Файл: Инновационные бизнес-модели предприятия (Бизнес-модели на предприятии).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
Именно на этой стадии формируется новая модель организации первичного процесса. Она формализуется в регламентах технологического процесса, принятия решения и трудовых приемов, регламентах исполнительских и контролирующих действий, оценке результатов, стимулах, определяющихся не только результатом первичных процессов, но и результатом инновационной деятельности. [Таланов А.Я. Использование системного подхода при разработке стратегии предприятия / А.Я. Таланов, Р.Р. Тимиргалеева // Актуальные проблемы экономики современной России. 2015. Т. 2. № 2. С. 365].
Наконец, на заключительном этапе происходит типизация инновации. Здесь происходит превращение инновационного продукта данного процесса инновационной деятельности в типичный продукт. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]
Процесс организации и технологии его производства уже претерпели необходимые изменения, учитывающие все итерации от создания до предоставления продукта пользователю, и на данный момент усовершенствованы. Типизация инноваций является основанием для перехода к началу бизнес-процесса инновационной деятельности, направленному на дальнейшее улучшение первичных бизнес-процессов как с точки зрения их результата, так и с точки зрения организации, технологии и продвижения потребителю.
Вывод
Соответственно и комплексная бизнес-модель предприятия должна быть инновационно-ориентированной. Устойчивые рост и успех в бизнесе зависят не только и не столько от великих идей и чутья лидера, сколько от твоего умения создать и непрерывно совершенствовать бизнес-модель.
В современных условиях зачастую инновации сфокусированы не на создание технологий или продуктов, а на создание самой бизнес-модели. Такая бизнес- модель превращает инновации в экономическую ценность для бизнеса. Она подробно описывает, как предприятие зарабатывает деньги путем четкого определения его места в цепочке создания ценности.
Глава 2. Формирование бизнес-модели на предприятии
2.1. Формирование бизнес-модели инновационного развития предприятия на основе сценарного подхода
Современное состояние развития экономики России позволяет утверждать, что существует зависимость между ее кон- курентоспособностью и качеством управления развитием экономического потенциала предприятий региона, от его инновационной составляющей зависит сам факт дальнейшего развития страны в целом и ее регионов в частности. [Таланов А.Я. Использование системного подхода при разработке стратегии предприятия / А.Я. Таланов, Р.Р. Тимиргалеева // Актуальные проблемы экономики современной России. 2015. Т. 2. № 2. С. 365].
Практика хозяйствования промышленности в условиях экономических реформ, проводимых в стране, делает актуальными задачи инновационного переустройства современного предприятия и превращения инноваций в один из важнейших источников экономического роста, заставляет руководство предприятий адекватно и своевременно реагировать на вызовы внешней среды, глубоко анализировать существующие альтернативы использования экономического и инновационного потенциала предприятия, искать пути обеспечения эффективногоразвития в долгосрочной перспективе. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]
Наличие существующих альтернатив в хозяйствующей практике привело к формированию такой управленческой парадигмы, как сценарный подход.
Исследования организации системы эффективного управления потенциалом предприятий, в том числе инновационным, проводились многими отечественными и зарубежными учеными современности, среди которых Л.И. Абалкин, Н.И. Аванова, Э.А. Андреева, В.Н. Амитан, А.В. Зверев, Г.Б. Клейнер, М.М. Лепа, Р.Р. Ларина, Р. Нельсон, Д. Норт, Д. Портер, В.П. Соловьев, Р.А. Фатхутдинов, П. Хейне, Й.П. Шумпетер и др.
Методологические и теоретические аспекты сценарного подхода к управлению предприятиями представлены в работах Х. Бандхольда, Д. Кевина, Д. Мерсье, Дж. Ратклифа, Дж. Рингланда, П. Шварца и др.
Ряд отечественных авторов рассматривают проблему комплексно, с точки зрения формирования инновационной инфраструктуры в рамках национальной инновационной системы. Такие авторы, как Н.М. Абдикеев, В.Р. Атоян, И.Г. Дежина, Б.Г. Салтыкова, Р.В. Фаттахов, Г.В. Шепелев и др. в своих научных исследованиях выявили принципы и механизмы формирования национальной инновационной политики, исследовали проблемы государственного регулирования инновационной деятельности, установили связи между субъектами инновационного развития и решили другие методологические и теоретические задачи. [Таланов А.Я. Использование системного подхода при разработке стратегии предприятия / А.Я. Таланов, Р.Р. Тимиргалеева // Актуальные проблемы экономики современной России. 2015. Т. 2. № 2. С. 365].
Исследования, проведенные учеными, выявили зависимость между прогрессирующим отставанием научного потенциала России от мировых лидеров и ускорением технической и технологической отсталостью – по совокупному показателю развития экономики и построения «общества знаний» Россия в 2-3 раза уступает среднемировому уровню. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]
Необходимость перехода к новой парадигме управления эффективным развитием инновационного потенциала предприятий промышленного сектора экономики РФ обусловлена интенсивными переменами, происходящими как на внутреннем, так и на мировом рынке.
Решение обозначенных вопросов становится первостепенным и принципиальным в условиях дальнейшей реструктуризации рыночной, конкурентной среды, формирования принципиально новой системы экономико-хозяйственных отношений на микро-, макро-, и на уровне глобального экономического пространства.
