Файл: Становление и развитие теории государственных и муниципальных финансов.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность государственных и муниципальных финансов и их функции
1.1. Сущность государственных и муниципальных финансов
1.2. Функции государственных и муниципальных финансов
2. Финансы и общественное развитие
2.1. Роль государственных и муниципальных финансов в развитии
2.2. Влияние государственных и муниципальных финансов на экономику
Согласно нашим исследованиям именно эта категория мигрантов имеет наиболее сильные мотивации на проживание и работу в России, существенный потенциал и возможности адаптации на рынке труда и в российское общество, а также значительное сходство с населением России с точки зрения культурных и ментальных характеристик. Хотя это не исключает и возможности привлечения молодых мигрантов из ряда стран Азии, близких нам в историческом и культурном отношении (например, Вьетнам, Сирия, Ирак, Иран, Иордания и пр.).
Для этого необходимо наладить совместную системную работу органов регулирования миграции и органов по делам молодежи России и стран СНГ, руководствуясь международными нормативными правовыми актами, в частности Стратегией международного молодёжного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года, утвержденной в декабре 2010 г. главами государств-участников СНГ (далее - Стратегия).
В контексте данной Стратегии необходимо обозначить приоритеты и направления миграционной политики, направленной на привлечение молодых мигрантов на российский рынок труда и их интеграции в российской общество. Среди ключевых направлений должны быть:
- разработка специальных программ развития образовательного обмена и стажировок студентов и школьников между высшими, средними специальными и средними учебными заведениями в России и странах потенциальных донорах молодых иммигрантов в Россию;
- поддержка филиалов российских вузов, работающих в странах СНГ - основных донорах молодых мигрантов для России;
- увеличение квот для обучения молодых людей из стран - доноров в российских вузах и научных учреждениях для продолжения обучения в магистратуре, аспирантуре и докторантуре;
- распространение и продвижение русского языка как средства формирования установок на миграцию в Россию в странах - донорах молодых мигрантов через распространение учебников, литературы, фильмов, телевизионных программ, компьютерных игр;
- развитие научного обмена аспирантов, преподавателей и ученых научных учреждений и вузов России и вузов стран - доноров молодых мигрантов;
- стимулирование программ обучения русскому языку молодых мигрантов из стран СНГ, работающих в России на базе центров адаптации и интеграции мигрантов и при поддержке работодателей (эксперимент проводит в настоящее время ФМС на базе двух центров);
- упрощение порядка получения российского гражданства выпускникам российских вузов.
Таковы особенности миграции в настоящее время.
Далее перейдем к анализу существующей системы управления миграцией.
2. Финансы и общественное развитие
2.1. Роль государственных и муниципальных финансов в развитии
Проведенный нами анализ показал, что одной из характерных особенностей сложившейся системы мер в области управления межгосударственными территориальными перемещениями населения стал ее двойственный характер.
При этом на современном этапе двойственный характер миграционной политики отчетливо проявляется на трех уровнях[13]:
- на глобальном (мировом) уровне - как результат противоречий между интересами различных факторов системы международных отношений (развитых и развивающихся стран, международных организаций и отдельных государств);
- на региональном уровне (уровне интеграционных объединений) - как существование противодействующих тенденций либерализации миграционных режимов внутри интеграционных объединений и одновременного ужесточения миграционной политики по отношению к гражданам третьих стран;
- на национальном уровне (уровне отдельных государств) - как противоречие между социально-демографическими и экономическими интересами, с одной стороны, и соображениями национальной безопасности - с другой.
При этом особое звучание приобретает противоречие между мигрантами и принимающими государствами, предпринимателями и обществом в целом. Это особенно важно иметь в виду, поскольку в последние годы получает развитие политика интеграции мигрантов в развитых странах мира, которая может проводиться как на региональном, так и на национальном уровнях.
Основу нормативной базы по вопросам управления миграционными процессами на межгосударственном уровне составляют международные договоры, соглашения, рекомендации и другие нормативно-правовые акты, которые принимаются на различных заседаниях и конференциях, проводимых под эгидой ведущих международных организаций, прежде всего Организации Объединенных Наций и ее подразделений (ЮНФПА, ЮНКТАД, УВКБ ООН, ПРООН и др.), Международной организации по миграции и Международной организации по труду. При этом необходимо отметить, что на глобальном уровне в настоящее время нет общемирового миграционного режима.[14]
Среди глобальных конференций особое место принадлежит Всемирным конференциям ООН, имеющим межправительственный статус. По вопросам народонаселения было проведено три таких конференции (в 1974 г. в Бухаресте, в 1984 г. в Мехико и в 1994 г. в Каире), на которых были приняты два основополагающих документа, содержащих концептуальные подходы к управлению процессами миграции: Всемирный план действий в области народонаселения (1974 г.) и Программа действий в области народонаселения и развития (1994 г.).
Во Всемирном плане действий в области народонаселения, в частности, указывается, что «для некоторых стран миграция может стать, при определенных обстоятельствах, инструментом демографической политики... по крайней мере, два типа миграции представляют значительный интерес для многих стран в мире: миграции трудящихся-мигрантов с низкой квалификацией и миграции высококвалифицированных рабочих и специалистов».[15]
В числе значимых рекомендаций в сфере управления миграцией во Всемирном плане действий в области народонаселения (Ibid.) можно выделить следующие:
- правительства и международные организации должны прежде всего стимулировать добровольные межгосударственные миграции;
- правительствам рекомендуется проводить двусторонние и/или многосторонние консультации с целью гармонизации их политики в области управления международной миграцией;
- страны, принимающие мигрантов, должны обеспечить надлежащее медицинское обслуживание и услуги социального обеспечения для мигрантов и членов их семей, должны гарантировать их физическую безопасность;
- в отношении трудящихся-мигрантов правительствам следует принять меры по предотвращению их дискриминации на рынке труда и в обществе, защите прав человека и борьбе с предрассудками в их отношении, устранению препятствий на пути воссоединения их семей;
- правительствам следует иметь в виду гуманитарные соображения в отношении нелегальных мигрантов;
- необходимо принять меры по разработке национальной и международной политики, направленной на предотвращение «утечки умов».
