Файл: Становление и развитие теории государственных и муниципальных финансов.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность государственных и муниципальных финансов и их функции
1.1. Сущность государственных и муниципальных финансов
1.2. Функции государственных и муниципальных финансов
2. Финансы и общественное развитие
2.1. Роль государственных и муниципальных финансов в развитии
2.2. Влияние государственных и муниципальных финансов на экономику
Введение
Тема данной курсовой работы «Государственные финансы, их роль в социально-экономическом развитии общества». Данная проблема, на мой взгляд, актуальна в современны экономических и других условиях страны. Осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития Российской Федерации возможно только при активном и умелом использовании государственных финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного развития
Финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта, это объясняет их необходимость в условиях товарно-денежных отношений. Только с помощью категории финансов осуществляется этот процесс.
Государственные финансы играют огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства, они являются неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно важным инструментом реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо сегодня еще и потому, что страна переживает экономический и финансовый кризис.
Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности самым тесным образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.
Целью курсовой работы является изучение теоретического материала на тему государственных финансов, влияния государственных финансов на развитие общества, а также рассмотрение действующего в настоящее время законодательства, нормативных актов и иных документов в области государственных финансов.
1. Сущность государственных и муниципальных финансов и их функции
1.1. Сущность государственных и муниципальных финансов
Государственные и муниципальные финансы -- это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.
Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот -- это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.
Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.В этой связи, несмотря на неоднозначное отношение к миграционным процессам в российском обществе, следует признать тот факт, что благодаря отдельным миграционным потокам (например, миграции высококвалифицированных специалистов) Россия пополняет свой человеческий капитал, что будет способствовать экономическому развитию государства в ближайшей перспективе.
Экономический подход связан с рынком труда и направлен на стимуляцию здоровой конкуренции на рынке рабочей силы. В рамки данного подхода укладывается понятие меркантилизма (Т. Ман, Ж.-Б. Кольбер и т.д.), суть которого сводится к выгодному привлечению рядом развитых стран иностранных рабочих, но при этом, максимально ограничивая и даже запрещая эмиграцию своих граждан.[1] Также в рамках данного подхода рассматриваются:
- классическая концепция (Е. Равенштейн, А. Льюис, Дж. Фей, Г. Ранис), согласно которой избыточные трудовые ресурсы мигрируют из сельских районов в более развитые урбанизированные районы;
- неоклассическая концепция (Дж. Харрис, М. Тодаро) указывает на международные различия в уровнях оплаты труда мигрантов;
- концепция новой экономической миграции (О. Старк, Д. Блум), согласно которой миграция рассматривается как стратегия семьи, направленная на уменьшение риска связанного с резкими колебаниями в уровне заработных плат и на преодоление низких производственных возможностей. В отличие от неоклассической теории, сторонники данной концепции считают, что решение о миграции принимается не самостоятельно индивидом, а коллегиально, совместно с другими членами семьи, при этом остальные члены домохозяйства не меняют место жительства и работы.
Социальный подход, связан с адаптацией мигрантов к новым условиям жизни. В этой связи будет интересна теория трехстадийности миграционного процесса (Заславская Т.И., Рыбаковский Л.Л.), согласно которой:
- на первой (подготовительной) стадии происходит формирование миграционной подвижности, определенных миграционных установок, психологической готовности к переселению. Миграционная подвижность - это такое состояние, которое характеризует способность личности к миграции, сформировавшуюся, вследствие накопления миграционного опыта. Последний включает совокупность перемещений, в которых участвовал бывший мигрант;
- на второй (основной) стадии наблюдается собственно переселение населения, основную долю которых составляют лица трудоспособных возрастов (выше доля одиноких молодых людей, не состоящих в браке);
- на третьей стадии наблюдается процесс приживаемости мигрантов.[2]
Отечественный ученый, экономист - демограф С.В. Рязанцев раскрывает понятие приживаемости как «.. .объективный социальный процесс изменения сложившегося образа жизни посредством совершенствования новой социальной среды через социальную деятельность».[3] При этом отметим, что термин «приживаемость» содержательно отличается от термина «адаптация».
Рассмотрим подробнее проблему адаптации мигрантов в России.
1.2. Функции государственных и муниципальных финансов
Проблема адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество приобретают все большую актуальность для России, которая является одной из самых крупных принимающих стран в мире. Можно выделить два наиболее крупных иммиграционных потока в Российскую Федерацию: трудовую и учебную миграцию. По данным ООН, если в 2000 г. в мире насчитывалось 175 млн. мигрантов, в 2005 г. - 200 млн., а по прогнозам Международной организации по миграции в 2050 г. в мире будет около 230 млн. мигрантов.[4]
В этой связи можно утверждать, что XXI век является веком глобальной миграции.
