Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений на примере сетей «Папа Джонс Пицца» и «Шоколадница».pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга
1.1.Сущность франчайзинга и его механизм
1.2. Достоинства и недостатки франчайзинга
Глава 2. Исследование развития франчайзинга в России
2.1. Тенденции развития франчайзинга в России
2.2. Анализ франчайзинга на примере сетей «Папа Джонс Пицца» и «Шоколадница»
Исследование «Российский сетевой рынок общественного питания — 2015», проведённое «РБК. Исследования рынков», утверждает, что из появившихся на рынке в мае 2015 г. ресторанов 47,8 % были открыты по франшизе. В России почти половина всех сетевых проектов в сегменте общественного питания работает по франшизе, что составляет около 7 тыс. заведений, работу в которых обеспечивают 40—45 тыс. сотрудников[37]. Тот факт, что «количественными лидерами» отечественной ресторанной индустрии являются проекты, избравшие этот путь развития, говорит об эффективности франчайзинговые моделей. В 2015 г. на рынке вновь появился мировой гигант Pizza Hut, также вышли американская сеть кафе-кондтерских
Magnolia Bakery, кафе-пекарня Great American Cookies, спортивные бары Hooters и Twin Peaks, фастфуд-рестораны Schlotzsky's, бренд компании Global Franchise Group—Pretzelmaker. Иностранные бренды в 2014 г. открыли у нас в стране 831 точку. Сила бренда, а также многолетний опыт работы на разных рынках являются главными преимуществами франчайзинговых сетей перед российскими. Следует отметить, что российские франчайзеры не ограничиваются родной страной. Показательным примером этого служит сеть кофеен -Double В», которая запустила проекты в Казахстане и планирует активное развитие в Европе — первая точка уже работает в Праге, «Росинтер» продолжает развиваться в Казахстане, Латвии, Белоруссии. Молдавии, Азербайджане, «Штолле» — в Белоруссии, Украине и Казахстане, сеть кафе-мороженых «33 пингвина» нарастила свое присутствие в Казахстане с 29 точек до 64. Фастфуд - единственный сегмент, который, по данным исследования, вырос в 2015 г. Увеличение оборота составляет 3,2 %, а по количеству точек данный сегмент вырос на 8,6 %, на 560 точек. Лидером стала сеть кафе-мороженых «33 пингвина», приросшая 102 точками, на втором месте — сеть KFC, которая открыла 94 точки, далее идут Burger King (SS) и McDonald's (65). Открытые по франшизе в 2015 г. 80,5 % предприятий работают с низким средним чеком в сегментах «фастфуд» и «стритфуд» [38]. Из-за небольших
вложений и сравнительно быстрых сроков окупаемости такие франшизы пользуются стабильным спросом на рынке. Третье место занимают проекты take-away - новый тренд на рынке общественного питания в целом и во франчайзинговом его сегменте в частности представленные корнерами на базе кафе и ресторанов, в торговых центрах и на фуд-кортах, прилавками и «окошками» с незамысловатой в исполнении продукцией: кофе, чаем сэндвичами, кебабами, лапшей. Формат take-away отличается низким уровнем инвестиций в открытие бизнеса (до 1 млн. руб.) и лояльностью к начинающим предпринимателям бизнес прост в организации и быстро окупается[39].
В первой десятке рейтинга франшиз России, по данным интернет-ресурса FranchExpert, находятся: ТОМ TAILOR (магазины одежды), «ИНВИТРО» (лаборатории диагностики и процедурные кабинеты), «Росинтер
Ресторантс Холдинг» (И Patio, «Планета суши»), TELE2 (сотовый оператор), SUBWAY (сеть кафе быстрого обслуживания)[40].
Если рассматривать города Россин, то достаточно широко используется франчайзинг в Москве и Санкт-Петербурге, перспективными являются также Тюмень, Екатеринбург, Тольятти, Нижний Новгород, Пермь, Самара, Новосибирск и Владивосток. Обычно внедрение брендов происходит в стратегически важных городах и крупных экономических центрах, потом уже марка выводится на региональный рынок, это дает возможность при минимальных финансовых вложениях быстро выйти на рынок[41].
