламенты по основным областям менеджмента и бизнес-инжиниринга на предприятии: стратегия и BSC, бизнес- процессы, организационная структура и персонал, продукция, качество и ISO 9000, регламентация и документооборот, системная архитектура, многое другое. [ Чезборо Г.У. Логика «открытых» инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Росс. ж-л мен. – 2004. – Т. 2, № 4. – С. 67].

Бизнес-модель предприятия включает 4 группы бизнес- моделей в соответствии с основными системами управления на предприятии: стратегическое управление, управление бизнес-процессами, управление персоналом и оргструктурой, управление качеством.

В каждой группе находятся различные бизнес- модели по конкретным аспектам, соответствующим группе – системе управления. [Таланов А.Я. Использование системного подхода при разработке стратегии предприятия / А.Я. Таланов, Р.Р. Тимиргалеева // Актуальные проблемы экономики современной России. 2015. Т. 2. № 2. С. 365].

5-я группа «Объекты деятельности и ресурсы» является составной из различных вспомогательных бизнес-моделей.

Однако представляется необходимым особо выделить такую важнейшую бизнес-модель как модель инновационного развития предприятия.

Говоря об инновационном развитии, необходимо подчеркнуть его опору на интенсивные факторы – знания, информацию, технологии и т.п., что позволяет обеспечить стратегические конкурентные преимущества, т.е. конкурентоспособность предприятия в долгосрочном периоде. Не требует доказательства тот факт, что именно такого рода факторы обеспечивают не просто количественный рост, но и качественное изменение состояния предприятия. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]


В качестве других сущностных черт инновационного развития предприятия следует выделить:

– целенаправленность (развитие не может быть бесцельным);

– системность (управление инновационным развитием строится на основе системного подхода);

– неуклонность (выражается в стремлении менеджмента предприятия методично и последовательно развивать его на основе инноваций);

– восприимчивость к изменениям (система, по тем или иным причинам не воспринимающая позитивные изменения, не способна к инновационному развитию);

– наличие соответствующей системы управления (управление инновационным развитием требует формирования соответствующей системы, включающей субъект управления, механизм управления, объект управления и систему прямых и обратных связей). [ Чезборо Г.У. Логика «открытых» инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Росс. ж-л мен. – 2004. – Т. 2, № 4. – С. 67].

Учитывая изложенное, инновационное развитие предприятия следует рассматривать в двух взаимосвязанных аспектах:

– как целенаправленное неуклонное повышение конкурентоспособности и экономической эффективности предприятия, основанное на интенсивных факторах развития (знаниях, информации, передовых технологиях и т.п.);

– как целенаправленное постоянное совершенствование и повышение эффективности собственно инновационной деятельности предприятия.

Соответственно бизнес-модель инновационного развития предприятия должна отражать, каким образом инновационная концепция будет трансформироваться в экономическую ценность для потребителя, предприятия, государства, учредителей и партнеров. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]

Она представляет собой формализованное описание принципов, способов, процессов, ресурсов, обеспечивающих вышеуказанную трансформацию.

Такая модель должна включать в себя следующие элементы:

– цели инновационного развития;

– модель разработки стратегий инновационного развития;

– модель бизнес-направлений инновационного развития;

– ресурсы инновационного развития;

– систему показателей оценки эффективности инновационного развития;

– модель управления бизнес-процессами инновационного развития; – структура управления инновационным развитием.

При построении бизнес-модели инновационного развития особое внимание должно быть уделено бизнес-процессам инновационной деятельности. Для определения содержания бизнес-процесса инновационной деятельности можно воспользоваться подходом к проектированию любых административных бизнес- процессов. [ Чезборо Г.У. Логика «открытых» инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Росс. ж-л мен. – 2004. – Т. 2, № 4. – С. 67].


Это проектирование включает ряд этапов.

На первом этапе определяются начальные позиции организации путем структурирования первичных процессов, которые имеют решающее значение для банковской деятельности. Здесь следует определить методы администрирования и механизм управления каждого из них. Данная задача может быть решена путем описания продуктов, являющихся результатом данного процесса, а также определения стадий исполнения и контроля операций; постадийных процедур управления. [Таланов А.Я. Использование системного подхода при разработке стратегии предприятия / А.Я. Таланов, Р.Р. Тимиргалеева // Актуальные проблемы экономики современной России. 2015. Т. 2. № 2. С. 365].

На втором этапе дается определение информационного обеспечения.

На основе анализа структурированных первичных процессов осуществляется формализация информации, необходимой для совершенствования первичных бизнес-процессов по стадиям организации, продуктам, технологиям, с учетом специфики продажи. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]

Для решения данной задачи требуется выявить все возможные параметры продуктов первичных процессов и их востребованность внешними и внутренними пользователями, определить факторы востребованности, выявить взаимосвязи факторов и стадий бизнес-процессов, определить контрольные переменные параметров, критерии качества информации, средства ее контроля и документирования.

На третьем этапе осуществляется проектирование логической структуры. Требуется интеграция информации, полученной на первых двух этапах, которая могла бы обеспечить структурирование собственно бизнес-процесса инновационной деятельности, направленной на развитие продуктового ряда, технологии, организации и коммуникации первичных процессов. [ Чезборо Г.У. Логика «открытых» инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Росс. ж-л мен. – 2004. – Т. 2, № 4. – С. 67].

На четвертом этапе проводится проектирование физической структуры бизнеса. На основе проекта логической структуры бизнес-процесса формируется организационная структура функционирования процесса, где определены участники (подразделения и специалисты), которые осуществляют конкретные функции по реализации выявленных ранее процедур; взаимосвязи между ними; форматы результатов взаимодействия участников в рамках цикла появления и типизации инноваций.