Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений на примере сетей «Папа Джонс Пицца» и «Шоколадница».pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга
1.1.Сущность франчайзинга и его механизм
1.2. Достоинства и недостатки франчайзинга
Глава 2. Исследование развития франчайзинга в России
2.1. Тенденции развития франчайзинга в России
2.2. Анализ франчайзинга на примере сетей «Папа Джонс Пицца» и «Шоколадница»
Национальные — франчайзинговые сети, созданные национальными контрагентами, функционируют в пределах страны. Делятся на два вида:
1) местная — франчайзинговая сеть размещена в одном городе:
2) региональная — франчайзинговая сеть находится в определенном регионе[22].
В зависимости от количества торговых марок, которыми располагает франчайзер, франчайзинговые сети делят на простые и диверсифицированы. Простые франчайзинговые сети созданы субъектами хозяйствования, действующих на рынке под одной торговой маркой на условиях франчайзинга, в их состав входят предприятие франчайзера и от одной до нескольких сотен бизнес-единиц франчайзи. функционируют на основе полученных от него франшиз и занимаются одним видом деятельности. Диверсифицированные франчайзинговые сети — сети, в состав которых входят бизнес-единицы франчайзи, координируются одним франчайзером, но действуют на рынке под различными торговыми марками, и могут заниматься различными видами деятельности.
В зависимости от уровня эксклюзивности прав, предоставляемых франчайзером франчайзи, франчайзинговые сети бывают:
1) эксклюзивные — на указанной территории создается и работает
франчайзинговая сеть только одного франчайзи от непосредственного франчайзера;
2) типичные — на указанной территории создается и работает сеть, внутри которой конкурируют несколько предприятий франчайзи и франчайзера[23].
В отечественном законодательстве понятие «франчайзинг» не используется, однако отношения, реализуемые в рамках соответствующих договоров, в значительной мере аналогичны договору коммерческой концессии, правоотношения по которому регулируются гражданским законодательством.
Специалисты указывают на сходство договора франчайзинга с договором коммерческой концессии, хотя в рамках договора франчайзинга передается значительно больше прав[24].
1.2. Достоинства и недостатки франчайзинга
Достоинствами франчайзинга можно считать, прежде всего, возможность достаточно быстрого роста для небольших компаний, не создавших собственных известных брендов, с ограниченной сетью продаж[25]. Кроме того, для известных компаний – франчайзеров данная схема позволяет снижать объемы недобросовестного копирования своих брендов другими производителями, принося значительные доходы от реализации франшиз[26].
Использование франчайзингового способа организации бизнеса можно назвать способом «Оздоровления» конкуренции отечественных предприятий, теряющих свои рынки сбыта, поскольку, франчайзинг признан во всем мире эффективным экономическим инструментом, основное назначение которого – развитие малого бизнеса. Доказательством того, что франчайзинг является одним из эффективных инструментов ведения бизнеса, является то, что такой путь развития активно используют такие признанные «монстры» мирового товарного рынка, как CocaCola, McDonald's, IKEA[27].
Баланс преимуществ франчайзинга представлен в таблице 1.
Таблица 1
Баланс преимуществ франчайзинга[28]
Преимущества франчайзера |
Преимущества франчайзи |
1 |
2 |
Рыночные |
|
Расширение рынка сбыта от локального до регионального, национального и мирового масштаба |
Быстрая и активная адаптация товара под потребителя в связи с заранее выявленными индивидуальными потребностями рынка на той или иной планируемой для расширения сети территории |
Расширение производственной или сбытовой сети |
Дает возможность занять выгодную позицию на местном, локальном рынке |
Глобализация бренда |
Возможность ведения уже известного потребителям бизнеса |
Организационно-управленческие |
|
Объединяет малый и крупный бизнес (выгодно как для франчайзи так и для франчайзора) |
Повышает эффективность организации малого бизнеса |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
Рационализация оптово-розничных логистических связей. Повышение эффективности распространения продукции и услуг |
Самостоятельность франчайзи в принятии тактических решений |
Повышение эффективности управления франчайзинговой сетью предприятий франчайзером за счет самостоятельности франчайзи в принятии тактических решений (и частично стратегических в рамках выделенной для франчайзи территории) |
Возможность минимизации затрат франчайзи за счет уже сформированной положительной репутации бренда в глазах потребителей |
Финансово-экономические |
|
Увеличение общего объема продаж |
Франчайзинг ориентирован на стабильный доход (объем продаж) |
Дополнительный источник финансирования рекламных затрат за счет франчайзи |
Сокращение организационных и технологических издержек |
Отсутствие необходимости в поиске финансовых средств при организации дополнительных франшизных предприятий |
Наличие опыта ведения деятельности на других территориях соответственно объективной картины планируемых финансово-экономических показателей при организации новых предприятий |
Отсутствие необходимости в поиске финансовых средств при организации дополнительных франшизных предприятий |
Финансовая независимость (регламентируется договором. Например, договором концессии) |
Снижение управленческих издержек франчайзора в связи с дроблением территориальных зон ответственности между совокупностью франчайзи |
Поддержка бизнеса: использование торгового знака, маркетинговые технологии, рекламные материалы, ноу-хау |
Недостатки франчайзинга состоят в том, что франчайзинговая компания вынуждена затрачивать значительные организационные и финансовые ресурсы на обеспечение качества продукции и услуг со стороны франчайзи. Для компании – приобретателя франшинзы такая схема вносит значительные ограничения и частично лишает ее самостоятельности в организации производства, в принципах маркетинговой политики, что, безусловно, скажется на стратегии развития компании.
