Файл: Деятельность Банка России, как национального мегарегулятора.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
Глава 2. Деятельность Банка России, как национального мегарегулятора
2.1 Характеристика ситуации в экономике и денежно-кредитной сфере
Начало сентября выявило наличие двух – по сути разнонаправленных – трендов в российской экономике. Один проявляется в обнародовании планов все новых и новых, преимущественно инфраструктурных, мегапроектов. Другой – сначала в публичном признании Банком России возможности повышения ключевой ставки, а затем и принятии такого решения по итогам заседания 14 сентября 2018 года. Ставка была повышена до 7,5% (на 0,25%) и будет оставаться такой, минимум до следующего заседания (до 26-го октября 2018).
Оба тренда вызваны требованиями экономической реальности, но порождают определенные опасения. Хотя дефицит развитой инфраструктуры – факт, который не нуждается в доказательствах, большинство лоббируемых мегапроектов страдает дефицитом убедительной аргументации. Либо триллионные инвестиции планируются с расчетом на крайне шаткую конъюнктуру и опираются на самые оптимистические, из всех возможных, прогнозы. Либо оказывается, что итоговое влияние огромных строек на развитие экономики заканчивается, по сути, с окончанием самих строек.
На этом фоне возможное ужесточение политики регулятора (после периода ее постепенного смягчения) вряд ли облегчит доступ к деньгам на внутреннем рынке, к чему многие, естественно, призывали в условиях ограничения доступа к ним на внешнем. Разнонаправленность заключается в том, что ожидания субсидируемых государством кредитов либо прямой бюджетной поддержки масштабных проектов будут по инерции нарастать, несмотря на вновь появляющиеся финансовые риски. Географически близкий России пример Турции в режиме онлайн демонстрирует, чем для вполне успешной экономики заканчивается кредитная накачка при нежелании своевременно корректировать монетарную политику (и конкретно – повысив ставку).
В банковском секторе, судя по результатам первых 7 месяцев этого года, прибыль несколько сократилась – в основном из-за возобновившегося роста резервов на возможные потери. Однако стала очевидной основная положительная для данного сектора тенденция – восстановление прибыли регулярных банковских операций. Главную роль сыграл рост чистых процентных доходов банков. До конца текущего года, полагают, наши эксперты, динамика банковской прибыли будет определяться прежними факторами – процентной политикой ЦБ, процессом оздоровления крупных банков и динамикой курса рубля. Если Банк России до конца 2018 г. повысит ключевую ставку, то выдаваемые новые кредиты все равно останутся на 2–3 п.п. дешевле, чем в прошлом году, а стоимость привлеченных средств может вырасти для банков из-за конкуренции за привлекаемые ресурсы. Если же ставка сохранится на нынешнем уровне, то структура процентных доходов тоже вряд ли изменится, не будет значительным и влияние на общий финансовый результат банковского сектора.
В таком контексте вполне актуальным выглядит экспертный анализ внешнего долга России на предмет возможных угроз ее финансовой стабильности. До 2008 г. экономический рост в РФ сопровождался быстрым накоплением внешней задолженности. Глобальный экономический кризис 2008–2009 гг., приведший к значительному падению цен на основные товары российского экспорта и масштабному оттоку капитала из России, остановил накопление внешнего долга. Рост внешней задолженности возобновился в 2012–2014 гг., однако был прерван новым кризисом. Вследствие резкого падения курса рубля и погашения задолженности в условиях сужения возможностей по привлечению новых займов внешний долг за два последних года сократился примерно на 200 млрд долл., (почти на 30%) и в настоящее время примерно соответствует уровню десятилетней давности (рис. 1).
Традиционно основная часть внешнего долга РФ приходится на задолженность частного нефинансового сектора. Причем его доля постепенно растет: если десять лет назад она незначительно превышала 50%, то сейчас достигает 68%. Этот сектор экономики привлекает зарубежное финансирование преимущественно в виде кредитов и депозитов либо долговых обязательств перед прямыми инвесторами. Банковский сектор аккумулирует внешний долг в основном в виде текущих счетов и депозитов, что составляет примерно 90% от суммарной задолженности банков перед нерезидентами.
Рисунок 1. Внешний долг РФ в 2007–2018 гг.[1]
Внешний государственный долг России на всем рассматриваемом периоде оставался небольшим и на 1 июля 2018 г. не превышал 50 млрд долл. Причем за II квартал текущего года – в связи с опасениями по поводу введения новых санкций против РФ – вложения нерезидентов в российские государственные ценные бумаги сократились примерно на 10 млрд долл.
