Файл: Инновационные бизнес-модели предприятия (Бизнес-модели на предприятии).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 3
Авторы придерживаются мнения, что формируемая модель инновационного развития предприятия должна строиться на основе данных групп факторов, чтобы учесть международную, государственную и производственную инновационную политику.
Таким образом, методологию формирования стратегии инновационного развития предприятия целесообразно строить на основе многоуровневого подхода, который позволит определить стратегические цели инновационного развития предприятия на государственном, региональном и производственном уровне управления. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]
При этом, под стратегией инновационного развития предприятия будем понимать целевые программы, направленные на достижение его долгосрочных конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках.
Опираясь на данное определение, отметим, что это понятие комплексное, включающее совокупность стратегий отдельных направлений инновационной деятельности предприятия (организационные, экономические, управленческие инновации) в рамках реализации стратегических целей развития предприятия. [Линдгрен М. Сценарное планирование. Связь между будущим и стратегией / М. Линдгрен, Х. Бандхольд; пер. с англ. – М.: Изд-во: Олимп-Бизнес. – 2009. – C. 132]
Каждая из стратегий имеет свои формы и методы управления, обеспечивающие достижение поставленных целей.
Технологии управления, которые определяют процедурные, организационные, информационные, технические аспекты реализации стратегий, являются предметом инноваций в связи с использованием нововведений в исследованиях рынка, в разработке нового продукта, в организации технологического оснащения производства. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]
Логическая модель взаимосвязи стратегий инновационного развития потенциала предприятия Таким образом, сценарный подход может быть использован, с одной стороны, для потребностей стратегического планирования инноваций, с другой стороны, он сам может использовать методики стратегического анализа для исследования внешней среды. Кроме того, сценарный подход может быть использован для самостоятельного принятия решений вне границ стратегического планирования, а также – для прогнозирования и оценки влияния настоящих и будущих факторов, которые должны быть учтены при управлении, использовании и выявлении инновационного потенциала предприятия.
2.2. Перспективы повышения конкурентоспособности на основе инновационных бизнес-моделей
Конкурентоспособность экономических систем в современных условиях в значительной степени зависит от их способности осваивать и внедрять передовые технологии, технику, а также управленческие и другие инновации.
Инновации в широком смысле предполагают процесс непрерывного экспериментального обучения, продуктом которого являются новые, использованные на практике, знания. [Головастова Т.И. Проблемы формирования инновационной экономики в современной России / Т.И. Головастова // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. – 2012. Вып.2, С.10].
Внедрение инноваций в практику приводит к появлению новых макрогенераций, представляющих собой кластеры принципиально новых комбинаций, обеспечивающих фазу очередного экономического подъема, величину и темпы прироста валового национального продукта в определенный период времени.
Анализ успешного опыта зарубежных фирм показывает, что источником развития российских предприятий, реализации их промышленного, интеллектуального и инновационного потенциала может стать широкое освоение и внедрение новых бизнес-моделей. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]
Бизнес-модель состоит из разнообразных компонентов бизнеса, которые включают и предпринимательскую стратегию, и экономику, финансы, операции, маркетинг и т.п.
Инновационная бизнес-модель – это способ соединения различных факторов бизнеса (капитал, труд, материальные ресурсы) в цепочку создания стоимости нового продукта и повышения стоимости самой компании.
Бизнес-модель не просто фокусируется на создании ценности, она описывает механизм превращения созданной предприятием ценности в прибыль.
В настоящее время зачастую предприятия фокусируют свои инновации не на создание технологий, продуктов или услуг, а на создание новых бизнес моделей. Бизнес-модель, по существу, – это общая картина того, как инновационный подход в той или иной сфере будет создавать экономическую ценность для покупателя, для самой фирмы, для ее акционеров и партнеров. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]
Она принимает во внимание инфраструктуру продвижения продукта и услуги на рынок, удобную для покупателя и эффективную, прибыльную для фирмы. стратегия смотрит дальше и фокусируется на создание устойчивого конкурентного преимущества.
Профессор гарвардской школы бизнеса Г. Чезборо написал: «В самой технологии никакой внутренней ценности нет – ее ценность определяется бизнес-моделью, при помощи которой эта технология выходит на рынок».
Он сформулировал концепцию «открытых инноваций», которая предполагает, что компаниям, стремящимся сформировать и удержать конку- рентные преимущества, следует осуществлять коммерциализацию как собственных идей, так и заимствованных у других компаний. [ Чезборо Г.У. Логика «открытых» инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Росс. ж-л мен. – 2004. – Т. 2, № 4. – С. 67].
Они могут интегрироваться, кооперироваться друг с другом для обмена знаниями, инновациями для успешного развития исследований и разработок. К стратегиям открытых инноваций современные исследователи относят: переход от проведения R&D непосредственно самой компанией к совместной работе с партнерами; разработка и реализация комплиментарных (дифференцированных на основе существующих) товаров; создание «отпочковавшихся» компаний для преодоления тенденции бюрократизации и т.п. [Головастова Т.И. Проблемы формирования инновационной экономики в современной России / Т.И. Головастова // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. – 2012. Вып.2, С.10].
