Файл: Инновационные бизнес-модели предприятия (Бизнес-модели на предприятии).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
Введение
Как известно, планирование составляет один из основных элементов системы внутриорганизационного управления инновационной деятельностью предприятия. Как элемент системы менеджмента планирование представляет собой относительно самостоятельную подсистему, включающую совокупность специфических инструментов, правил, структурных органов, информации и процессов, направленных на подготовку и обеспечение выполнения планов.
Планирование инноваций – это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей инновационного развития организации и подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения
. Во многих случаях основой конкурентоспособности предприятия является его ориентация выпуск инновационной продукции или внедрение инноваций в уже существующее производство.
При этом конкурентные преимущества инновационного продукта сегодня не гарантируют ему успех в борьбе за лидерство среду конкурентов завтра, в связи с этим наблюдается сокращение жизненных циклов товаров из-за непрерывных инноваций.
Специалисты, управляющие инновационной деятельностью, должны заниматься не только организационными и экономическими вопросами, но и успешно применять известные методы управления исследования и разработками, использовать современные информационные технологии при принятии сложных управленческих задач, следить за рынком инноваций.
На первоначальном этапе ключевым процессом является управление исследованиями и разработками. При этом для организации существует несколько путей развития.
Первый: проводить исследования и разработки исключительно в рамках своей организации, используя только собственный материальный, технический и творческий потенциал; второй: использовать знания и идеи из внешних источников; третий вариант: взаимовыгодный, при котором компания использует знания внешних источников, а знания, не получившие применения внутри компании, могут быть предложены на рынок.
Цель работы рассмотреть инновационные бизнес-модели предприятия.
Задачи
- рассмотреть бизнес-модели на предприятии
- рассмотреть формирование бизнес-модели на предприятии.
В основу работы легли исследования таких авторов, как Л.И. Абалкин, Н.И. Аванова, Э.А. Андреева, В.Н. Амитан, А.В. Зверев, Г.Б. Клейнер, М.М. Лепа, Р.Р. Ларина, Р. Нельсон, Д. Норт, Д. Портер, В.П. Соловьев, Р.А. Фатхутдинов, П. Хейне, Й.П. Шумпетер и др.
Глава 1. Бизнес-модели на предприятии
В современном мире в условиях постоянно изменяющихся ограничений и возможностей бизнес-окружения, под непрерывным воздействием которого находится любая хозяйствующая единица рынка, становится важным уметь предвидеть как можно больше рисков и проводить своевременное реагирование на их воздействие. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]
Даже самые незначительные риски могут оказывать видимое влияние на состояние компании и, уж тем более, ставить под сомнение ее устойчивое развитие. Когда речь заходит об инновационной компании, то степень возникновения неизвестных рисков возрастает многократно, так как инновационность сопряжена с деятельностью в условиях высокой не- определенности.
За последнее десятилетие бизнес-сообществом все большее внимание уделяется такому важному моменту, как построение бизнес-модели. Это связано с тем, что именно от ее структуры зависит каким образом предприятие будет осуществлять взаимодействие с внешней средой и организовывать свои внутренние бизнес-процессы. [ Чезборо Г.У. Логика «открытых» инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Росс. ж-л мен. – 2004. – Т. 2, № 4. – С. 67].
Выполнение баланса между грамотной организацией ключевых бизнес-процессов компании и ее умением достойно «держать удар» в ответ на негативное воздействие неустойчивой внешней среды в условиях высокой неопределенности должно быть обеспечено правильно построенной бизнес-моделью.
С другой стороны, когда речь заходит о предприятии, функционирующем в инновационной сфере, создание бизнес-модели, которая могла бы обеспечить устойчивость его развития, затруднительно и вызывает достаточно много вопросов и неясных моментов. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]
Следует обратить особое внимание именно тому, каким образом осуществлять построение бизнес-модели, во избежание возникновения возможных рисков для существования бизнеса компании и угроз для ее функционирования в целом. [ Чезборо Г.У. Логика «открытых» инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Росс. ж-л мен. – 2004. – Т. 2, № 4. – С. 67].
В настоящее время присутствует большое число проектов, тематика которых посвящена такой теме, как построение бизнес-модели, отвечающей большинству критериев, обеспечивающих устойчивость развития предприятия.
В качестве примера может быть приведен проект «Создание устойчивой ценности в производственных сетях». Проект SustainValue инициирован «Центром технических исследований Финляндии (FI)», в свою очередь который выступил одновременно и в качестве координатора данного проекта.
Ведущие научно-исследовательские институты Европы выступили в лице партнеров и участников проекта. Для начала попробуем разобраться, что означает каждое понятие, чтобы сформировать единое четкое представление в отношении каждого из них. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]
Согласно рабочему определению проекта SustainValue бизнес-модель – это способ, которым бизнес принимает решение о создании, поставки, сборе и обмене ценностей: экономической, социальной и экологической. [ Чезборо Г.У. Логика «открытых» инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Росс. ж-л мен. – 2004. – Т. 2, № 4. – С. 67].
Инновационное предприятие – организация, успешно работающая над созданием и реализацией инновационных проектов в научно-технической сфере с целью производства конкурентоспособной продукции (услуг) с использованием результатов научно-технической деятельности, имеющая необходимую инфраструктуру и кадры для осуществления такой деятельности.
