Файл: Анализ в системе бизнес-планирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их возможного получения, а также уметь четко определить эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Все эти задачи помогает решить бизнес-план, который является основой предпринимательской деятельности и представляет собой всестороннее исследование различных сторон работы любой фирмы.

Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, то, каким образом ее руководители собираются решить следующие задачи: повышение прибыльности работы; определение конкретных направлений и области деятельности фирмы, целевых рынков и место фирмы на этих рынках; выбор состава и определение качественных показателей товаров и услуг, которые будут предлагаться потребителям; оценка производственных и торговых издержек по созданию и реализации товаров; оценка соответствия кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению намеченных целей; определение состава маркетинговых мероприятий по изучению рынка, ценообразованию, стимулированию продаж, рекламе и каналам сбыта; оценка финансового и материального положения фирмы и соответствия материальных и финансовых ресурсов достижению намеченных целей.

Даже в том случае, когда бизнес несложный, именно бизнес-план позволяет без проведения конкретных реальных шагов просчитать все возможные варианты конечного результата и выбрать оптимальный. Таким образом, бизнес-план не является административно-командным ресурсом, однако на базе его анализа принимаются решения, в то время как работа без плана такого выбора лишает.

К тому же в современных условиях невозможно более отгораживаться от международных стандартов ведения бизнеса, т.к. нельзя рассчитывать на сколько-нибудь долгое существование некоей особой российской системы менеджмента, и фирмам приходится иметь дело с иностранными инвесторами, которые имеют совершенно другую методологию организации учета, планирования, и т.д.

При этом разработка бизнес-планов необходима при осуществлении не только крупных предпринимательских проектов, требующих значительных вложений капитала, но и при организации малых предприятий. Более того, именно малым предприятиям особенно необходимо привносить в свою деятельность определенную плановость, поскольку, в связи с весьма нестабильной ситуацией на рынке потребительских товаров и услуг, их развитие в настоящее время отличается высокой степенью неустойчивости. Создание грамотного рабочего документа – бизнес-плана – помогает малому предприятию приводить свои расходы в соответствие с ожидаемыми доходами, осуществлять их по строго обоснованному целевому назначению, представлять себе масштабы конкурентной борьбы на конкретном рынке, четко формулировать ближайшие и перспективные цели и пути их осуществления.


Исходя из вышеизложенного, в данной курсовой работе содержание и структура бизнес-плана будут рассмотрены на примере разработки бизнес-плана на новый вид продукции действующего предприятия ОАО «Электросигнал».

Цель курсовой работы – анализ в системе бизнес планирования при разработке бизнес-плана предприятия.

Для достижения указанной цели были сформулированы следующие задачи:

- раскрыть основные положения бизнес-плана;

- разработать производственный план освоения нового вида продукции на предприятии.

Глава 1 Роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей

Систематически проводимый анализ или диагностика деятельности фирмы, её фактических результатов и факторов, определяющих уровень и динамику этих результатов и факторов, определяющих уровень и динамику этих результатов, являются обязательной предпосылкой эффективного функционирования любой организации.

Имея объективное представление о современном положении предприятия, на основе анализа внешней информации (государственная статистика, законодательные действия, политическая среда, возможности рынка, тенденции производства, действия конкурентов, финансовая политика правительства и т. д.) и анализа внутрифирменной информации (положение предприятия, наличие производственных ресурсов, конкурентные преимущества, планы на перспективу и т. д.) можно оценить как скажутся различные факторы на достижении поставленных целей.

Невозможно успешно добиться поставленных целей без чёткого планирования, сбора и аккумулирования информации как о состоянии целевых рынков и положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Для прогнозирования будущего состояния организации необходимо проанализировать системы показателей, характеризующие финансовую и хозяйственную деятельность за предыдущие периоды, выявить закономерности развития, либо причины отклонений. Множество показателей экономического анализа, применяемые практически во всех областях коммерческой деятельности, необходимы для того, чтобы своевременно подготовиться к потенциальным трудностям и опасностям, тем самым уменьшив риск при достижении поставленных целей.


Анализ в составе бизнес-плана позволяет выявить сильные и слабые стороны бизнеса, возможности и потребности рынка (рис. 1).

Бизнес, сильные и слабые стороны

Рынок, возможности и потребности

  1. Продукция, услуги, работы и их маркетинговый комплекс
  2. Трудовые ресурсы (люди, их навыки и профессиональные недостатки)
  3. Производственные фонды, их использование и состояние
  4. Финансы, финансовое состояние, прибыль, баланс, кредитоспособность
  1. Потребители. Их состав. Сегменты рынка
  2. Конкуренты, их маркетинговый комплекс
  3. Технологии, их изменения и развитие
  4. Экономическое окружение, инфляция, законодательство, экономическая ситуация в стране

Рис. 1. Анализ в составе бизнес-плана

В табл. 1 приведён перечень основных задач и показателей по конкретным разделам бизнес-плана.