На Международной конференции по народонаселению 1984 г. были проанализированы промежуточные десятилетние итоги и предложены новые рекомендации по дальнейшему проведению в жизнь Всемирного плана действий в области народонаселения в сфере международной миграции.
В том числе были предложены следующие рекомендации[16]:
- принимающие страны должны реализовать меры для защиты основных прав человека для всех мигрантов на их территории, обеспечить уважение к их культурной идентичности;
- должны быть приняты меры в целях содействия взаимной интеграции иммигрантов и населения принимающих стран;
- правительствам принимающих стран следует учитывать не только экономические и социальные интересы собственных стран, но и вопросы благополучия мигрантов и их семей, а также демографические последствия миграции;
- правительствам принимающих стран предлагается рассмотреть вопрос о принятии мер по содействию нормализации семейной жизни зарегистрированных трудящихся-мигрантов в принимающих странах через воссоединение семей;
- при разработке законов и нормативных актов, направленных на ограничение нелегальной миграции, содержащиеся в них меры должны распространяться не только на нелегальных мигрантов, но и на тех лиц, которые стимулируют нелегальную миграцию и содействуют ей;
- правительства и международные организации должны стремиться найти долгосрочные решения проблем, связанных с беженцами и перемещением беженцев, и работать в направлении устранения причин этих проблем.
В Программе действий в области народонаселения и развития, принятой в 1994 г. и рассчитанной на следующие 20 лет (Программа. 1994), международной миграции отдельно посвящена X глава. В ней, в частности, указывается, что эффективная политика в области миграции должна строиться с учетом ограниченных экономических возможностей принимающей страны, влияния миграции на принимающее общество и ее воздействия на страны происхождения.
Среди рекомендаций в сфере миграционной политики в Программе действий в области народонаселения и развития 1994 г. были предложены, в частности, следующие:
- правительствам принимающих стран предлагается рассмотреть возможность использования определенных форм временной миграции. в целях повышения квалификации граждан стран происхождения, особенно развивающихся стран и стран с переходной экономикой;
- правительствам рекомендуется обмениваться информацией о своей политике в области миграции и правилах, регулирующих въезд и пребывание мигрантов на их территории;
- правительствам предлагается рассмотреть возможность ратификации Международной конвенции о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей;
- правительствам принимающих стран рекомендуется рассмотреть возможность распространения на зарегистрированных мигрантов и членов их семей одинакового по сравнению со своими гражданами обращения в плане осуществления основных прав человека, принять соответствующие меры, с тем чтобы избежать любых форм дискриминации в отношении мигрантов;
- правительства принимающих стран должны обеспечивать защиту мигрантов и членов их семей;
- правительствам как принимающих стран, так и стран происхождения следует принимать эффективные санкции против лиц, организующих незарегистрированную миграцию, эксплуатирующих незарегистрированных мигрантов или занимающихся торговлей незарегистрированными мигрантами;
- правительствам стран происхождения и принимающих стран следует искать удовлетворительное и долгосрочное решение проблем, порождаемых незарегистрированной миграцией, путем проведения двусторонних или многосторонних переговоров, в том числе относительно заключения соглашений о реадмиссии;
- направлен настоятельный призыв к правительствам соблюдать нормы международного права применительно к беженцам.[17]
Таким образом, предложенные на Всемирных конференциях по народонаселению рекомендации отражают тот факт, что миграция может способствовать формированию нового международного экономического порядка; признается, что необходимым условием для реализации положительного вклада миграции в развитие является эффективная миграционная политика.
Рекомендации по совершенствованию управления миграцией содержатся и в решениях других всемирных конференций и саммитов, в том числе Всемирных конференций ООН по вопросам окружающей среды и развития (Рио-де-Жанейро, 1992 г.; Йоханнесбург, 2002 г.); Международной конференции по правам человека (Вена, 1993 г.); Всемирного саммита по вопросам социального развития (Копенгаген, 1995 г.); IV Международной конференции по проблемам женщин (Пекин, 1995 г.); Всемирной конференции по проблемам расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости (Дурбан, 2001 г.); Всемирного саммита (Нью-Йорк, 2005 г.).
Еще одним важным мероприятием межправительственного характера стала Бернская инициатива, с которой в 2001 г. выступила Швейцария и которая определила направление на упрочение сотрудничества между государствами с целью совершенствования управления миграцией на национальном, региональном и глобальном уровнях. Важнейшим результатом Бернской инициативы стала разработка Международной программы по управлению миграцией, в которой содержится ряд общих рекомендаций по созданию сбалансированного и всестороннего подхода к управлению миграционными процессами.[18]
Опубликованный Департаментом по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН в 2006 г. «Сборник рекомендаций по вопросам международной миграции и развития» характеризует, в какой степени принятые на международных конференциях и саммитах документы способны служить ориентиром для правительств в плане содействия выработке совместных инициатив в области управления международной миграцией.[19]