Можно выделить несколько перспективных направлений, имеющих высокий потенциал роста в России:
1. Общественное питание. Здесь огромный выбор: суши-бары, престижные рестораны, точки фаст-фуда, семейные кафе, пивные. Все зависит от размера первоначального взноса. Рестораны, предлагающие здоровую пищу, пользуются большим спросом.
2. Розничная торговля. Это самая лидирующая франшизная сеть у нас в стране и занимает почти половину продаваемых франшиз. Самым популярным направлением считается торговля, связанная с одеждой («ГОТА», «Энтон» (Enton), «Люди в новом» (Finn Flare), «Легпроммаркет» (Glance), «Август» (OGGI), «Саваж» (Savage)).
3. Информационные технологии. Международные корпорации будут активно внедрять инновационные технологии, а потребители будут более активно скупать смартфоны, планшеты и различные приложения к ним.
4. Сфера услуг. Предложения касаются разных сфер и их достаточно много: туристическая компания, салон красоты, юридическое бюро, фитнес-клуб, химчистка, а также услуги в области здоровья и спорта, аренды, ремонта и продажи автомобилей.
5. Сфера производства. Здесь находится около 10 % предложений рынка, особенно в сфере производства безалкогольных напитков. По франчайзинговой системе у нас работают почти все региональные заводы[42].
На сайте Российской ассоциации франчайзинга представлен перечень партнеров данной организации – коммерческих банков и иных финансовых структур, финансирующих предпринимателей, приобретающих франшизы. Среди партнеров РАФ – Сбербанк России, ВОК-Банк, холдинговая компания «KVINTESS F&DI», лизинговая компания «ВЭБ-Лизинг» и другие.
РАФ активно информирует пользователей социальных сетей о своей деятельности, что также свидетельствует о намерении данной организации активно привлекать предприимчивых людей к использованию данного инструмента ведения бизнеса.
Российской ассоциацией франчайзинга разработан и внедрен механизм распространения успешных социальных проектов через Центры социальных инноваций, - совместный проект Минэкономразвития, Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации, Агентства стратегических инициатив. РАФ разработала программу кадрового обучения в сфере франчайзинга и оказания различных услуг предпринимателям в рамках реализации соответствующего проекта совместно с Правительством города Москвы[43].
Ассоциация регулярно участвует в мероприятиях Торгово-промышленной палаты (ТПП), обеспечивая проведение аукциона интеллектуальной собственности и постоянное взаимодействие с соответствующим подкомитетом Комитета по торговле ТПП.
Таким образом, франчайзинг можно рассматривать как действительно перспективный вид бизнеса, который позволяет одновременно решать целый ряд задач, прежде всего, для сегмента малого и среднего предпринимательства в России[44].
Однако приобретение франшизы и расширение бизнеса посредством данного инструмента требует довольно серьезных вложений, которые не позволяют позиционировать франчайзинг как инструмент для «стартапов», то есть для бизнеса с нуля. Очевидно, что франчайзер продаст франшизу только предпринимателям, которые уже имеют серьезный опыт ведения эффективного бизнеса. Тем не менее, данный инструмент позволяет активно расширять торговые сети, тем самым обеспечивая новые рабочие места, повышать общую культуру и усиливать инновационный вектор предпринимательства в нашей стране.
2.2. Анализ франчайзинга на примере сетей «Папа Джонс Пицца» и «Шоколадница»
При формировании франчайзинговых отношений возникают определенные риски, характерные как для франчайзера, так и для франчайзи. Проанализируем франчайзинг на примере двух сетей: «Папа Джонс Пицца» и «Шоколадница». Анализ возможных рисков и количественная оценка их последствий важны для франчайзи, поскольку обуславливают целесообразность создания собственного бизнеса. На этапе подготовки франчайзингового соглашения следует детально оценить внешние и внутренние факторы как позитивного, так и негативного характера. Например, оценка привлекательности франшизы можно провести по следующему алгоритму[45]:
Pf = f(, , , , , , , ), (1)
где Рf — привлекательность франшизы;
— конкурентоспособность торговой марки франчайзера;
— объем (перечень) видов экономической и технической помощи, которую предоставляет франчайзер франчайзи;
— индекс транснациональности франчайзинговой системы;
— стоимость франшизы;
— роялти;
— требования сети (условия, которые надо выполнить будущим франчайзи для приобретения лицензии);
— минимальная сумма инвестиций;
— срок окупаемости инвестиций.
