Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений на примере сетей «Папа Джонс Пицца» и «Шоколадница».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 4

1

2

3

Индекс

транснациональности франчайзинговой системы - 

География франчайзинга
«Шоколадницы» охватывает не только крупнейшие города
России, но и страны СНГ (Азербайджан, Казахстан,
Украина), также компания
ведёт переговоры и поиск
партнёров в странах дальнего зарубежья.

Американская сеть пиццерий «Папа Джонс» объединяет около 4 200 ресторанов в 35 странах мира.

Стоимость франшизы - 

8 млн. руб.

9 млн. руб.

Роялти - 

7 % от валовой выручки

7,5 % от валовой выручки

Требования сети - 

Кофейни «Шоколадница»
располагаются в городском центре, на главных улицах, в
крупных деловых и торгово-развлекательных центрах, кинотеатрах, аэропортах. Важно наличие удобного подъезда и парковки. Кофейня «Шоколадница» стационарная: 180-220 кв. м., кухня с полным
циклом: бар. зал. Кофейня
«Шоколадница» в ТЦ: 120- 150 кв. м3 Кухня доготовочная контактная барная стойка

Требования к помещениям: 90- 200 кв. м.

Срок окупаемости инвестиций - 

16-20 месяцев

18-24 месяца

Итоговая оценка определена совокупностью факторов, которые имеют положительную тенденцию (табл. 5).

Таблица 5

Итоговая оценка привлекательности франчайзингових сетей «Шоколадница» и «Папа Джонс Пицца»

Показатели

Желаемая
тенденция

Сравнение

Сравнительная привлекательность сетей

1

2

3

4

Конкурентоспособность торговой марки франчайзера - 

Объем (перечень) видов экономической и технической
помощи, которую оказывает
франчайзер франчайзи - 

Продолжение таблицы 4


1

2

3

4

Индекс транснациональности
франчайзинговой системы - 

Стоимость франшизы - 

Роялти - 

Требования сети - 

Срок окупаемости инвестиций - 

Сравнительная привлекательность сетей

Очевидно, что сеть «Папа Джонс Пицца» является привлекательной для франчайзи. Основными факторами являются объем технической и экономической поддержки франчайзи. Итак, для российских предпринимателей в кризис доступны интернациональные франшизы. Поэтому франчайзинг можно назвать одним из основных факторов интеграции национальной экономики в мировую экономику. Франчайзинг предусматривает тиражирование инноваций с привлечением крупного капитала, он сочетает в себе преимущества кредита и лизинга.

Выводы.

В России франчайзинг ещё не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности для его внедрения достаточно велики. Основным фактором, сдерживающим развитие франчайзинга в нашей стране, является несоответствие между жёсткими едиными стандартами, критериями,
устанавливаемыми франчайзером, и специфичными конкретными условиями
работы франчайзи. Таким образом, можно сделать ряд выводов:

1. франчайзинг - это достаточно интересная форма организации бизнеса, которые устанавливает сложные взаимоотношения между сторонами-участниками;


2. привлекательность франшизы - один из решающих факторов ее конкурентоспособности, поэтому оценивание франчайзинговой сети является чрезвычайно важным этапом в принятии решения о вхождение в нее;

3. наиболее полной финансовой схемой привлечения инвестиционных ресурсов в инновационную деятельность является франчайзинг;

4. вовлечённость франчайзера в инновационный процесс и заинтересованность его в получении инновации может способствовать обучению персонала предприятия, проведению НИОКР, внедрению результатов в производство и распространению технологий и инновационной продукции. Работа под известной торговой маркой даёт возможность предприятиям, сотрудничающим с крупными, быстрее утверждаться на внутренних и внешних рынках;

5. франчайзинг создаёт условия умеренного риска, затрат и доходов, из чего следует, что в ситуации ограниченности возможностей именно этот вид договорных отношений способствует развитию малых предприятий и повышению их конкурентоустойчивости;

6. хотя остаётся много нерешённых проблем по вопросам взаимодействия малого и крупного бизнеса, создание партнёрских отношений между малыми и крупными предприятиями остаётся необходимым, поскольку позволит реализовать им инновационный потенциал, а вследствие этого повысить
конкурентоспособность отечественной экономики.

Глава 3. Перспективы развития франчайзинга в России

В России темпы развития франчайзинга уступают общемировым, что требует выявления причин такого положения дел. Как и в отношении многих других видов экономической деятельности (лизинг, факторинг), проблемы развития франчайзинга носят, прежде всего, правовой характер. Если проанализировать действующее в настоящее время законодательство Российской Федерапнн, регулирующее франчайзинговые отношения, становится очевидным его несоответствие международной практике. При сопоставлении постатейных комментариев главы 54 Гражданского кодекса Российской Федерации «Коммерческая концессия» обнаруживаются факторы, сдерживающие развитие франчайзинговых отношений в нашей стране. Например, исходя из статьи 1028 Гражданского кодекса РФ договор коммерческой концессии (франчайзинга) регистрируется в соответствии с законодательством территориальным органом, осуществившим государственную регистрацию юридического лица. В случае если по договору передается комплекс исключительных прав, права на который зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, то договор подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Таким образом, в наличии двойная регистрация договора франчайзинга, что выступает в качестве барьера для начинающего предпринимателя[49].


