Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Позиционирование нового вида продукции и оценка потенциальных потребителей
2.3 Расчет потребных ресурсов для реализации проекта нового вида продукции
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их возможного получения, а также уметь четко определить эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Все эти задачи помогает решить бизнес-план, который является основой предпринимательской деятельности и представляет собой всестороннее исследование различных сторон работы любой фирмы.
Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, то, каким образом ее руководители собираются решить следующие задачи: повышение прибыльности работы; определение конкретных направлений и области деятельности фирмы, целевых рынков и место фирмы на этих рынках; выбор состава и определение качественных показателей товаров и услуг, которые будут предлагаться потребителям; оценка производственных и торговых издержек по созданию и реализации товаров; оценка соответствия кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению намеченных целей; определение состава маркетинговых мероприятий по изучению рынка, ценообразованию, стимулированию продаж, рекламе и каналам сбыта; оценка финансового и материального положения фирмы и соответствия материальных и финансовых ресурсов достижению намеченных целей.
Даже в том случае, когда бизнес несложный, именно бизнес-план позволяет без проведения конкретных реальных шагов просчитать все возможные варианты конечного результата и выбрать оптимальный. Таким образом, бизнес-план не является административно-командным ресурсом, однако на базе его анализа принимаются решения, в то время как работа без плана такого выбора лишает.
К тому же в современных условиях невозможно более отгораживаться от международных стандартов ведения бизнеса, т.к. нельзя рассчитывать на сколько-нибудь долгое существование некоей особой российской системы менеджмента, и фирмам приходится иметь дело с иностранными инвесторами, которые имеют совершенно другую методологию организации учета, планирования, и т.д.
При этом разработка бизнес-планов необходима при осуществлении не только крупных предпринимательских проектов, требующих значительных вложений капитала, но и при организации малых предприятий. Более того, именно малым предприятиям особенно необходимо привносить в свою деятельность определенную плановость, поскольку, в связи с весьма нестабильной ситуацией на рынке потребительских товаров и услуг, их развитие в настоящее время отличается высокой степенью неустойчивости. Создание грамотного рабочего документа – бизнес-плана – помогает малому предприятию приводить свои расходы в соответствие с ожидаемыми доходами, осуществлять их по строго обоснованному целевому назначению, представлять себе масштабы конкурентной борьбы на конкретном рынке, четко формулировать ближайшие и перспективные цели и пути их осуществления.
Исходя из вышеизложенного, в данной курсовой работе содержание и структура бизнес-плана будут рассмотрены на примере разработки бизнес-плана на новый вид продукции действующего предприятия ОАО «Электросигнал».
Цель курсовой работы – анализ в системе бизнес планирования при разработке бизнес-плана предприятия.
Для достижения указанной цели были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть основные положения бизнес-плана;
- разработать производственный план освоения нового вида продукции на предприятии.
Глава 1 Роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
Систематически проводимый анализ или диагностика деятельности фирмы, её фактических результатов и факторов, определяющих уровень и динамику этих результатов и факторов, определяющих уровень и динамику этих результатов, являются обязательной предпосылкой эффективного функционирования любой организации.
Имея объективное представление о современном положении предприятия, на основе анализа внешней информации (государственная статистика, законодательные действия, политическая среда, возможности рынка, тенденции производства, действия конкурентов, финансовая политика правительства и т. д.) и анализа внутрифирменной информации (положение предприятия, наличие производственных ресурсов, конкурентные преимущества, планы на перспективу и т. д.) можно оценить как скажутся различные факторы на достижении поставленных целей.
Невозможно успешно добиться поставленных целей без чёткого планирования, сбора и аккумулирования информации как о состоянии целевых рынков и положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Для прогнозирования будущего состояния организации необходимо проанализировать системы показателей, характеризующие финансовую и хозяйственную деятельность за предыдущие периоды, выявить закономерности развития, либо причины отклонений. Множество показателей экономического анализа, применяемые практически во всех областях коммерческой деятельности, необходимы для того, чтобы своевременно подготовиться к потенциальным трудностям и опасностям, тем самым уменьшив риск при достижении поставленных целей.
Анализ в составе бизнес-плана позволяет выявить сильные и слабые стороны бизнеса, возможности и потребности рынка (рис. 1).
Бизнес, сильные и слабые стороны |
Рынок, возможности и потребности |
|
|
Рис. 1. Анализ в составе бизнес-плана
В табл. 1 приведён перечень основных задач и показателей по конкретным разделам бизнес-плана.
