Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
2. Насколько инновационна бизнес-модель?
Является ли бизнес-модель инновационной или она повторяет одну из десятков стандартных? Если бизнес-модель получилась стандартной, она будет работать, но для инновационных предприятий важен поиск новаторской бизнес-модели, поэтому не следует прекращать поиски и генерацию новых идей.
3. Насколько правильно функционирует конструкция бизнес-модели? Взаимодействуют ли функциональные блоки бизнес-модели между собой, так как должны? Данный вопрос поможет увидеть пробелы в планировании деятельности.
4. Насколько устойчива и масштабируема бизнес-модель?
То есть будут ли потребители платить за продукт и будет ли количество потребителей стабильно расти? Если бизнес-модель не обеспечивает устойчивость и масштабируемость – она, скорее всего, не сможет обеспечить компании какой-либо рост.
5. Предусмотрена ли в бизнес-модели защита от конкурентов?
Ответ на этот вопрос нужно искать в блоках ключевые партнеры или ключевые ресурсы. То есть защититься от конкуренции можно либо договорившись с конкурентами, вступив с ними в те или иные партнерские отношения, либо тщательно продумав стратегию защиты своей интеллектуальной собственности и ключевых ресурсов.
6. Способна ли бизнес-модель приносить регулярный доход?
Точный ответ на данный вопрос можно получить уже только после запуска продаж, однако, спрогнозировать можно заранее. Если прогноз демонстрирует отрицательный ответ, то следует внести коррективы в бизнес-модель.
Подобные контрольные вопросы могут пополняться самими участниками инновационного бизнеса в зависимости от специфики их предприятий и бизнес-моделей.
(2) SWOT-анализ
Для оценки бизнес-модели предприятия можно использовать простой и всем понятный SWOT-анализ. Оценивать сильные и слабые стороны бизнес-модели, а также возможности и угрозы можно как в отношении бизнес-модели в целом, так и отдельно для каждого структурного блока. Результаты SWOT-анализа могут стать основой для принятия тех или иных решений, дальнейшего обсуждения и, возможно, внедрения каких-либо инноваций бизнес-модели.
Вывод по главе 2
В главе 2 был подробно рассмотрен предложенный алгоритм формирования бизнес-модели инновационного предприятия – резидента бизнес-инкубатора. При разработке алгоритма была поставлена цель соединить в себе необходимые положительные стороны современных используемых подходов, а также учесть особенность инновационных предприятий. Каждый шаг алгоритма сопровождается комментариями и рекомендациям. Следующий шаг – апробация, т.е. формирование бизнес-модели инновационного предприятия на основе предложенного алгоритма.
Глава 3. Апробация разработанного подхода
3.1. Предприятие
Для апробации предложенного подхода была выбрана компания ООО «НаноПульс лабз». Предприятие образовано с целью коммерциализации научно-исследовательских работ учредителей в области сверширокополосной радиолокации и занимается разработкой и организацией производства линейки устройств для бесконтактного наблюдения за малоподвижными людьми под названием «Электронная сиделка».
Основная информация о предприятии:
Предприятие является резидентом бизнес-инкубатора Санкт- Петербургской организации бизнес-ангелов;
Количество учредителей: 3 человека;
Деятельность по ОКВЭД: 73.10 - научные исследования и разработки в области естественных и технических наук;
Состояние проекта: разработана и протестирована технология бесконтактного мониторинга, получены сертификаты;
Предприятие соответствует критерию «малое инновационное предприятие – резидент бизнес-инкубатора»
3.2. Формирование бизнес модели
Составление бизнес-модели предприятия проходило совместно с руководителем – соучредителем компании. Процесс построения проходил в соответствии с предложенным алгоритмом и был поделен на несколько этапов.
3.2.1. Описание ценности
1. На первой встрече была организована работа над описанием текущего состояния разработки, определением потенциального потребителя продукции и ценностного предложения.