В одном из опубликованных результатов проекта SustainValue приводится определение, в котором устойчивое развитие представляется, как состояние, требование которого заключается в осуществлении сообществом активности таким образом, чтобы с одной стороны – удовлетворялись экономические и социальные цели, а с другой стороны – не подвергались опасности функции экосистемы земли в целом. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]
Следовательно, устойчивое развитие подразумевает под собой управление эффективностью, которое представляет собой процесс анализа связанной с обработкой информации, принятия решений, основанных на этой информации, планирования и осуществления мер для улучшения или поддержания производительности и формирования сигнала обратной связи, предназначенной для улучшения процесса измерения производительности.
Термином измерение производительности обозначается процесс получения данных, связанных с производительностью посредством определенного набора измерительных средств и получения большего количества информации путем соотнесения данной информации с определенным контекстом. [ Чезборо Г.У. Логика «открытых» инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Росс. ж-л мен. – 2004. – Т. 2, № 4. – С. 67].
Бизнес-модель должна включать в себя такие элементы, которые при их взаимодействии гарантируют гибкость и адаптируемость самой бизнес-модели, которая, в свою очередь, выступает в качестве обеспечивающего фактора устойчивого развития.
Важным моментом будет являться возможность внесения оперативных изменений в бизнес-модель и принципы взаимодействия ее элементов в связи с изменившимися требованиями внешнего окружения. В качестве примера таких требований можно рассмотреть пожелания заинтересованных сторон, которые могут выступить в роли как ограничений, так и возможностей для самой компании. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]
Способность удовлетворять разнообразные потребности заинтересованных сторон обеспечивает для компании конкурентные преимущества по сравнению с другими участниками рынка, которые не достаточно грамотно смогли построить свою бизнес-модель, обеспечивающую адаптацию под рыночные изменения. [ Чезборо Г.У. Логика «открытых» инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Росс. ж-л мен. – 2004. – Т. 2, № 4. – С. 67].
Но в то же время, если компания не в состоянии оперативно реагировать на изменившиеся условия окружения, то бизнес-модель может выступить в роли фактора ограничения, что обеспечит недостаток по сравнению с другими конкурентами. Для компании крайне важно эффективно проводить систематический анализ и развитие элементов бизнес-модели, а также отслеживать их взаимодействие.
В последние годы активно расширяется использование бизнес-моделей для управления предприятиями и отдельными сферами их деятельности.
Бизнес- моделирование представляет собой процесс разработки различных бизнес-моделей предприятия (стратегия, процессы, оргструктура, ресурсы и т.п.) с целью формализации и оптимизации деятельности предприятия. [Таланов А.Я. Использование системного подхода при разработке стратегии предприятия / А.Я. Таланов, Р.Р. Тимиргалеева // Актуальные проблемы экономики современной России. 2015. Т. 2. № 2. С. 365].
Существуют различные подходы к определению понятия «бизнес-модель». Так, в говорится, что бизнес- модель – это метод устойчивого ведения бизнеса. Следует отметить, что такое определение недостаточно конкретно, к тому же в нем модель идентифицируется с методом, а это разные понятия. [ Чезборо Г.У. Логика «открытых» инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Росс. ж-л мен. – 2004. – Т. 2, № 4. – С. 67].
Под бизнес-моделью понимается совокупность способов ведения бизнеса в компании (ее структура, продукция, способы доставки и обслуживания товаров, повышение рыночной стоимости), правил ведения этого бизнеса, лежащих в основе стратегии компании, а также критериев определения деловых показателей. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]
Она принимает во внимание инфраструктуру, необходимую для продвижения продукта или услуги на рынок таким образом, который как удобен, так и прост для покупателя, и в то же самое время прибылен для фирмы.
Такой подход также недостаточно раскрывает сущность именно модели.
Бизнес-модель – это формализованное описание (графическое, табличное, текстовое, либо в нотации специализированного программного продукта) определенного аспекта или сферы деятельности предприятия. Например, модели стратегических целей и показателей, стратегические карты, модели бизнес-процессов, модели оргструктуры, модели библиотек документов и т.п. Однако такое определение применимо практически ко всем моделям. [ Чезборо Г.У. Логика «открытых» инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Росс. ж-л мен. – 2004. – Т. 2, № 4. – С. 67].
А.Ю. Сооляттэ в работе указывает на следующие ключевые признаки бизнес-модели:
– ценность для внешних клиентов, которую предлагает компания на основе своих продуктов и услуг;
– система создания этой ценности, включающая поставщиков и целевых клиентов, а также цепочки создания ценности;
– активы, которые компания использует для создания ценности;
– финансовая модель компании, определяющая, как структуру ее затрат, так и способы получения прибыли. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]
Бизнес-модель строится из разнообразных компонентов бизнеса, которые включают предпринимательство, стратегию, экономику, финансы, операции, конкурентные стратегии, маркетинг и стратегии устойчивого роста. Можно сказать, что бизнес-модель описывает, как бизнес позиционирует себя в цепочки создания ценности в рамках своей отрасли и как он собирается себя обеспечивать, т.е. создавать прибыль.