Файл: Социальное страхование и его функции (Теоретические аспекты сущности социального страхования).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты сущности социального страхования
1.1. Понятие, значение и задачи социального страхования
1.2. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения
2. Анализ современного состояния и перспективы развития социального страхования в РФ
2.1. Анализ доходов и направление расходования средств социального страхования РФ
2.2. Основные функции социального страхования РФ
2.3. Проблемы развития фондов социального страхования и пути их решения
Таблица 1 - Структура источников дохода бюджета ФСС РФ за 2014-2018 гг.
Источник дохода |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||||
млрд. руб. |
доля, % |
млрд. руб. |
доля, % |
млрд. руб. |
доля, % |
млрд. руб. |
доля, % |
млрд. руб. |
доля, % |
|
Доходы, итого: |
565,0 |
100 |
538,7 |
100 |
610,8 |
100 |
642,1 |
100 |
664,1 |
100 |
Налоговые доходы, в т.ч. |
532,1 |
94,2 |
503,6 |
93,5 |
571,2 |
93,5 |
601,2 |
93,6 |
623,7 |
93,9 |
Взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
436,7 |
82,1 |
400,2 |
79,5 |
471,4 |
82,5 |
496,6 |
82,6 |
517,2 |
82,9 |
Взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
95,42 |
17,9 |
103,4 |
29,5 |
99,78 |
17,5 |
104,6 |
17,4 |
106,5 |
17,1 |
Безвозмездные поступления, в т.ч.: |
32,92 |
5,8 |
35,03 |
6,1 |
39,62 |
6,5 |
41,05 |
6,4 |
40,3 |
6,1 |
Межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета |
13,89 |
42,2 |
16,0 |
45,7 |
20,87 |
52,7 |
22,97 |
56 |
22,18 |
55 |
Средства из федерального ФОМС |
19,03 |
57,8 |
19,03 |
54,3 |
18,75 |
47,3 |
18,08 |
44 |
18,16 |
45 |
Источник: Индутенко А.Н., Филатова О.И., Шанина А.Н. Анализ бюджета Фонда социального страхования РФ: проблемы и пути их решения // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2018. – №6-5. – С. 111.
Дефицит бюджета Фонда социального страхования РФ является негативной тенденцией в практике его функционирования уже на протяжении многих лет, причем на 2019 год делается отрицательный прогноз по поводу сбалансированности бюджета ФСС РФ.
Для выявления причин отрицательного баланса бюджета ФСС РФ проанализируем структуру доходов и расходов бюджета за 2014-2018 года.
По данным таблицы 2 структура источников дохода бюджета ФСС РФ за видим увеличение взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 2015 года. Также наблюдаем, что средства, поступающие из федерального фонда обязательного медицинского страхования, ежегодно уменьшаются.
Что касается структуры расходов бюджета ФСС РФ, то наблюдаем, что с каждым годом растет сумма выплат по случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством – в 2017 году эти взносы увеличить на 22,4 % относительно 2015 года, в котором было отмечено понижение суммы взносов по сравнению с 2014 годом на 8,4%.
Несомненно, это связано с тем, что в нашей стране наблюдается увеличение рождаемости и рост безработицы.
Таблица 2 - Структура расходов бюджета ФСС РФ за 2014-2018гг, млрд. рублей
Вид расхода |
2014 г |
2015 г |
2016 г |
2017 г |
2018 г |
На случай временной нетрудоспособ- ности и в связи с материнством |
450, 28 |
471, 21 |
516, 89 |
543, 00 |
570, 67 |
На несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания |
81, 72 |
87, 85 |
91, 65 |
94, 49 |
98, 75 |
За счет межбюджетных трансфертов на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета и бюджета ФОМС |
32,92 |
35,02 |
39,62 |
- |
- |
Расходы, итого |
564,92 |
594,08 |
648,16 |
683,41 |
715,13 |
Источник: Индутенко А.Н., Филатова О.И., Шанина А.Н. Анализ бюджета Фонда социального страхования РФ: проблемы и пути их решения // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2018. – №6-5. – С. 111.
Таким образом, одной из главных причин возникновения проблемы отрицательного баланса бюджета ФСС РФ выступает значительный рост расходов на выплаты различных пособий, в том числе повышением доли расходов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2017 году относительно 2014 года на 20, 6%. Расходы на выплату пособий по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на 2017 год определены в объеме 122, 45 млрд. рублей, что на 4,1% больше, чем в 2016 году.
Дефицит бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2017 год составляет в сумме 53, 31 млрд. рублей и объем профицита в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 12, 11 млрд. рублей (таблица 3). Однако межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета ФСС на 2017 - 2019 годы законопроектом не предусматриваются.
Таблица 3 - Структура дефицита бюджета ФСС РФ на 2018 г., тыс. руб.
Дефицит бюджета ФСС РФ, в том числе: |
-41 201 418,0 |
Дефицит по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
-53 310 938,2 |
Профицит по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
12 109 520,2 |
Источник: Индутенко А.Н., Филатова О.И., Шанина А.Н. Анализ бюджета Фонда социального страхования РФ: проблемы и пути их решения // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2018. – №6-5. – С. 112.
Одной из главных причин возникновения проблемы отрицательного баланса бюджета ФСС РФ выступает значительный рост расходов на выплаты различных пособий, в том числе связанный с повышением доли расходов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2017 году относительно 2013 года на 24,2%. Расходы на выплату пособий по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на 2017 год определены в объеме 122,45 млрд. руб., что на 4,1% больше, чем в 2016 году.