Вместе с тем следует учитывать высокую роль государства в российской экономике. Несмотря на формально н значительный внешний государственный долг, задолженность компаний, в которых доля государства превышает 50% капитала, составляет значительную величину. Так, на 1 апреля текущего года из 105 млрд долл. внешнего долга банков 72 млрд долл. (69%) приходилось на контролируемые государством финансовые организации. Для нефинансового сектора это соотношение составляет 107 млрд из 338 млрд долл. (32%). Высокое значение для банковского сектора объясняется доминированием в нем банков с государственным участием.
Таким образом, с учетом контролируемых государством компаний внешний долг госсектора в расширенном определении достигает 255 млрд. долл., или 49% всего внешнего долга по сравнению с 77 млрд долл. (15% общей величины долга) задолженности органов государственного управления и Центрального банка. С одной стороны, это означает меньшую премию за риск, которую должны платить многие крупные российские компании, близкую к премии за страновой риск РФ. С другой, такую структуру задолженности необходимо учитывать при анализе устойчивости долговой политики государства. Статистика внешнего долга также хорошо иллюстрирует рост доли государства в экономике: на начало 2007 г. отношение внешнего долга контролируемых государством компаний к общей величине долга составляло 28%, а на начало 2018 г. – 35%.
Важной характеристикой долга является его срочность. На 1 апреля текущего года из 520 млрд. долл. общей величины внешней задолженности 28 млрд составляет задолженность до востребования, 89 млрд предстоит выплатить в течение 1 года, 51 млрд – в промежутке от года до двух лет и 284 млрд должно быть погашено на горизонте свыше двух лет. Еще по 67 млрд долл. график погашения либо не определен, либо отсутствует. Внешний долг Банка России вполне ожидаемо является наиболее краткосрочным, а самый длительный срок погашения предусмотрен по внешним долговым обязательствам органов государственного управления: доля задолженности к погашению на горизонте свыше двух лет в общей задолженности этого сектора превышает 93%.
Анализ валютной структуры внешнего долга говорит о том, что в на-стоящее время примерно четверть приходится на обязательства в национальной валюте. Эта доля не сильно менялась на протяжении рассматриваемого промежутка времени, снижаясь в периоды ослабления рубля, но затем вновь увеличиваясь. Обязательства в рублях играют наиболее значимую роль в задолженности органов государственного управления, достигая 70%. Это обусловлено значительными вложениями нерезидентов в ОФЗ, номинированные в российских рублях. Соответственно для остальных институциональных секторов обязательства в рублях (без учета долговых обязательств перед прямыми инвесторами) составляют от 18% для банков до 21% для нефинансового сектора, а по долговым обязательствам предприятий прямого инвестирования – 24%.
При анализе размера и динамики внешнего долга ключевым является вопрос его устойчивости, так как непомерный внешний долг и/или значительные расходы на его обслуживание не раз становились причиной кризисов, как в развитых, так и в развивающихся странах. Однако для России эти показатели остаются вполне благоприятными. Так, отношение внешнего долга к ВВП и к экспорту товаров и услуг на конец I квартала не превышало 32 и 120% соответственно, что по международным меркам является незначительным и с учетом пороговых значений МВФ говорит о средней степени риска. Однако в силу того, что российский внешний долг является достаточно краткосрочным, соотношение платежей по внешнему долгу в течение ближайшего года и ВВП, а также экспорта товаров и услуг равняется 8 и 32% соответственно, что уже означает достаточно высокую степень риска. В то же время с учетом значительных международных резервов РФ, более чем в три раза превосходящих величину предстоящих в течение года платежей по внешнему долгу, российский внешний долг можно признать вполне устойчивым и не вызывающим опасений.
При этом важно отметить, что привлекаемые у нерезидентов средства могут быть важнейшим источником финансирования инвестиций и экономического роста. С учетом необходимости решения задачи повышения темпов экономического роста России до уровня, превышающего среднемировой, и ограниченности внутренних источников роста внешние заимствования могут стать необходимыми. В связи с этим их стагнация на протяжении последних лет является неблагоприятным сигналом. Он свидетельствует, как о нежелании нерезидентов финансировать российские компании в условиях медленного роста экономики и увеличения геополитических рисков, так и об отсутствии новых прибыльных проектов, для инвестиций в которые российские экономические агенты были бы готовы занимать за рубежом.