Инновационная бизнес-модель должна быть нацелена на управление цепочкой создания инновационной стоимости в компании, звеньями которой являются:
– способ генерации идей;
– формирование оптимального портфеля проектов для обеспечения непрерывности денежных потоков;
– скорость разработки проектов;
– превращение процесса коммерциализации в ключевую компетенцию – организационную инновацию. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]
Низкая конкурентоспособность российских компаний обусловлена во многом использованием устаревших технологий, традиционных бизнес-моделей, а также изношенностью оборудования и, соответственно, производством неконкурентоспособной продукции.
Вследствие этого постоянно увеличивается их технологическое отставание от ведущих зарубежных конкурентов, не осуществляется поиск ниш на рынках высокотехнологичной продукции. [Головастова Т.И. Проблемы формирования инновационной экономики в современной России / Т.И. Головастова // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. – 2012. Вып.2, С.10].
Инновации выполняют функцию генераторов изменений, а, следовательно, являются источником развития бизнес-процессов и совершенствования организационных структур предприятий, что, несомненно, влечет за собой занятие предприятиями более устойчивых конкурентных позиций в условиях глобальной конкуренции. [ Чезборо Г.У. Логика «открытых» инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Росс. ж-л мен. – 2004. – Т. 2, № 4. – С. 67].
Инновации разного рода определяют будущее развитие компаний, поскольку они предполагают изменения не только в воспроизводственном процессе, но и в новых методах организации труда, технологиях, маркетинге, управлении и т.д.
Согласно прогнозам, основными направлениями, по которым будет развиваться инновационный менеджмент, по мнению аналитиков, являются:
- эффективное управление инновациями в сфере услуг, поскольку эта сфера развивается наиболее быстрыми темпами; развитие партнерских отношений не только для обмена идеями, но также для обмена методиками, технологиями, опытом;
- возрастание роли инновационных бизнес-моделей, которые по значимости не уступают технологическим инновациям.
Реализация стратегии открытых инноваций, основанной на принципах, предложенных Г. Чезборо, требует развития бизнеса в указанных направлениях.
Речь идет о том, что многие новые продукты высокотехнологичных компаний предназначены для создания новых сервисов или улучшения качества существующих услуг, в том числе услуг интернет сервиса.
Однако реализация стратегии открытых инноваций невозможна без пересмотра существующих организационных схем, внедрения новых бизнес- моделей, среди которых специалисты отмечают: интеграционную модель, модель дирижирования, модель лицензирования и др. [Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: моногр. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. – С. 154. ]
Известно, что конкурентоспособность хозяйствующих субъектов характеризуется степенью их ресурсной и менеджерской обеспеченности, а также совокупностью разнообразных условий развития, реализация которых может обеспечить им лидирующие позиции в национальных имировых обменах.
Вывод
Поэтому в заключение следует отметить, что важным аспектом конкурентоспособности предприятий в настоящее время является использование инновационных бизнес-моделей, обеспечивающих им способность производить и реализовывать товары (услуги), отвечающие современным требованиям национального и международных рынков, создавать условия для их успешного функционирования и развития на основе инновационной деятельности.
Заключение
В современном мире одним из эффективных инструментов менеджмента компаний может быть разработка бизнес-моделей. Благодаря инновационным принципам и процедурам, заложенным в такой методике, предприятия могут получить устойчивые конкурентные преимущества и укрепить свое положение на рынке.
Использование технологии бизнес-моделирования в условиях отечественного бизнеса является сегодня перспективным аспектом для получения прибыли.
Широко известно, что в последние десятилетия для России характерно активное развитие сервисного сектора. А этот процесс требует изменения мировоззрения руководителей предприятий и корректировки стратегий менеджмента, маркетинга и логистики.
Главная цель и назначение менеджмента в сфере услуг — помочь клиенту по достоинству оценить организацию и услуги, предоставляемые ею.
Ведение бизнеса в сфере услуг в отличие от промышленности и торговли имеет свои отличительные особенности, что позволяет рассматривать сферу услуг как самостоятельное направление на товарном рынке.
Для сервисных компаний характерны определенные методы их формирования, планирования, развития, что позволяет предприятиям решать свои текущие и перспективные задачи, осваивать новые рынки и создавать новый вид услуг в соответствии с растущими требованиями рынка.
Услуга — это совокупность неосязаемых действий, выполняемых с целью удовлетворения нужд и потребностей клиентов, не приводящих к владению чем-либо. Поэтому для эффективной организации бизнеса в сфере услуг, его визуализации, проще говоря, наглядного представления, как для руководства компании, так и для ее сотрудников, инвесторов, партнеров и клиентов, полезно использовать такой инструмент, как бизнес-моделирование.
Как отмечают многие авторы, изначально интерес к разработке инновационных бизнес-моделей был связан с бумом компаний в сфере информационных технологий, но впоследствии другие отрасли также стали уделять повышенное внимание данному инструменту. Устойчивая зависимость между ростом прибыли компании и использованием ими в своей деятельности инновационных бизнес-моделей была выявлена еще экспертами IBM.
Продвинутые в этом вопросе фирмы уделяют много внимания инновациям в области управления, в то время как компании с более низкой доходностью состредотачивают свои усилия на разработке новых продуктов и услуг и совершенствовании производственных процессов.