Можем отдельно выделить также социально-психологические проблемы развития франчайзинга в России, связанные с отсутствием опыта франчайзинговых отношений отечественных предпринимателей, предвзятым отношением к зарубежным подходам ведения бизнеса, это также страх потенциальных франчайзи перед вероятностью чрезмерного контроля со стороны франчайзера и, как следствие, потеря самостоятельности[29]. Франчайзеры очень осторожно передают свои ноу-хау, поскольку боятся, что франчайзи могут не выполнить стандарты бизнеса, и таким образом это может нанести чрезмерный ущерб торговой марке. Франчайзи со своей стороны не готовы платить за право пользования чужой интеллектуальной собственностью, поэтому часто российские франчайзеры не берут плату за «вхождение» в бизнес, и не взимают роялти. Количество франчайзинговых компаний, владеющих технологиями, которые можно было бы передавать, – совсем небольшая[30].
В целом франчайзинг позволяет бизнесу: повысить общую культуру предпринимательства; усилить юридическую обеспеченность и защиту малого бизенса; повысить трудовую занятость населения страны; усилить инновационную составляющую в сегменте малого и среднего бизнеса; повысить эффективность положительного государственного влияния на развитие тех или иных видов деятельности и на малое предпринимательство в целом; построить комплексную систему практического обучения для малого предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ; привлечь значительные иностранные инвестиции в отечественную экономику[31].
Выводы.
Франчайзинг - способ организации коммерческой деятельности, при котором одно юридическое лицо (индивидуальный предприниматель или небольшое коммерческое предприятие) договаривается с другим юридическим лицом – компанией, торгующей франшизой, о том, что данный предприниматель (либо компания) будет вести свою коммерческую деятельность под именем такой фирмы или под ее брендом. Франчайзинг обеспечивает эффект взаимовыгодного сотрудничества франчазера и франчайзи в рамках купли-продажи франшизы. С одной стороны, предприниматель получает возможность для активного развития; с другой стороны – компания-франчайзер увеличивает продажи своих товаров и услуг, расширяет свое присутствие в различных регионах не только одной страны, но и всего мира.
Достоинствами франчайзинга можно считать, прежде всего, возможность достаточно быстрого роста для небольших компаний, не создавших собственных известных брендов, с ограниченной сетью продаж. Кроме того, для известных компаний – франчайзеров данная схема позволяет снижать объемы недобросовестного копирования своих брендов другими производителями, принося значительные доходы от реализации франшиз.
Недостатки франчайзинга состоят в том, что франчайзинговая компания вынуждена затрачивать значительные организационные и финансовые ресурсы на обеспечение качества продукции и услуг со стороны франчайзи. Для компании – приобретателя франшинзы такая схема вносит значительные ограничения и частично лишает ее самостоятельности в организации производства, в принципах маркетинговой политики, что, безусловно, скажется на стратегии развития компании.
Глава 2. Исследование развития франчайзинга в России
2.1. Тенденции развития франчайзинга в России
Если говорить о франчайзинге в России, то здесь сразу же возникает проблема со статистикой. Фактически такая статистика не проводится, поэтому цифры могут быть крайне приблизительными.
Мировой опыт франчайзинга насчитывает более 100 лет, но в России такой способ организации бизнеса вошел в практику лишь в 1993 г. С 1995 г. по 1999 г., в течение первых лет существования франчайзинга в России на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, то есть в среднем по 8 новых франшиз в год. С 2000 г. по 2001 г., за 2 года – количество франшиз почти удвоилось, а только за один 2002 г. появилось 29 новых франшиз. Период 2007-2008 гг. можно считать особым в развитии франчайзинга среди российских предпринимателей, так как именно в эти года появилось особенно много компаний, предлагающих «дутые франшизы». За 2011-2012 гг. открыто более 700 магазинов по всей России[32].
Первыми отечественными франшизами в России, были франшизы «Дока-Пицца» и «Дока-Хлеб», проданные в конце 90-х гг. прошлого века. Первой зарубежной франшизой была иностранная франшиза компании «Баскин Роббинс» [33].
Общий объем отечественного франчайзингового рынка (рынка франшиз) оценивается некоторыми аналитиками приблизительно в 5 млрд. долларов США. При этом в России франчайзинг активно развивался последние годы, опережая другие страны мира. Однако темпы роста, по мнению специалистов Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), стали немного снижаться из-за некоторого насыщения рынка новыми предложениями.
По данным Российской ассоциации франчайзинга, в России функционирует порядка 20 000 франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров[34].
По данным журнала «Франчайзи» более половины российских франшиз были связаны непосредственно с торговлей. Дальше в списке следуют общепит, бытовое обслуживание, сфера услуг, авто, медицина и здоровье. Эксперты прогнозируют России бурный рост франчайзинга в секторе сервиса и услуг, и в этом плане Россия идет в одну ногу со всем остальным миром[35].
Таблица 2
Динамика распределения франчайзинговых сетей в России за 2012-2015 гг. [36]
Сегмент |
Количество |
Количество франчайзинговых точек |
Количество |
Количество франчайзинговых точек |
||||
2012 |
2013 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2014 |
2015 |
|
Торговля |
187 |
199 |
16403 |
17562 |
206 |
201 |
17571 |
17566 |
Сфера услуг |
63 |
78 |
1890 |
3156 |
84 |
87 |
3174 |
3182 |
Общепит |
21 |
25 |
2116 |
2124 |
25 |
23 |
2124 |
2119 |
Информация |
3 |
11 |
128 |
165 |
19 |
24 |
176 |
184 |
Производство |
12 |
14 |
389 |
561 |
21 |
13 |
583 |
576 |
Вендинг |
11 |
11 |
1195 |
1195 |
12 |
12 |
1197 |
1197 |
Финансы |
3 |
4 |
93 |
108 |
6 |
6 |
112 |
112 |
Всего |
305 |
342 |
22214 |
24871 |
373 |
371 |
24937 |
24936 |