Файл: Корпоративная культура в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Растущий динамизм, высокая конкурентоспособность и изменчивость деловой среды приводят к тому, что современные компании, адаптируясь к внешним условиям, вынуждены постоянно эволюционировать. Главной целью и одновременно главным содержанием этого процесса является эффективное управление предприятием, включающее широкий комплекс форм, методов и инструментов по обеспечению устойчивого развития.

Эффективное управление функционированием и развитием многочисленных элементов и подсистем организации в значительной степени обеспечивается организационной культурой компании. Быстрее всех поднимаются и развиваются компании, коллектив которых имеет хорошую развитую корпоративную культуру.

Грамотная разработка и реализация организационной культуры способствует повышению эффективности работы предприятия, позволяет предать организации собственный, неповторимый облик в глазах клиентов и партнеров, что является достаточно важным фактором конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.

В последние годы корпоративную культуру стали признавать одним из основных показателей, необходимым для правильного понимания управления компанией.

Однако внимание к этой проблематике не объясняется ее новизной, это свидетельство накопленного понимания основ и закономерностей социальных структур. В западном бизнесе давно осознали, что основой жизненного потенциала организации является корпоративная культура: то, ради чего люди стали членами одной компании; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что, плохо. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех ее функционирования и выживания в долгосрочной перспективе.

Таким образом, актуальность данной темы определяется необходимостью повышения эффективности деятельности организации на основе формирования и совершенствования рациональной корпоративной культуры.

В ходе исследования были сформулированы и рассмотрены следующие задачи:

  • определить понятие корпоративной культуры;
  • изучить элементы, модели и типы корпоративной культуры;
  • выявить факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры, и пути ее формирования;
  • рассмотреть методы анализа корпоративной культуры;
  • проанализировать значение сложившийся корпоративной культуры в деятельности компании на примере торговой организации ООО «ОСЭ – Лимитед».

Объектом данной курсовой работы является корпоративная культура как элемент современной компании, а предметом – ее взаимосвязь с эффективностью деятельности предприятия.

В данной работе используются термины «культура организации», «организационная культура», «корпоративная культура». Следует отметить, что мною не делается различий между этими непростыми понятиями, т.к. в данной работе культура рассматривается как неотъемлемый элемент эффективной деятельности любой организации вне зависимости от ее размера, структуры и других характеристик, будь то крупная корпорация или небольшая фирма.

Глава 1. Корпоративная культура и ее значение для организации

Сущность и границы культуры организации

Организационная культура является новой областью знаний. В научное управление она выделилась из организационного поведения, которое изучает общие принципы, подходы, законы и закономерности в организации.

В современной управленческой науке понятие организационная культура определяется как:

  • система ценностей, разделяемая сотрудниками компании (набор правил поведения, ритуалов, мифов);
  • способ и средство создания и развития компании;
  • особая технология управления.

Организационная культура есть всегда и везде, где существуют организации. Корпоративная культура задает некую систему координат, которая объясняет, почему организация функционирует именно таким, а не иным образом. Культура организации позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.

Культура организации представляет собой сложное сочетание элементов, причем часто не поддающихся формулированию, бездоказательно принимаемых и разделяемых членами коллектива. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью компании философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, распоряжения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами[1].

Исследование организационной культуры на предприятиях началось еще в начале XX века. Первой попыткой исследования организационной культуры управления считаются труды американских ученых во главе с Э. Мейо в начале 1930-х гг. В американской компании Western Electric в Чикаго впервые проводился эксперимент в течение 1927 – 1932 гг. с целью выяснения влияния организационной культуры управления на производительность труда. Таким образом, группа ученых во главе с Э. Мейо считаются основоположниками исследований в области организационной культуры управления.


В 1950-е гг. известный американский ученый М. Далтон провел исследования средних и крупных фирм США и Канады по вопросам формирования организационной культуры и их субкультур исходя из разных потребностей работников. В этот же период группа английских социологов из Тавистокского института провела достаточно детальное исследование организационной культуры.

В 1969 г. в США вышла книга группы ученых во главе с Х. Трайсом, посвященная различным производственным традициям и обрядам. На рубеже 1980 – 1990 гг. в трудах Питерса и Уотермана присутствовали тезисы о том, что организационная культура является важным фактором экономической эффективности деятельности фирмы.

В 1982 г. вышла в свет книга Бостонской консультативной группы Дила и Кеннеди «Корпоративные культуры». Только в 1983 – 1984 гг. в Канаде и Европе были проведены пять международных конференций по проблемам организационной культуры. Согласно исследованию, проведенному институтом Бателля в 1984 г., в организационную культуру включают самоопределение, участие, коллектив, изучение потребностей, раскрытие личности и творчества, способность идти на компромиссы и децентрализацию. Позже появились две книги Э. Шейна и В. Сате, полностью посвященные проблематике организационной культуры.

