Файл: "Управление формированием затрат на предприятии".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Стратегическая цель управления предприятием – обеспечение его длительного устойчивого функционирования и повышение стоимости бизнеса, а основная тактическая задача – максимизация прибыли и минимизация затрат.

Исходя из этого, необходимо постоянно вести наблюдение за уровнем и динамикой безубыточности деятельности организации и поддерживать на должном уровне запас экономической прочности, как важнейшую предпосылку устойчивого функционирования в длительной перспективе.

Рассчитанный и откорректированный запас финансовой прочности, является важным показателем, необходимый для использования при прогнозировании и обеспечении финансовой устойчивости организации.

Получение максимум прибыли через изменение постоянных и переменных затрат, запаса финансовой прочности, определения точки безубыточности, делает возможным планирование в будущем размеры прироста прибыли в зависимости от хозяйственных деятельности продукции и заранее принимать необходимые мероприятия по изменению величины затрат.

Прогнозные расчеты прибыли важны не только для самих организаций и предприятий, которые производят и реализуют продукцию, а также для поставщиков, кредиторов, акционеров, инвесторов, банков, которые связаны с деятельностью организации. Поэтому важным фактором успешной деятельности предприятий в период становления рыночной экономики является планирование оптимального размера прибыли.

Актуальность данного вопроса обуславливается тем, что кризисное состояние многих российских предприятий побуждает их к более жесткому контролю над финансовой деятельностью и совершенствованием устойчивого функционирования организации в длительной перспективе.

Методическую базу исследования составили труды российских и зарубежных авторов, таких как: Кокин А. С., Ясенев В. Н., Черутова М. И., Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф., Бувальцева В. И., Глушакова О. В., и других, а так же материалы ООО «Хлебный дар».

Объектом исследования в данной работе является ООО «Хлебный дар».

Предметом исследования в данной работе является совокупность показателей операционного анализа, характеризующего взаимосвязь затрат, выручки и прибыли.

Целью данной работы является определение общих представлений об операционном анализе на примере ООО «Хлебный дар», а также нахождение способов по оптимизации выручки, повышению прибыли и экономии затрат.

В соответствии с выявленной целью можно выделить следующие задачи работы:


  • рассмотреть теоретические основы анализа безубыточности;
  • проанализировать показатели анализа компании ООО «Хлебный дар»;
  • разработать мероприятия по оптимизации операционных показателей компании ООО «Хлебный дар».

Для написания курсовой работы использовались общенаучные методы такие, как анализ и синтез. Также был проведен анализ учебной литературы и периодических изданий, с использованием таблиц и схем.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих теоретический материал и заключения.

ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ЗАТРАТ И ЕГО МЕСТО В ОПЕРАЦИОННОМ АНАЛИЗЕ

1.1 Значение анализа себестоимости и основные показатели

Финансовая прочность предприятия показывает зависимость от резервного объема прибыли, образуемого в процессе его хозяйственной деятельности в сравнении с состоянием безубыточности. Можно сказать, что показатель финансовой безопасности (ЗПФ) представляет разность между фактическим уровнем продаж и его критическим объемом. Еще его называют зоной безопасности. После достижения этой величины возможно снижение объема выручки от реализации и появление убытков. Таким образом, запас финансовой прочности в абсолютном выражении рассчитывается, как:

ЗФП = ВРфакт. - ВРкр (1.1)

где ВРфакт – фактическая выручка от реализованной продукции,

ВРкр – критическая выручка от реализованной продукции.

В относительных единицах ЗФП определяется как:

ЗФП = (ВРфакт. - ВРкр.) / ВРкр (1.2)

Запас финансовой прочности показывает возможность уменьшения реализованной продукции (при неблагоприятном спросе) и объемов производства без серьезной угрозы его финансовому состоянию.

Этот показатель безопасности выполняет роль индикатора операционного риска, чем выше - тем безопаснее ситуация, так как риск снижения точки равновесия меньше.

Таким образом, состояние безубыточности характеризуется критической выручкой от реализации продукции, из которой в целях планирования легко перейти к натуральным критическим объемам производства продукции (NKp).


NKp = BpKp / Ц или Мкр = С / Ц - Пед (1.3)

где Ц - рыночная цена единицы продукции.

Задача определения безубыточности может быть решена графически (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1. - График зависимости финансовых результатов от объема производства (реализации) продукции - график безубыточности

Если же показатели финансовой прочности будут постоянно снижаться и выручка организации будет ниже точки безубыточности, то организация окажется в зоне убытков, не сможет платить кредиторам и обанкротится.

В связи с этим необходимо непрестанно следить за ЗПФ, находить значение порога рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка организации. Это необходимый показатель для оценки финансовой устойчивости предприятия.

Расчет показателя зоны безопасности (ЗФП) целесообразно осуществлять в следующем алгоритме:

- сравнительная оценка фактического значения показателя с нормативным уровнем;

- оценка уровня ЗФП в динамике, при этом временной промежуток принимается от 3 до 5 лет.

Необходимо отметить что для более детальной оценки показатели детализируются по уровню вероятности риска непостоянства факторов макросреды функционирования компании, что отражено в таблице 1.1.