Дефицит бюджета Фонда, в части расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на 2017 год составляет 53,31 млрд. руб. и объем профицита, в части расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в сумме 12,11 млрд. руб. (табл. 3).
Несбалансированность бюджета Фонда социального страхования РФ обусловлена недостаточным обеспечением его необходимыми финансовыми ресурсами. Средства не доходят в полном объеме до бюджета ФСС РФ в виду достаточно высокой доли теневого сектора в российской экономике. Зачастую чтобы не платить большие страховые взносы, организации применяют такой способ расчета с работниками как «зарплата в конверте». Кроме того, кризисные явления в экономике в 2014-2015 гг., сопровождающиеся также ростом безработицы и сохраняющаяся в настоящее время общая макроэкономическая нестабильность привели к сокращению совокупного фонда оплаты труда в среднем на 2,5%, что также снижает объем поступающих страховых взносов в бюджеты всех государственных внебюджетных фондов РФ. Проблемы сбалансированности бюджета Фонда возникают также из-за роста недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование при сохраняющейся тенденции роста расходов на социальное обеспечение за счет средств Фонда.
Несовершенство законодательной базы функционирования ФСС РФ и невысокая прозрачность его деятельности также осложняет работу Фонда. По мнению многих экспертов, после принятия ряда нормативных правовых актов деятельность Фонда не отвечает полностью многим страховым принципам, которые положены в основу его функционирования. Например, целевое использование средств Фонда реализуется не полностью, так как средства, отчисляемые предпринимателями в ФСС РФ, считаются частью средств федерального бюджета и используются на покрытие его дефицита. Счетной палатой РФ неоднократно отмечалось, что нарушается принцип дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, реализуемый через обеспечение эквивалентности обязательств по страховому обеспечению и сумм внесенных обязательных платежей внутри класса профессионального риска. Также, постоянное снижение размеров взносов, широкий перечень льгот сделали систему социальной поддержки граждан дотационной, что обусловливает усиление финансовой нагрузки, невозможность полного выполнения Фондом закрепленных за ним функций, и проявляется в нерациональном использовании имеющихся ресурсов, и в конечном итоге негативно влияет на устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования.
По итогам 2017 г. доходы консолидированных бюджетов государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования) составили 10282,4 млрд.руб. (11,2% ВВП). По сравнению с 2016 г. доходы системы государственных внебюджетных фондов увеличились на 16,6% (на 10,8% в реальном исчислении) или на 1465,3 млрд. руб. В структуре доходов системы государственных внебюджетных фондов (табл. 4) основную роль играют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (41,9%) и трансферты из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда (35,5%) [19].
Поступления страховых платежей в Пенсионный фонд увеличились по сравнению с 2016 г. на 16,0% (на 11,9% с учетом темпов инфляции). Трансферты из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда также возросли, но менее значительно – на 8,7%. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, на долю которых приходится 16,6% общей суммы доходов системы государственных внебюджетных фондов, возросли на 10,9% (на 7,0% в реальном исчислении).
Поступления страховых взносов в фонд обязательного социального страхования составили 3,2% общей суммы доходов системы фондов. По сравнению с прошлогодними показателями взносы (по общей сумме) увеличились на 19,4% (на 15,2% с поправкой на темпы инфляции). Трансферты из федерального бюджета в бюджеты фонда обязательного медицинского страхования и фонда обязательного социального страхования относительно невелики и составляют 0,4% и 0,8% общей суммы доходов системы государственных внебюджетных фондов.
Рис. 2. Темпы роста доходов социальных государственных внебюджетных фондов к предыдущему году, в %
Источник: Сивашова О.Ю. Государственные внебюджетные фонды (отдельные фонды) и их роль в решении социальных задач. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://repetitora.com/gosudarstvennye-vnebjudzhetnye-fondyotdelnye-2
Расходы системы государственных внебюджетных в 2017 г. составили 10238,6 млрд.руб. или 11,1% ВВП. По сравнению с предшествующим годом расходы увеличились на 6,1%, что с поправкой на темпы инфляции означает рост всего на 2,3% [19].
В целом, основной объем доходов и расходов системы государственных внебюджетных фондов приходится на Пенсионный фонд. По итогам 2017 г. его доходы составили 8260,1 (9,0% ВВП) и увеличились по сравнению с предшествующим годом на 8,3% (на 4,4% в реальном исчислении). Расходы Пенсионного фонда увеличились не столь значительно – на 2,4% в реальном исчислении. Это позволило сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда с 204,4 млрд. руб. по итогам 2016 г. до 59,4 млрд.руб. по итогам 2017 г. (рис. 3).
Бюджеты Фонда обязательного социального страхования и федерального Фонда обязательного медицинского страхования по итогам 2017 г. исполнены с профицитами в размере 7,4% и 4,7% доходов фондов, соответственно. По сравнению с показателями 2016 г. расходы фондов в реальном исчислении.
Рис. 3. Доходы, расходы и сальдо бюджетов государственных внебюджетных фондов, 2017 г., млрд. руб.
Источник: Сивашова О.Ю. Государственные внебюджетные фонды (отдельные фонды) и их роль в решении социальных задач. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://repetitora.com/gosudarstvennye-vnebjudzhetnye-fondyotdelnye-2