(1) Текущее состояние разработки
Устройство, состоящее из сенсорного блока и пейджера, которое диагностирует следующие состояния ребенка:
Сон — ребенок спит. Если ребенок спит без движения, ведется подсчет частоты дыхания ребенка. При благоприятных условиях подсчитывается также пульс ребенка. Если сон сопровождается кратковременными движениями, то на экран пейджера выводится соответствующее сообщение.
Бодрствование — состояние характеризуется продолжительными движениями большой амплитуды.
Тревога — остановка дыхания или частота дыхания ребенка во сне вышла за допустимые границы.
В случае, если состояние ребенка изменяется, возможна настройка оповещений с помощью портативного пейджера:
Подсветка экрана с изображением, характеризующим состояние ребенка (работает всегда);
Однотонный звуковой сигнал (возможно отключение);
Вибрация (возможно отключение).
Технические характеристики устройства опущены в работе, так как не являются критически важными при формировании бизнес-модели.
(2) Описание потребительских сегментов
На начальных этапах развития проекта было принято решение рассматривать потребителей B2C и было выделено 2 группы потребителей:
Молодые родители, имеющие ребенка в возрасте от 0 до 5 месяцев. Доход семьи на одного члена от 12000 рублей. С высокой потребительской активностью.
Взрослые люди, которые вынуждены вести малоподвижный образ жизни, проводя большую часть времени в постели, и требующие наблюдения, а также их родственники и близкие люди, кто вынужден проводить много времени рядом с больным или пожилым человеком.
Но выход на рынок планируется с устройством для детского мониторинга по причине того, что рынок детских прикроватных мониторов оценивается как наиболее легкий для работы рынок, что обусловлено несколькими причинами: не требуется медицинская сертификация; ограниченность движений ребенка, что облегчает выделение полезного сигнала; низкие маркетинговые расходы; есть успешные примеры подобных предприятий; игроки рынка делятся на гигантов и карликов: чтобы первые обратили внимание на потенциал СШП технологии, потребуется время; вторые несколько отстают в области технологии.
Информация фиксируется в шаблоне бизнес-модели в правом верхнем углу (см. рис. 15).
Рис. 15. Выделение потребительских сегментов
(3) Описание ценностного предложения В первой версии бизнес модели был зафиксирован один потребительский сегмент, для которого необходимо сформулировать ценностное предложение.
Назначение продукта состоит в обеспечении уверенности в том, что человек, мониторинг состояния которого мы осуществляем, жив и находится в стабильном состоянии. Уверенность в безопасности гарантируется за счет:
Бесконтактности. Для детей бесконтакность означает, что ребенок не сможет во время движения или сна сместить контролирующий датчик. Для малоподвижных, травмированных и людей-инвалидов отсутствие присоединяемых к телу датчиков позволит обследовать пациентов с обширными ожогами или тяжелыми кожными заболеваниями. Кроме того, возникает возможность выполнять измерения прямо через одежду и постельное белье.
Безопасность для пациента. Важное преимущество, определяемое низким уровнем энергии излучаемого сигнала. Радиационная нагрузка на пациента при исследовании на порядки ниже, чем, например, при рентгеновской компьютерной томографии или разговоре по мобильному телефону, что позволит применять сенсор для частых повторных измерений или постоянного мониторинга.
Отсутствие необходимости в чистке и дезинфекции. Как следствие снижаются расходы на дезинфектанты и обслуживание аппаратуры.
Отсутствие необходимости в расходных материалах и их утилизации. Имеются ввиду одноразовые электроды, мундштуки, провода и пр.
Перечисленные характеристики служат основой для заполнения следующей ячейки таблицы бизнес модели (см. рис. 16)
Рис. 16. Описание ценностного предложения
Рынок устройств, решающих задачу мониторинга детей и пациентов существует, поэтому цель функционирования предприятия – вывести прибор на отдельный сегмент рынка, с характеристиками, соответствующими нуждам потребительских сегментов.