Таблица 1 - Задачи анализа в разработке и мониторинге бизнес-плана
№ п/п |
Название раздела |
Содержание раздела |
Задачи анализа и оценки |
---|---|---|---|
I |
Резюме (вводная часть) |
Основные положения предлагаемого проекта Цель проекта Новизна продукции Сведения об объемах продаж, выручке, затратах и прибыли |
Анализ и оценка объема продаж Анализ затрат Оценка риска Оценка прибыли |
II |
Основная часть |
||
1 |
Описание товара (услуги) |
Описание продукта: потребительские свойства, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цены и затрат на производство, организация обслуживания |
Оценка потребительских свойств товаров и услуг Анализ товаров и услуг конкурентов Анализ цен и затрат на производство продукции |
2 |
Исследование и анализ рынка |
Состояние дел в отрасли Потенциальные потребители Рыночная конъюнктура Информация о рынке Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, основных характеристик, уровня качества их продукции и политики цен |
Оценка состояния дел в отрасли Анализ темпов прироста продукции в отрасли Анализ потенциальных потребителей Анализ рыночной конъюнктуры Сравнительный анализ отдельных показателей деятельности конкурентов Анализ стратегии конкурентов Анализ сильных и слабых сторон деятельности конкурентов |
3 |
Экономика предприятия |
Основные показатели прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж Перечень постоянных и переменных издержек Порог рентабельности и запас финансовой прочности |
Анализ и оценка величины валовой прибыли и прибыли от продаж Анализ переменных и постоянных затрат Оценка чувствительности прибыли |
4 |
Стратегия маркетинга |
Цены. Каналы сбыта Рекламная политика Прогноз новой продукции Ценообразование Ценовые показатели Смета продаж |
Анализ состояния рынка Анализ изменения цен Анализ внешних и внутренних факторов Анализ эффективности рекламы Анализ сильных и слабых сторон деятельности конкурентов Анализ производственных возможностей фирмы |
5 |
План производства |
Производственный процесс (описание) Перечень базовых операций по обработке и сборке Смета производства в натуральном выражении поставки сырья, комплектующих Оборудование, здания, сооружения Трудовые ресурсы Затраты на производство продукции |
Анализ сырья и материалов Анализ трудовых ресурсов Анализ фондовооруженности Анализ затрат на производство Анализ себестоимости продукции |
6 |
Система управления |
Организационная схема фирмы Описание системы управления Разделение труда по подразделениям Источники и способы привлечения специалистов, их заработная плата |
Анализ эффективности управления Анализ ритмичности производства Анализ и оценка квалификации руководителей |
7 |
Юридический план |
Форма собственности Правовой статус Разработка правовых документов, регулирующих деятельность организации |
Анализ степени правовой защищённости предприятия |
8 |
Оценка риска и страхования |
Слабые стороны фирмы Вероятность появления новых технологий Альтернативные стратегии Меры профилактики риска Программа страхования от рисков |
Анализ риска по источникам и причинам Анализ риска статистическим и экспертным методами Анализ выбора инвестиционных решений |
9 |
Финансовый план |
Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов и поступлений Смета прибыли и убытков Прогнозный баланс активов и пассивов График достижения безубыточности |
Финансовый анализ деятельности предприятия Анализ движения денежных средств Анализ безубыточности Анализ доходов и затрат |
10 |
Стратегия финансирования |
Определение величины и источников получения финансовых ресурсов Обоснование полного возврата средств и получения доходов |
Анализ источников финансирования Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости Анализ сроков окупаемости вложений |
Приложения |
Письма Копии контрактов, лицензии и т. д. |
Таким образом, роль экономического анализа в планировании и разработке основных плановых показателей является главной и всеобъемлющей.
Глава 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.1 Краткая характеристика предприятия
ОАО «Электросигнал» специализируется на выпуске средств радиосвязи специального и производственно-технического назначения, узлов связи для установки на различные модификации бронетехники, а также дополнительных устройств к радиостанциям (аналого-цифровые маскираторы речи, блоки питания, аккумуляторные батареи, универсальные зарядные устройства, антенно-фидерные устройства и пр.).
Высокая техническая оснащенность, наличие многих видов производств, поиск и внедрение самых передовых технологий позволили предприятию выпускать средства радиосвязи на уровне лучших зарубежных аналогов. В номенклатуру выпускаемой продукции входят радиостанции специального и производственно-технического назначения для Министерства Обороны, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, ОАО «Российские железные дороги» и других организаций.
Успешная деятельность акционерного общества неоднократно была отмечена наградами и дипломами на российских и международных выставках.
ОАО «Электросигнал» на протяжении многих десятков лет обеспечивает приверженность к системе качества.
Предприятие одним из первых в отрасли было сертифицировано на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001-1994 и в августе 1997 г. получило сертификат, выданный «Рособоронсертифика».
В 2003 г. проведена работа по разработке документации процессов для внедрения «Системы менеджмента качества» версии 2000 года и в январе 2004 г. получено два сертификата на соответствие требованиям стандартов ГОСТ РВ 15.002 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001 на продукцию специального и производственно-технического назначения на проектирование, разработку, производство, техническое обслуживание и ремонт продукции.
В настоящее время система менеджмента качества, действующая на предприятии сертифицирована на соответсвие требованиям стандартов ГОСТ РВ 15.002-2003 и ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
Действующая система менеджмента качества ОАО «Электросигнал» направлена на максимальное удовлетворение требований и ожиданий потребителей и обеспечивает наличие объективных свидетельств своей деятельности в области качества.