Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ЗАТРАТ И ЕГО МЕСТО В ОПЕРАЦИОННОМ АНАЛИЗЕ
1.1 Значение анализа себестоимости и основные показатели
1.2 Взаимосвязь показателей анализа затрат: себестоимости, прибыли и выручки
1.3 Влияние показателей анализа затрат на результаты деятельности компании
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ КОМПАНИИ ООО «ХЛЕБНЫЙ ДАР»
2.1 Краткая характеристика компании
2.2 Анализ себестоимости компании ООО «Хлебный дар»
Таблица 2.5. - Формулирование проблемного поля в рамках SWOT-Матрицы
Возможности |
Угрозы |
|
Сильные стороны |
Необходимо разработать стратегию, направленную на расширение ассортимента |
Так как финансовый потенциал компании позволяет, необходимо провести модернизацию оборудования |
Слабые стороны |
Срочно разработать комплекс мероприятий, направленных на формирование системы маркетинга |
Предлагается внедрить систему бюджетирования, что позволит контролировать расходы |
При условии соблюдения всех предложенных мероприятий, предприятия должно повысить свой конкурентный уровень, продукция будет занимать одно из ведущих мест на рынке спроса.
Таблица 2.6. - Количественная оценка проблем внешней (внутренней) среды функционирования предприятия
Проблемы |
Оценка |
Ограниченный ассортимент необходимо расширять, так как в перспективе ожидается прирост численности потребителей |
29 |
Устаревшее оборудование существенно ограничивает возможности по росту выпуска продукции |
28 |
Отсутствие четкой маркетинговой стратегии существенно сужает перспективную емкость рынка, что негативно сказывается в условиях будущего роста количества потребителей |
29 |
Итого: |
86 |
Как показывают расчеты, позиции компании находятся в секторах SO – WO, при этом отмечается что существенными преимуществами является склонность к инновациям и высокий профессионализм персонала, что вместе с мощной финансовой базой компании дает возможность осваивать новые виды продукции, успешно выйти на новые рынки и не испытывать неудобств в условиях динамично развивающегося рынка.
В то же время сдерживающими факторами роста компании являются следующие: устаревшее оборудование и отсутствие диверсификации производства, что приводит к снижению темпов производительности и неоптимальности ассортимента выпускаемой продукции.
Руководству компании, исходя из сложившейся ситуации можно предложить следующие мероприятия:
- за счет прибыли провести обновление и модернизацию оборудования;
- провести анализ ассортимента продукции и определить наиболее востребованные и рентабельные позиции;
- разработать новые виды товаров;
- расширить сеть сбыта, организовав в городах фирменные собственные магазины.
2.2 Анализ себестоимости компании ООО «Хлебный дар»
В таблице 2.7 проанализируем основные показатели финансово – хозяйственной деятельности компании ООО «Хлебный дар» в 2014 – 2016 годы.
Таблица 2.7. - Основные финансово-экономические показатели
Показатели |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Выручка от продаж |
2 860 |
3 073 |
2 829 |
Численность персонала, человек: |
3 |
4 |
3 |
- в том числе АУП |
1 |
1 |
1 |
- в том числе рабочих |
2 |
3 |
2 |
Производительность труда, тыс руб.: |
|||
- на одного работника |
953.33 |
768.25 |
943 |
- на одного рабочего |
1 430 |
1 024.3 |
1 414.5 |
Фонд заработной платы, тыс руб |
648 |
960 |
900 |
Среднегодовая заработная плата, тыс руб |
216 |
240 |
300 |
Стоимость активов, тыс руб., в том числе: |
|||
- внеоборотных активов |
499 |
429 |
360 |
- оборотных средств |
510 |
1 086 |
2 334 |
Себестоимость продукции, тыс руб |
2 755 |
2 873 |
2 751 |
Затраты на рубль реализации, копеек |
0.96 |
0.93 |
0.97 |
Прибыль от продаж, тыс руб |
35 |
150 |
64 |
Чистая прибыль, тыс руб |
16 |
99 |
29 |
Рентабельность продукции, % |
0.56 |
3.22 |
1.03 |
Рентабельность капитала, % |
1.59 |
6.53 |
1.07 |
Как видно из таблицы 2.7, в 2016 году объем реализации продукции ООО «Хлебный дар» составил 2 829 тыс. руб., что на 1.1% меньше чем в 2014 году. Наряду с уменьшением выручки, наблюдается рост себестоимости реализованной продукции, так если в 2014 году она составляла 2 755 тыс. руб., то в 2016 году данная величина уменьшилась на 4 тыс. руб. и составила 2 751 тыс. руб.