Конкурентоспособность торговой марки франчайзера является важнейшим параметром привлекательности франшизы, поскольку франчайзинг эффективен в тех сферах, в которых весомым фактором является наличие видов экономической и технической помощи франчайзера. Чем шире перечень, и чем выше качество услуг франчайзер предоставляет франчайзи, тем привлекательнее будет франшиза, то есть, если max, то Pf max. Одной из основных целей франчайзинга является быстрое расширение бизнеса, в том числе перенос деятельности за границу, следовательно, при условии max, Pf max[46]. При подписании франчайзингового соглашения франчайзи
платит так называемый первоначальный взнос за вхождение в сеть (стоимость франшизы), а в течение действия соглашения - осуществляет периодические платежи (роялти) за пользование франшизой[47]. Очевидно, если min и min, то Pf max. Если предприниматель стремится быстро расширить деятельность на принципах франчайзинга, размер стоимости франшизы и роялти будут минимальными или вообще отсутствовать. Каждый вид бизнеса для успешного его ведения требует выполнения определенных условий. Однако иногда франчайзеры выдвигают дополнительные требования,
такие как опыт работы в определенной сфере, образование, хотя одно из основных преимуществ франчайзинга - доступность. Поэтому чем меньше дополнительных условий выдвигает франчайзер потенциальному франчайзи, тем привлекательнее будет его рейтинг при выборе франшизы, то есть если min, то Pf max.
Каждая отрасль экономической деятельности требует определенного размера инвестиций, но чем меньше объем необходимых инвестиций для открытия бизнеса, и чем быстрее они окупаются, тем привлекательнее будет франшиза, то есть если min, то Pf max. К примеру, рассмотрим покупку франшизы и открытие в Твери ресторана «Папа Джонс Пицца» и «Шоколадница».
Приведем сравнительную характеристику франчайзинговых систем, которые сегодня активно развивают свои сети в региональном масштабе (табл. 3).
Таблица 3
Характеристика франчайзинговых сетей «Шоколадница» и
«Папа Джонс Пицца» [48]
Показатели |
«Шоколадница » |
«Папа Джонс Пицца» |
1 |
2 |
3 |
Концепция бизнеса (миссия) |
Сделать так чтобы кофе стал неотъемлемой частью образа жизни, а кофейня - местом встречи |
Лучшие ингредиенты. |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
Год основания |
1965 |
1984 |
Страна происхождения |
Россия |
США |
Страна экспансии |
Россия |
Сравнительная оценка обусловлена большинством положительных характеристик для каждого параметра привлекательности франшиз. Оценка привлекательности франчайзинговых предложений отражена в табл. 4.
Таблица 4
Оценка привлекательности франчайзинговых сетей «Шоколадница» и «Папа Джонс Пицца»
Показатели |
Характеристика |
|
«Шоколадница» |
«Папа Джонс Пицца» |
|
1 |
2 |
3 |
Конкурентоспособность |
Сеть насчитывает около 90 кофеен в 44 странах, большая часть из которых расположена в исторических центрах |
Компания «Папа Джонс Пицца» основана в 1984 г. Джоном Шнаттером в Штате Индиана, США. В России компания работает, начиная с 2003 г., и сейчас насчитывает около 66 ресторанов. Это больше чем у любой другой сети пиццерий с доставкой. Российская сеть стабильно демонстрирует самые высокие в мире показатели продаж и роста сопоставимой выручки. |
Объем видов экономической - |
Предоставление бизнес- |
Оценка помещения, консультации по вопросам строительства, консультации по подбору персонала, обучение менеджерского и рядового состава в Москве. Участие в запуске ресторана команды обучения, также консультации специалистов различных департаментов. Предоставляется эксклюзивное кассовое ПО разработанное специально для Papa John's International |