Актуальность исследования требует разработки мероприятий по организации системы управления эффективным развитием инновационного потенциала предприятий, теоретического обоснования места и значения эффективного развития предприятий, определения особенностей и закономерностей их функционирования в рыночной, конкурентной среде. Впервые сценарный подход был применен к управлению экономическим потенциалом предприятия ведущими западными компаниями, заинтересованными в развитии перспективных инвестиционных направлений своего бизнеса. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]
Сценарии, как их понимали и представляли зарубежные исследователи в 60-70 гг., - это достаточно эффективные способы прогнозирования, предвидения, позволяющие создавать технологические разработки, которые являются немыслимыми на современном этапе развития производительных сил.
Сценарии приносят новые подходы, ракурсы взглядов, расширяют видение лиц, в компетенцию которых входит принятие управленческих решений. Экономические сценарии помогают выделить тенденции и оценить последствия для предприятия от влияния сил отрасли, народного и мирового хозяйства и т.д. [Линдгрен М. Сценарное планирование. Связь между будущим и стратегией / М. Линдгрен, Х. Бандхольд; пер. с англ. – М.: Изд-во: Олимп-Бизнес. – 2009. – C. 132]
Однако без количественного (фундаментального) экономического анализа сценариев их эвристические возможности достаточно низкие и малоэффективные для управления. Необходимо учитывать, что экономический сценарий должен давать не только качественное описание, а также количественный анализ вариантов развития хозяйственной деятельности предприятия. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]
Анализ опыта ведущих зарубежных компаний показал, что методология сценарного подхода к управлению предприятием прошла в своем развитии четыре этапа:
− понимание сценария как качественного прогноза;
− понимание сценария как количественного прогноза;
− понимание сценария как составляющей стратегического планирования;
− понимание сценария как возможного метода управления предприятием, взаимодействующего со стратегическим планированием, ситуационным подходом и иными методами, технологиями и функциями менеджмента (управление социально-экономическими системами в отношении производства, распределения, обмена и потребления экономических благ). [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]
На сегодняшний день в методологии сценарного подхода к управлению остаются неисследованными ряд вопросов, среди которых особое место занимает взаимосвязь сценарного подхода со стратегическим планированием деятельности предприятия.
Сценарный подход имеет ряд преимуществ перед стратегическим планированием:
− позволяет количественно оценить цель и построить карту будущего;
− позволяет учитывать будущее объективно, с учетом негативных последствий;
− позволяет увидеть позитивные изменения даже после кризисных состояний, которые ожидают предприятие в будущем;
− позволяет количественно оценить цель и построить карту будущего предприятия;
− управленческие решения формируются как сверху- вниз, так и снизу-вверх;
− декомпозиция функций учитывает определенные варианты будущих событий и может быть реализована любым способом;
− обратная связь и контроль, имеющие важное значение в управлении, осуществляются в зависимости от потребностей управления: прогнозируемый осуществляется в соответствии с прогнозными данными;
- плановый – в соответствии с планированием, охватывая и стратегическое планирование; полифуркационный обеспечивает связь на основании анализа множества факторов влияния, «если, то» развития хозяйственной ситуации на предприятии. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]
В зависимости от потребностей управления (прогнозируемый, плановый, полифуркационный) предприятий, объединений, кластеров в условиях рецессии.
Вместе с тем, следует отметить, что стратегическое планирование и сценарный подход не исключают друг друга.
Они должны находиться в определенном взаимодействии и синтезе для реализации потребностей управления предприятием. Сценарный подход углубляет и укрепляет понимание стратегических планов предприятия, помогает построить определенную траекторию достижения стратегических целей предприятия, способствует реализации стратегической цели предприятия – оптимальное управление, эффективное формирование и использование его экономического потенциала. [ Чезборо Г.У. Логика «открытых» инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Росс. ж-л мен. – 2004. – Т. 2, № 4. – С. 67].
Сценарный анализ начинается с ранжирования факторов по важности и степени неопределенности. Это можно выполнить, используя количественные экономико-математические и качественные методы. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]
И здесь нужно учитывать, что именно соответствующее управление и раскрытие экономического потенциала является стартом экономического сценария. А совокупность экономических сценариев формирует определённое множество, фазовое экономическое пространство. [Линдгрен М. Сценарное планирование. Связь между будущим и стратегией / М. Линдгрен, Х. Бандхольд; пер. с англ. – М.: Изд-во: Олимп-Бизнес. – 2009. – C. 132]
За построением модели экономических сценариев следует ее тестирование и по выбранным экономическим показателям делаются соответствующие выводы.
Исследование показало, что к разработке вопросов стратегии инновационного развития предприятия необходимо подходить с точки зрения системного подхода, рассматривая три группы взаимосвязанных факторов:
− первая группа включает факторы инновационного развития мировой экономики;
− вторая группа представляет собой факторы, определяющие долгосрочное развитие экономики страны, ее геополитическое положение, хозяйственные связи, национальную безопасность государства;
− третья группа факторов относится к классу производственных – модернизация производства, реконструкция, технологическое обновление, увеличение выпуска продукции, освоение выпуска новой продукции, создание новых рабочих мест, улучшение условий труда. [ Чезборо Г.У. Логика «открытых» инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Росс. ж-л мен. – 2004. – Т. 2, № 4. – С. 67].