В 2016 году, по сравнению с 2014 годом, затраты на 1 руб. реализации составили 0.97 руб., что свидетельствует о том, что выручка от реализации продукции была незначительно выше ее себестоимости. Показатель рентабельности деятельности в 2016 году вырос на 0.47%, в то время как эффективность использования капитала уменьшилась на 0.52% соответственно.
В 2016 году за счет сокращения выручки от реализации продукции и неизменности среднесписочной численности работников, показатель производительности труда сократился с 953.33 тыс. руб. в 2014 году до 943 тыс. руб. в 2016 году.
Таким образом, на ухудшение показателей оказали влияние следующие факторы:
- более динамичное сокращение выручки чем себестоимости, что привело к сокращению валовой прибыли;
- снижение производительности труда при одновременном увеличении уровня средней заработной платы, что свидетельствует о перерасходе затрат на оплату труда.
Структура доходов от реализации представлена в таблице 2.8.
Таблица 2.8. - Структура доходов ООО «Хлебный дар» за 2014 – 2016 годы
Доходы |
2014 год, % |
2015 год, % |
2016 год, % |
Макаронные изделия |
2 |
2 |
2 |
Кондитерские изделия |
18 |
19 |
20 |
Печенье |
26 |
25 |
25 |
Хлеб |
35 |
33 |
32 |
Рулеты |
19 |
21 |
21 |
ИТОГО |
100 |
100 |
100 |
По данным, представленным в таблице 2.8, можно сказать, что в структуре доходов в 2016 году наибольший удельный вес составляет реализация хлеба – 36%, а наименьший удельный вес – макаронные изделия - 2%. В фактической структуре доходов 2016 года по сравнению с 2014 годом наблюдаются незаметные структурные сдвиги. Удельный вес таких источников как производство печенья и хлеба сократились на 1% и 3% соответственно. В тоже время удельный вес кондитерских изделий и рулетов вырос на 2% и 2% соответственно.
Проанализируем структуру и динамику затрат по видам и элементам в 2014 – 2016 годы.
Таблица 2.9. - Структура и динамика затрат по видам и элементам
Показатель |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Оплата труда и социальные отчисления |
842 |
1 248 |
1 170 |
В том числе оплата труда |
648 |
960 |
900 |
Материальные затраты |
1 324 |
1 403 |
1 296 |
Итого условно – переменные затраты |
2 166 |
2 651 |
2 466 |
Амортизационные отчисления |
73 |
82 |
71 |
Прочие затраты |
516 |
140 |
214 |
Итого условно - постоянные затраты |
589 |
222 |
285 |
Всего затрат |
2 755 |
2 873 |
2 751 |
Из данных таблицы 2.9 видно, что уровень условно - переменных расходов очень высокий. Более половины всех затрат составляют условно переменные расходы. Это свидетельствует о том, что данное предприятие работает в условиях малого риска.
Оценим финансовые результаты производственной деятельности ООО «Хлебный дар» (таблица 2.10).
Таблица 2.10. - Динамка финансовых результатов деятельности ООО «Хлебный дар» за 2014 - 2016 годы, тыс руб
Показатели |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Выручка от продажи |
2 860 |
3 073 |
2 829 |
Себестоимость проданной продукции |
2 755 |
2 873 |
2 751 |
Валовая прибыль |
105 |
200 |
78 |
Коммерческие расходы |
- |
- |
- |
Управленческие расходы |
70 |
50 |
14 |
Прибыль (убыток) от продаж |
35 |
150 |
64 |
Прочие доходы и расходы |
15 |
(26) |
(24) |
Внереализационные доходы |
- |
- |
- |
Внереализационные расходы |
- |
- |
- |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
50 |
124 |
40 |
Налог на прибыль |
34 |
25 |
11 |
Чистая прибыль |
16 |
99 |
29 |
Из данных таблицы 2.10 видно, что в 2016 году выручка от реализации составила 2 829 тыс. руб., что на 1.1% ниже, чем в 2014 году. Полная себестоимость реализованной продукции уменьшилась на 4 тыс. руб. (-0.15%) и составляет 2 751 тыс. руб. Размер прибыли от реализации в 2016 году составил 64 тыс. руб., что на 82.83% больше к уровню 2014 года.