Интерес к теоретическим исследованиям и практической деятельности по совершенствованию организационной культуры вызван следующими обстоятельствами:

  • ужесточающейся конкуренцией на национальном и мировом рынках и возникающей необходимостью искать новые способы повышения рыночной деятельности;
  • необходимостью адаптировать предприятия к конъюнктурным изменениям, вызванных формированием единого мирового рынка.
  • имеющаяся бюрократическая система управления устарела и стала мало восприимчивой к динамичным изменениям во внешней среде.
  • изменившимся отношением к труду. Труд, ранее являвшийся средством выживания, стал человеческой потребность высшего порядка. Появилась новая жизненно важная функция, связанная с реализацией множества человеческих потребностей, таких как принадлежность к коллективу, самовыражение, самоуважение и другие;
  • продуманный маркетинг идей производства, сбыта товара и оказания различных услуг стали способом улучшения позиций организации на рынке.

Существует множество определений корпоративной культуры, хронологическая последовательность представления которых позволяет проследить углубление познаний в данной области с течением времени.


Таблица 1

Автор

Год

Определение

Э. Джакус

1952

Культура предприятия – это вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими»[2].

Д. Элдриж,

А. Кромби

1974

Под культурой организации следует понимать уникальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей[3].

Х. Шварц,

С. Дэвис

1981

Культура…представляет собой комплекс убеждений и ожиданий, разделяемый членами организации. Эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение в организации отдельных личностей и групп[4].

Э. Браун

1995

Культура организации – это набор убеждений, ценностей и усвоенных способов решения реальных проблем, сформировавшийся за время жизни организации и имеющий тенденцию проявления в различных материальных формах и в поведении членов организации[5].

Н. Лемэтр

-

Культура организации – это система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми ее членами[6].

Несмотря на разнообразие определений и толкований культуры организации, в них есть ряд общих моментов.

Во-первых, авторы ссылаются на базовые образцы поведения и действий, которых придерживаются члены организаций.

Во-вторых, ценности, которых может придерживаться персонал, также являются общей категорией, включаемой авторами в определение корпоративной культуры. Ценности ориентируют персонал в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Так, в некоторых организациях считается, что «клиент всегда прав», поэтому в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в работе членов фирмы. В других может быть все наоборот. Однако и в том, и в другом случае принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.


Третьим общим элементом понятия культуры организации считается символика, посредством которой ценностные ориентации передаются членам организации. Многие фирмы имеют специальные, предназначенные для всех документы, в которых они детально описывают свои ценностные ориентации. Однако содержание и значение последних наиболее полно раскрываются работникам через истории, легенды и мифы, которые рассказывают, пересказывают, толкуют.

Уникальная общая психология придает смысл различным отношениям, действиям и артефактам культуры, и различные уникальные общие психологии могут привести к тому, что объективно идентичные отношения имеют совершенно разный смысл.

Согласно определению, данному в современном словаре, культура организации это:

  • система ценностей, бездоказательно разделяемых персоналом конкретного предприятия, связанных с конечными целями его развития, которая определяет решения, поступки и всю деятельность персонала; проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения[7].

Организационную культуру имеет любое учреждение или организация независимо от сферы функционирования и размеров. При этом членам организации их культура кажется абсолютно естественной и зачастую единственно возможной.

Основные атрибуты корпоративной культуры

Каждая организация разрабатывает набор правил и предписаний, управляющих повседневным поведением сотрудников на своем рабочем месте. До тех пор, пока новички не усвоят эти правила поведения, они не смогут стать полноценными членами коллектива. Следование им поощряется администрацией соответствующими вознаграждениями и продвижением по службе. Например, неслучайно сотрудники компании «Disney» воспринимаются всеми как обаятельные, всегда подтянутые и всем улыбающиеся люди. Таков имидж компании, поддерживаемый всеми ее сотрудниками. Именно поэтому совершенно очевидно, что, получив работу в компании, вновь пришедшие сотрудники, будут стараться вести себя в соответствии с теми правилами, которые в ней приняты[8].

Корпоративная культура – это разделяемые всеми ценности, представления, ожидания, нормы, приобретенные по мере вхождения в компанию и за время работы в ней. Подобно тому, как характер влияет на поведение человека, организационная культура влияет на поведение, мнения и действия людей в компании. Корпоративная культура определяет, как служащие и менеджеры подходят к решению проблем, обслуживают заказчиков, ведут дела с поставщиками, реагируют на конкурентов и как они в целом осуществляют свою деятельность сейчас и будут осуществлять в будущем. Она определяет место организации в окружающем мире, олицетворяет собой те неписаные законы, нормы и правила, которые объединяют членов организации и связывают их вместе[9].