Возвращение годовой инфляции к 4% происходит несколько быстрее, чем предполагалось ранее. темп прироста потребительских цен повысился с 2,3% в июне до 3,1% августе. В наибольшей мере это было связано с повышением годового темпа прироста цен на продовольственные товары на фоне продолжающегося исчерпания избыточного предложения на отдельных продовольственных рынках, которое продолжится и до конца 2018 года. При этом произошедшее ухудшение внешних условий усилило инфляционные риски и привело к пересмотру прогноза инфляции, согласно которому годовые темпы прироста потребительских цен составят 3,8 – 4,2% к концу 2018 года.
В ближайшие месяцы продолжится подстройка цен товаров и услуг и инфляционных ожиданий к произошедшему с начала года ослаблению рубля, а также предстоящему повышению НДС.
Ослабление рубля произошло под воздействием снижения спроса на активы стран с формирующимися рынками, а также усиления санкционной риторики в отношении России. Несколько сдерживали это ослабление относительно высокие цены на нефть.
В условиях повышенной волатильности на валютном рынке Банк России принял решение не осуществлять покупку иностранной валюты на рынке иностранной валюты в рамках реализации механизма бюджетного правила до конца 2018 года. Решение о возобновлении регулярных покупок иностранной валюты на внутреннем рынке будет приниматься с учетом фактической обстановки на финансовых рынках. Решение об отложенных в 2018 г. покупках иностранной валюты на внутреннем рынке будет приниматься после возобновления регулярных покупок. Отложенные покупки могут быть осуществлены в течение 2019 года и последующих лет.
Несколько сдерживала ослабление рубля в рассматриваемом периоде динамика цен на нефть. Цены энергоносителей сохранялись выше уровней, заложенных в базовый и альтернативный сценарии в июньском Докладе о денежно-кредитной политике. Это обусловлено как ростом глобального спроса, так и факторами со стороны предложения.
Рисунок 2. Доходность на рынке облигаций[2]
Денежно-кредитные условия несколько ужесточились в основном за счет ухудшения внешних условий. Произошел значительный сдвиг вверх кривой доходности государственных облигаций. Началось повышение процентных ставок по банковским операциям. Повышение ключевой ставки Банка России будет способствовать сохранению положительных реальных процентных ставок по депозитам, что поддержит привлекательность сбережений и сбалансированный рост потребления.
За прошедший период кривая доходности на финансовом рынке существенно сместилась вверх под влиянием внешних факторов. наблюдавшийся отток средств иностранных инвесторов с рынка ОФЗ происходил в условиях переоценки рисков вложений в страны с формирующимися рынками, а также усиления санкционной риторики в отношении России.
В II квартале банки по-прежнему придерживались осторожной кредитной политики, особенно в сегменте корпоративного кредитования. Продолжали действовать сложившиеся в предшествующие периоды достаточно жесткие требования к заемщикам, прочие неценовые условия кредитования также не изменялись. Исключением был лишь сегмент потребительского кредитования, на котором ряд банков увеличил максимальную сумму по кредиту и расширил спектр кредитных продуктов, предлагаемых заемщикам. Одной из причин
Рисунок 3. Процентные ставки (% годовых)
Такой кредитной политики банков может быть сохраняющаяся конкуренция за наиболее надежных физических лиц – заемщиков и сохранение более жестких условий кредитования на рынке потребительских кредитов в сравнении с ипотечным, что обеспечивает определенный «запас прочности» для смягчения условий кредитования. Поскольку в краткосрочной перспективе можно ожидать увеличения процентных ставок, в ближайшие месяцы условия кредитования могут ужесточиться, что несколько сдержит рост кредитной активности.
На фоне роста потребительского спроса и доходов происходило уверенное расширение розничного кредитования. Годовой темп прироста требований банковской системы к населению по итогам года, по оценкам Банка России в рамках базового сценария, составит 19 – 22%. Он будет поддерживаться динамикой доходов и постепенным увеличением долговой нагрузки.
Пересмотр Росстатом данных по промышленности с 2016 г. по I квартал 2018 г. не меняет взгляда Банка России на влияние деловой активности на инфляцию как в ретроспективе, так и на прогнозном горизонте. В рассматриваемый период продолжалось расширение потребительской активности, которое не опережало возможности предложения и не создавало избыточного про-инфляционного давления.