В таблице 2.11 рассмотрим показатели операционного анализа предприятия за 2014 – 2016 годы.
Таблица 2.11. - Операционный анализ
Показатель |
Методика расчета |
2014 |
2015 |
2016 |
Выручка от продаж |
Выр (стр.010(ф.2)) |
2 860 |
3 073 |
2 829 |
Переменные затраты |
Пер.З. (стр.020(ф.2)) |
2 755 |
2 873 |
2 751 |
Маржинальный доход в составе выручки от продаж |
МД = Выр - Пер.З. |
105 |
200 |
78 |
Уровень (доля) маржинального дохода в выручке от продаж, коэф. |
УДМД = МД / Выр |
0.037 |
0.065 |
0.028 |
Прибыль от продаж |
П (стр.050(ф.2)) |
35 |
150 |
64 |
Постоянные затраты |
Пост.З. (стр. 030 + стр. 040(ф.2)) |
70 |
50 |
14 |
Сила воздействия операционного рычага |
СОР = МД / П |
3 |
1.33 |
1.22 |
Критическая точка объема продаж |
Тб = (Выр * Пост.З.) /МД |
1 906.7 |
768.25 |
507.8 |
Запас финансовой прочности |
ЗФП = Выр - Тб |
953.3 |
2 304.75 |
2 321.2 |
Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, % |
УЗФП = ЗФП / Выр * 100 |
33.3 |
75 |
82.05 |
Расчеты, проведенные в таблице 2.11, показывают значительные улучшения в компании ООО «Хлебный дар» в 2014 – 2016 годы:
- заметно ощутимое сокращение постоянных затрат, которое составило 56 тыс руб., что видно на улучшении точки безубыточности, сниженной по сравнению с 2014 годом на 1 398.9 тыс руб.;
- также можно отметить уменьшение риска ведения бизнеса, что вызвано приростом значения зоны безубыточности на 1 367.9 тыс руб.
2.3 Пути минимизации затрат компании ООО «Хлебный дар»
В таблице 2.12 представлена информация относительно выручки от реализации продукции в 2014 – 2016 годы.
Таблица 2.12. - Анализ структуры реализованных видов продукции в 2014 – 2016 годы
Вид продукции |
Цена единицы средняя, руб |
Структура продукции, % |
Стоимость реализованной продукции, тыс руб |
||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||
Рулеты |
25 |
20.24 |
20.18 |
20.14 |
578.8 |
620.1 |
569.8 |
Печенье |
20 |
23.84 |
24.32 |
25.5 |
681.8 |
747.3 |
721.4 |
Кондитерские изделия |
30 |
20.04 |
18.18 |
16.34 |
573.1 |
558.7 |
462.3 |
Хлеб |
15 |
35.88 |
37.32 |
38.02 |
1 026.3 |
1 146.9 |
1 075.5 |
ИТОГО |
- |
100 |
100 |
100 |
2 860 |
3 073 |
2 829 |
Анализ структуры реализации продукции нам показывает, что за счет изменения структуры ассортимента выручка сократилась на 31 тыс руб.
В таблице 2.13 проведем анализ влияния структурного фактора на изменение цены.
Таблица 2.13. - Расчет изменения средней цены услуги за счет структурного фактора
Вид продукции |
Средняя цена продукции, руб |
Структура реализации, % |
Изменение средней цены за счет структуры, руб |
|||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Отклонение 2016 года от 2014 года |
|||
Рулеты |
25 |
20.24 |
20.18 |
20.14 |
-0.1 |
-0.03 |
Печенье |
20 |
23.84 |
24.32 |
25.5 |
+1.66 |
+0.33 |
Кондитерские изделия |
30 |
20.04 |
18.18 |
16.34 |
-3.7 |
-1.11 |
Хлеб |
15 |
35.88 |
37.32 |
38.02 |
+2.14 |
+0.32 |
ИТОГО |
- |
100 |
100 |
100 |
- |
-0.49 |