Таблица 1 - Задачи анализа в разработке и мониторинге бизнес-плана

п/п

Название

раздела

Содержание раздела

Задачи анализа и оценки

I

Резюме (вводная часть)

Основные положения предлагаемого проекта

Цель проекта

Новизна продукции

Сведения об объемах продаж, выручке, затратах и прибыли

Анализ и оценка объема продаж

Анализ затрат

Оценка риска

Оценка прибыли

II

Основная часть

1

Описание товара (услуги)

Описание продукта: потребительские свойства, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цены и затрат на производство, организация обслуживания

Оценка потребительских свойств товаров и услуг

Анализ товаров и услуг конкурентов

Анализ цен и затрат на производство продукции

2

Исследование и анализ рынка

Состояние дел в отрасли

Потенциальные потребители

Рыночная конъюнктура

Информация о рынке

Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, основных характеристик, уровня качества их продукции и политики цен

Оценка состояния дел в отрасли

Анализ темпов прироста продукции в отрасли

Анализ потенциальных потребителей

Анализ рыночной конъюнктуры

Сравнительный анализ отдельных показателей деятельности конкурентов

Анализ стратегии конкурентов

Анализ сильных и слабых сторон деятельности конкурентов


3

Экономика предприятия

Основные показатели прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж

Перечень постоянных и переменных издержек

Порог рентабельности и запас финансовой прочности

Анализ и оценка величины валовой прибыли и прибыли от продаж

Анализ переменных и постоянных затрат

Оценка чувствительности прибыли

4

Стратегия маркетинга

Цены. Каналы сбыта

Рекламная политика

Прогноз новой продукции

Ценообразование

Ценовые показатели

Смета продаж

Анализ состояния рынка

Анализ изменения цен

Анализ внешних и внутренних факторов

Анализ эффективности рекламы

Анализ сильных и слабых сторон деятельности конкурентов

Анализ производственных возможностей фирмы

5

План производства

Производственный процесс (описание)

Перечень базовых операций по обработке и сборке

Смета производства в натуральном выражении поставки сырья, комплектующих

Оборудование, здания, сооружения

Трудовые ресурсы

Затраты на производство продукции

Анализ сырья и материалов

Анализ трудовых ресурсов

Анализ фондовооруженности

Анализ затрат на производство

Анализ себестоимости продукции

6

Система управления

Организационная схема фирмы

Описание системы управления

Разделение труда по подразделениям

Источники и способы привлечения специалистов, их заработная плата

Анализ эффективности управления

Анализ ритмичности производства

Анализ и оценка квалификации руководителей

7

Юридический план

Форма собственности

Правовой статус

Разработка правовых документов, регулирующих деятельность организации

Анализ степени правовой защищённости предприятия

8

Оценка риска и страхования

Слабые стороны фирмы

Вероятность появления новых технологий

Альтернативные стратегии

Меры профилактики риска

Программа страхования от рисков

Анализ риска по источникам и причинам

Анализ риска статистическим и экспертным методами

Анализ выбора инвестиционных решений

9

Финансовый план

Прогноз объемов реализации.

Баланс денежных расходов и поступлений

Смета прибыли и убытков

Прогнозный баланс активов и пассивов

График достижения безубыточности

Финансовый анализ деятельности предприятия

Анализ движения денежных средств

Анализ безубыточности

Анализ доходов и затрат

10

Стратегия финансирования

Определение величины и источников получения финансовых ресурсов

Обоснование полного возврата средств и получения доходов

Анализ источников финансирования

Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости

Анализ сроков окупаемости вложений

Приложения

Письма

Копии контрактов, лицензии и т. д.


Таким образом, роль экономического анализа в планировании и разработке основных плановых показателей является главной и всеобъемлющей.

Глава 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

2.1 Краткая характеристика предприятия

ОАО «Электросигнал» специализируется на выпуске средств радиосвязи специального и производственно-технического назначения, узлов связи для установки на различные модификации бронетехники, а также дополнительных устройств к радиостанциям (аналого-цифровые маскираторы речи, блоки питания, аккумуляторные батареи, универсальные зарядные устройства, антенно-фидерные устройства и пр.).

Высокая техническая оснащенность, наличие многих видов производств, поиск и внедрение самых передовых технологий позволили предприятию выпускать средства радиосвязи на уровне лучших зарубежных аналогов. В номенклатуру выпускаемой продукции входят радиостанции специального и производственно-технического назначения для Министерства Обороны, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, ОАО «Российские железные дороги» и других организаций.

Успешная деятельность акционерного общества неоднократно была отмечена наградами и дипломами на российских и международных выставках.

ОАО «Электросигнал» на протяжении многих десятков лет обеспечивает приверженность к системе качества.

Предприятие одним из первых в отрасли было сертифицировано на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001-1994 и в августе 1997 г. получило сертификат, выданный «Рособоронсертифика».

В 2003 г. проведена работа по разработке документации процессов для внедрения «Системы менеджмента качества» версии 2000 года и в январе 2004 г. получено два сертификата на соответствие требованиям стандартов ГОСТ РВ 15.002 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001 на продукцию специального и производственно-технического назначения на проектирование, разработку, производство, техническое обслуживание и ремонт продукции.
       В настоящее время система менеджмента качества, действующая на предприятии сертифицирована на соответсвие требованиям стандартов ГОСТ РВ 15.002-2003 и ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

Действующая система менеджмента качества ОАО «Электросигнал» направлена на максимальное удовлетворение требований и ожиданий потребителей и обеспечивает наличие объективных свидетельств своей деятельности в области качества.