(4) Валидация потребительских сегментов и ценностного предложения
Для проверки предположений относительно потребительских сегментов и ценностного предложения не было необходимости что-либо специально разрабатывать – в процессе проверки технологии было собрано несколько образцов, которые, для того, чтобы представить первым потенциальным потребителям было достаточно упаковать в удобный корпус и, написать подробную инструкцию по применению.
Тестирование потребителей проводилось путем раздачи нескольких образцов устройств молодым семьям во временное пользование - на одну неделю. В исследовании приняли участие 10 молодых семей.
По результатам исследования, была получена положительная обратная связь, рекомендации к совершенствованию прибора, а также ценные данные для последующего построения маркетинговой стратегии предприятия:
Для активных потребителей радио-нянь наиболее важным факторов при выборе аксессуаров по уходу за ребенком является безопасность. Причем, первостепенная важность этого фактора сохраняется на протяжении 2-х лет. Второй фактор при принятии решения – это цена. По типу устройства контроля над состоянием ребенка выделяют радио-няню, видео-няню, радио-няня + монитор дыхания и просто монитор дыхания. Самый большой сегмент, как в количественном, так и в натуральном выражении это радио-няни. Монитор дыхания - самый маленький сегмент. Для покупателя крайне важна безопасность для здоровья ребенка, состав и ингредиенты, а также, чтобы ребенку нравился товар. Такие характеристики как страна-производитель, цена, и известность торговой марки имеют второстепенное значение.[8]
Проанализировав рынок устройств подобного типа, учитывая функции устройства, была принято решение, что рекомендованной ценой розничной продажи прибора должна быть не более 10 тыс. руб.
В целом потребители остались довольны основной функцией прибора. Рекомендации касались в основном замены пейджера мобильным телефоном и разработкой нескольких вариантов крепления устройства над кроватью.
На стратегию разработки продукции данное исследование не оказало критического влияния, поэтому после этапа валидации и внесения дополнений в бизнес-модель, работа была продолжена.
2. Во время второй встречи был выполнен анализ возможных путей взаимодействия с потребителем, а также описание взаимоотношений с клиентами.
(5) Взаимодействие с потребителем
Описание путей взаимодействия с потребителем начинается с предложения способов информирования потенциального потребителя о продукции предприятия. Важная информация о том, каким источникам информации доверяют молодые родители, была получена во время общения с фокус-группой исследования. Были получены следующие результаты: наиболее авторитетными источниками об аксессуарах по уходу за ребенком являются аннотация к продукту и советы друзей, родственников, а также информация на тематических сайтах и форумах на них. Исходя из этой информации, была разработана стратегия коммуникаций. Подробная и понятная аннотация продукта позволит сформировать позитивное впечатления от пользования продуктом, что, в свою очередь, стимулирует потребителей рекомендовать его тематическим сообществам и при личном общении.
Исходя из этого была предложена предварительная версия программы по продвижению продукта на рынок:
Печатная кампании – повышение узнаваемости бренда и передача разнообразных сообщений. В журналах информация будет размещаться как в рекламных модулях, так и тематических статьях, которые будут обозначать проблематику и носить обучающий характер.
BTL активности в местах с наибольшей концентрацией целевой аудитории.
В интернете будет размещена рекламы при контекстном поиске информации, красочные информационно-обучающие видеоролики будут доступны для размещения в социальных сетях. Также планируется создание собственного сайта.
На местах продаж будет размещена информация на рекламных стойках с информационными буклетами.
Для поддержания позитивного впечатления будет создан контактный центр, чтобы получать
Продажи планируется осуществлять в детских магазинах, интернет- магазинах и через собственный сайт (см. рис. 17).
Если потребитель решает купить продукцию через интернет, то он может выбрать удобный ему способ доставки: это почта России или курьерские службы. Постпродажное обслуживание, на первых этапах, планируется осуществлять через собственный сервис-центр.