Таблица 1.1. – Уровень показателя зоны безопасности (ЗФП) и его взаимосвязь с вероятность наступления риска

Показатель \ Оценка риска

Высокий риск

Умеренный риск

Низкий риск

Запас финансовой прочности, %

Менее 15

15-30

Более 30

Нормативный уровень дает возможность рассмотреть показатели деятельности компании с позиций осуществления контроля, определяя возможный ущерб от недополучения прибыли, а также проводить прогноз состояния данного критерия при наступлении возможных рисков.

1.2 Взаимосвязь показателей анализа затрат: себестоимости, прибыли и выручки

Работая в рыночных условиях и используя маркетинговый подход в управлении своей деятельности, менеджмент предприятия должен активно использовать рыночные механизмы и, в частности, регулировать объемы продаж, эффективно строить ценовую политику. Можно выделить несколько моментов в деятельности предприятия, когда менеджмент использует ценообразование как элемент управленческой деятельности.


Определение прибыли традиционным путем (выручка минус затраты) не дает возможности определения объема продаж, обеспечивающего прибыль предприятия. Практика показала, что в период спада объема продаж Q1 предприятия по некоторым позициям «проходили» порог рентабельности, оказываясь в зоне убыточности, теряя, таким образом, запас финансовой прочности (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2. - Порог рентабельности и запас финансовой прочности

Формула определения порога рентабельности имеет следующий вид:

Еi = F ⋅ Yi / (Si – Vi) (1.4)

где F – постоянные затраты предприятия в анализируемом периоде, р.;

Yi – удельный вес i-го изделия в объеме продаж;

Si – оптовая цена предприятия i-го изделия, р.;

Vi – переменные издержки в цене изделия, р.

При этом прибыль можно определять по следующей формуле:

Пi = (Qi – Ei) (Si – Vi) (1.5)

где Qi – фактический объем продаж, шт.

В нашем случае (Qi – Ei) – запас финансовой прочности, а (Si – Vi) – постоянные затраты по i-му изделию.

Экономический смысл формулы определения прибыли состоит в том, что предприятие, создав определенный запас финансовой прочности по i-му изделию (пройдя порог рентабельности Q), будет в дальнейшем получать прибыль за счет постоянных затрат, которые полностью «легли» на объем продаж Е. При этом прибыль предприятие будет получать в случае, если (Qi – Ei) > 0, (Si – Vi) > 0.

Из приведенного неравенства видно:

- предприятие может получать прибыль, если фактический объем продаж больше порога рентабельности (имеется некоторый запас финансовой прочности), а цена выше переменных затрат;

- если порог рентабельности пройден (основной заказ по объему выше порога рентабельности), то предприятие может продавать дополнительный объем продукции по цене ниже себестоимости и иметь прибыль, но при этом цена не должна быть ниже переменных издержек, то есть Si > Vi.

Такой подход к определению прибыли дает широкий маневр менеджменту предприятия в ценообразовании и, в конечном счете, при взаимоотношениях с конкурентами (при вытеснении их с рынка) и с потребителями при стимулировании продаж путем снижения цен.

Грамотное использование рыночных механизмов и новых методов в управлении позволяет принимать обоснованные управленческие решения и обеспечивать конкурентоспособность предприятия в текущий период и в долгосрочной перспективе.


1.3 Влияние показателей анализа затрат на результаты деятельности компании

Исследование операционных показателей дает возможность руководству компании найти оптимальное сочетание использования таких факторов, как удельные переменные и постоянные расходы, стоимость продукции и натуральный объем продаж. Одним из требований к проведению маржинального анализа является классификация затрат на расходы постоянные и расходы переменные.

Эффект влияния операционного левериджа определяется размером постоянных расходов. В компаниях, имеющих значительные основные фонды (например, гостиницы), существенное влияние операционного левериджа потенциально рискованно, поскольку при динамично развивающейся рыночной среде любое, даже незначительное ее изменение, может привести к колебаниям спроса и при инфляционных процессах малое сокращение продаж может негативно отобразиться на состоянии финансовых результатов и компания может вылететь в убыточные.

Одним из важнейших направлений операционного анализа считается оценка уровня безубыточности, при помощи которого определяется тот объем продаж или выпуска изделий, который позволит погасить все затраты, но не получить прибыль. Другими словами, компания будет находится в «мертвой зоне», объем реализации ниже достигнутой величины влекут получение убытков, а выше данного значения обеспечивают прибыль. Под точкой безубыточности понимается минимум, позволяющий компании функционировать на рынке, что объясняет позицию теоретиков к обозначению данного понятия как «порог рентабельности». Здесь имеет место следующий принцип: при высоком ее значении компании тяжелее вести свой бизнес, соответственно, чем ниже уровень безубыточности, тем легче справиться с постоянными скачками спроса на производимые изделия, снизить стоимость на выпускаемые товары. Уменьшить уровень точки безубыточности можно следующими мероприятиями: увеличивая стоимость изделия (либо объем выпуска) при постоянном снижении удельных переменных затрат или же уменьшением объема постоянных затрат.

Самой лучшей средой для ведения деятельности считается незначительный уровень постоянных затрат при существенной разнице между стоимостью и удельными переменными издержками. Подобного сочетания можно легко достигнуть, применяя методику операционного (маржинального) анализа. В практике ведения бизнеса подобные условия выполняются при росте подобной разницы посредством сокращения стоимости и увеличения объема продаж, или же при обоснованном росте постоянных расходов (например, на осуществление рекламной кампании) и росте физического объема реализации. Могут иметь место и прочие варианты, однако все они преследуют одну цель – найти оптимальное сочетание.