Исходя из существующих противоречий в отечественном законодательстве назрела необходимость, с нашей точки зрения, в создании закона о франчайзинге, в котором должны быть определены положения, носящие силу запрета на условия договора, в рамках которых франчайзи соглашается на любую передачу законным лицам или принятию их на себя самим франчайзером, замену существующих договорных обязательств франчайзи
новыми, отказ франчайзи от своих прав или отказ от оспаривания неблагоприятных для него действий франчайзера.

В вопросах государственной поддержки необходимо проявлять разумную осторожность, дабы избежать желания получить бюджетное финансирование со стороны тех отраслей или субъектов экономики, которые вполне могут обойтись и собственными ресурсами. Меры государственной поддержки традиционно включают в себя экономические и административные. В отношении административных наиболее важным, на наш взгляд, является принятие отдельного закона о франчайзинге, о чем говорилось выше, а также разработка системы мониторинга данных по франчайзингу, что отсутствует в
настоящее время. Таким образом, административные меры имеют узкоспециализированную направленность, ориентированную только на данный вид экономической деятельности[50].

Напротив, экономические меры не должны поддерживать только франчайзинг, а иметь своей целью решение общеэкономических проблем, стоящих перед отечественной экономикой. Высокая инфляция, завышенные ставки по кредитам, гипертрофированное развитие экономики вследствие несправедливого изъятия большей части налоговых поступлений в федеральный бюджет препятствуют развитию не только франчайзинга, но и в целом предпринимательству в РФ, что требует кардинальных изменений в этой сфере. При отсутствии серьезных решений по этим трем направлениям (инфляция, кредиты, налоги) и административные меры будут неэффективны.

Российская экономика является частью мировой системы, поэтому важным, с нашей точки зрения, представляется сосредоточить внимание на тенденциях в развитии науки и техники, поскольку это отразится и на перспективах развития франчайзинга. Не претендуя на полномасштабное исследование, проанализируем более подробно производство, которое связано технологическими и сбытовыми цепочками с другими видами экономической деятельности и оказывает влияние на них. Как было отмечено выше, франчайзинг эффективен в отраслях, где в расходах наибольшую роль занимает
реклама и маркетинг. В промышленности структура расходов иная, так как значительная часть затрат связана с техникой и технологическими процессами. В связи с этим выделяют производственный франчайзинг, под которым понимается формат организации бизнеса, направлением деятельности которого является производство товаров и в основе отношений лежит право пользования торговой маркой, техническим ноу-хау. Среди представителей производственного франчайзинга необходимо выделить компанию «Кока-Кола». В то же время сложно представить, что, например, в автомобилестроении, судостроении или авиастроении владельцы прав на торговую марку
передадут ее независимым производителям[51].


Выводы.

В России назрела необходимость в создании закона о франчайзинге, в котором должны быть определены положения, носящие силу запрета на условия договора, в рамках которых франчайзи соглашается на любую передачу законным лицам или принятию их на себя самим франчайзером, замену существующих договорных обязательств франчайзи новыми, отказ франчайзи от своих прав или отказ от оспаривания неблагоприятных для него действий франчайзера.

В вопросах государственной поддержки необходимо проявлять разумную осторожность, дабы избежать желания получить бюджетное финансирование со стороны тех отраслей или субъектов экономики, которые вполне могут обойтись и собственными ресурсами. В отношении административных наиболее важным, на наш взгляд, является принятие отдельного закона о франчайзинге, о чем говорилось выше, а также разработка системы мониторинга данных по франчайзингу, что отсутствует в настоящее время.

Роль государства состоит в том, чтобы правильно оценить формирующиеся тенденции и оказывать поддержку развитию франчайзинга в тех отраслях, которые имеют перспективы для роста в будущем, тем самым эффективно используя имеющиеся бюджетные средства.

Заключение

Франчайзинг - способ организации коммерческой деятельности, при котором одно юридическое лицо (индивидуальный предприниматель или небольшое коммерческое предприятие) договаривается с другим юридическим лицом – компанией, торгующей франшизой, о том, что данный предприниматель (либо компания) будет вести свою коммерческую деятельность под именем такой фирмы или под ее брендом. Франчайзинг обеспечивает эффект взаимовыгодного сотрудничества франчазера и франчайзи в рамках купли-продажи франшизы. С одной стороны, предприниматель получает возможность для активного развития; с другой стороны – компания-франчайзер увеличивает продажи своих товаров и услуг, расширяет свое присутствие в различных регионах не только одной страны, но и всего мира.

Достоинствами франчайзинга можно считать, прежде всего, возможность достаточно быстрого роста для небольших компаний, не создавших собственных известных брендов, с ограниченной сетью продаж. Кроме того, для известных компаний – франчайзеров данная схема позволяет снижать объемы недобросовестного копирования своих брендов другими производителями, принося значительные доходы от реализации франшиз.