Тема адаптации мигрантов четко прослеживается в научной литературе, в частности, в следующих научных концепциях и теориях.[5]
В Концепции общемировой миграционной системы (И. Валлерстейн) процесс миграции объясняется как процесс, вызванный экономическим и политическим неравенством различных субъектов (стран, регионов, индивидов, предприятий), когда более сильные субъекты определяют направленность миграционных потоков в выгодном им направлении. Таким образом, согласно данной концепции причиной миграции является не только разница в уровне оплаты труда, но и общие условия экономического неравенства в разных зонах.
В Теории солидарности в миграционном сообществе (Барсукова С.Ю.) отмечается связь между солидарностью и социальной идентичностью, несмотря на то, что понятия «идентичность» и «солидарность» не являются тождественными. Так, по мнению Барсуковой С.И., идентичность есть процесс выделения себя из среды других, иных, чужих, многих, а солидарность базируется на дуализме «мы» и «они» и возникает в результате сочетания следующих моментов[6]:
- жизненные обстоятельства, присущие группе, осознаются как неблагоприятные;
- характер несчастий объясняется универсальным для группы;
- находятся «виновные» в создавшемся тягостном положении;
- ситуация получает публичную интерпретацию, приобретает устойчивую дискуссионную форму.
Таким образом, С.Ю. Барсукова определяет солидарность как особый тип социального взаимодействия, при котором действует принцип «единства социальной крови» - помощь окажется плохому «своему», а не хорошему «чужому».
Значимыми факторами, обусловливающие мигрантскую солидаризацию являются прежде всего проблемы мигрантов, связанные с их дискриминацией на рынке труда, ущемлением политических и гражданских прав, степенью культурной и лингвистической дистанции между мигрантами и аборигенами, что безусловно приводит к чувству принижения и угнетения.
Вопрос об интеграции мигрантов в российское общество является одним из важных элементов государственной миграционной политики Российской Федерации.
В этой ситуации приобретает важное значение формирование эффективной миграционной политики, которая бы позволила регулировать миграцию в национальных интересах России. В настоящее время на регулирование миграционных процессов направлена, прежде всего, Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 г. № Пр-1490, целью которой является, в том числе, совершенствование миграционного законодательства в части модернизации механизма определения потребности российской экономики в иностранных работниках.[7]
Вопрос упорядочения иностранной трудовой миграции поднимался также в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г.[8]
Одним из поручений Президента России по реализации данного Послания стала разработка законодательных мер, направленных на предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям права привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, предусмотрев ограничение действия патента на осуществление трудовой деятельности территорией одного субъекта Российской Федерации и предоставление субъекту Российской Федерации полномочий по изменению размера соответствующего фиксированного платежа. Такое заявление указывает на последовательность действий в миграционном законодательстве России, которые направлены в том числе и на решение проблем самих мигрантов.
В частности, отметим, что на решение языковой проблемы - низкого уровня владения русским языком или незнанием его вообще, были внесены изменения в действующее российское законодательство, согласно которым мигранты в обязательном порядке проходят государственный тест на знание русского языка.[9]
Полагаем, что основную ставку в вопросах привлечения мигрантов в Россию следует делать на молодых людей в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС), а также Абхазии, Грузии, Южной Осетии, стран Балтии.
В этой связи необходимо отметить, что в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию, в 2014 году законодательством Российской Федерации предоставлена возможность участия иностранных граждан в проведении Единого Государственного Экзамена (далее - ЕГЭ), для которых ЕГЭ не является ГИА, а дополнительной опцией для поступления в российские ВУЗы.
По данным Главэкспертцентра в 2015 году для сдачи ЕГЭ в основную волну (26 мая-15 июня) подано - 795 заявлений из Армении (166), Казахстана (394), Кыргызстана (32), Таджикистана (125), Туркменистана (78).[10]
Количество желающих сдавать ЕГЭ в дополнительный период составило 341 человек, в том числе из стран Казахстана (13), Кыргызстана (76), Латвии (5), Молдовы (232) и Таджикистана (15).[11]
Президент В.В. Путин утверждает: «Все это должно дать возможность талантливым молодым людям из стран Содружества поступать в наши высшие учебные заведения».[12]