Файл: Методы исследования и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1. Понятие, виды и способы измерения и анализа психофизиологичеких нагрузок персонала
1.1. Предмет и задачи психофизиологии профессиональной деятельности
1.2. Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок
1.3. Психофизиологические нагрузки современных учителей
Глава 2. Эмпирическое исследование психофизиологических рабочих нагрузок учителей
2.1. Организация и методики исследования
-у 5 человек из 30(16,67%) есть аллергии, которые в основном расположены в области кистей рук, что объясняется частым соприкосновением с мелом, а у учителей химии работой с реактивами;
-у 2 человек (6,67%) есть астма, что объясняется частым нахождением в закрытых помещениях, нехваткой кислорода, и работой с реактивами у учителей химии;
-у 3 человек (10%) наблюдаются ухудшение слуха, что обусловлено нагрузкой на уши во время перемен;
-у 14 человек (46,67%)повышен холестерин в крови, что обусловлено частым пребыванием в стрессовых ситуациях, а также пагубное действие на кровь оказывает неправильное питание;
- у 29 человек из 30(96,67%) есть заболевания сердечно-сосудистой системы (варикозное расширение вен, ишемическая болезнь, атеросклероз, аритмия, тахикардия, брадикардия, гипертония, гипотония). Это самая распространенная группа заболеваний среди учителей. Появление заболеваний сердечно-сосудистой системы обусловлено малой подвижность, напряженными статическими позами, психическими и эмоциональными нагрузками, напряжением одних и тех же областей коры головного мозга, что провоцирует резкий прилив крови к одним и тем же участкам в мозге . У 25 человек, что составляет 83.33% всей выборки, есть именно варикозное расширение вен нижних конечностей, так как учителя часто стоят у доски, или сидят на стуле в одной позе.
Изучив и проанализировав медицинские карты по диспансеризации учителей, принимающих участие в исследовании, можно сделать вывод о том, что психофизиологические нагрузки оказывают пагубное воздействие на организм учителей, оказывая влияние на все системы организма. При этом на третьем месте находятся заболевания желудочно-кишечного тракта (50%), на втором месте стоят неврозоподобные состояния (66,67%), а на первом месте-заболевания сердечно-сосудистой системы (96,67%). Самым распространенным заболеванием оказалось варикозное расширение вен нижних конечностей-83,33% всей выборки.
Анализ результатов исследования по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
В работе использовалась печатная версия методики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко с бланками для ответов.
Для получения более достоверного результата исследование проводилось в конце второй четверти в конце рабочей недели в пятницу. Когда педагоги уже отработали большой промежуток времени с начала учебного года, и им предстоит выставлять оценки в полугодии, заниматься с неуспевающими учениками и организовывать праздничные мероприятия, связанные с предстоящими праздниками.
Основным предположением, на которое был сделан упор во время проведения исследования- тяжелые психофизиологические рабочие нагрузки учителей способствуют эмоциональному выгоранию.
Для анализа результатов по данной методике сначала у каждого испытуемого подсчитывались в соответствии с ключом баллы по каждому из двенадцати симптомов, каждому из симптомов присваивалась категория (не сложившийся симптом, складывающийся симптом, сложившийся симптом). Потом подсчитывалось количество людей по каждому симптому с определенной категорией и высчитывался процент от всей выборки. После анализа четырех симптомов, которые входят в одну фазу, проводится анализ результатов фазы. При этом вычисляется какой симптом является доминирующим для данной фазы, у скольких испытуемых в процентном соотношении конкретная фаза является не сформировавшейся, сформировавшейся или находится в стадии формирования.
Первыми исследовались симптомы, входящие в фазу «Напряжение».
При анализе симптома «Переживание психотравмирующих обстоятельств» оказалось, что у 7 из 30 учителей, что составляет 23% от всей выборки, этот симптом является складывающимся. А у 12 человек, что составляет 53% от всей выборки, данный симптом является сложившимся. И лишь у 24% этот симптом не сложившийся. При этом 14 учителей (47%) ответили утвердительно на вопрос, который судьи оценили в 10 баллов (он является самым показательным в симптоме), а именно «На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки».
В симптоме «Неудовлетворенность собой» нет ни одного человека с категориями «складывающийся симптом» или «сложившийся симптом», что соответственно составляет 0%. У всех испытуемых данный симптом является «не сложившимся».
В симптоме «Загнанность в клетку» так же нет ни одного человека с категориями «складывающийся симптом» или «сложившийся симптом» (0%). У всех испытуемых этот симптом относится к категории «не сложившийся».
При анализе симптома «Тревога и депрессия» оказалось, что нет ни одного человека, у которого этот симптом был бы «сложившимся». У 15 учителей, что составляет 50%, это симптом получил категорию «складывающийся». У 50% испытуемых он соответственно является «не сложившимся симптомом».
Таким образом при анализе фазы «Напряжение» в ней можно выделить доминирующий симптом «Переживание психотравмирующих обстоятельств», который в свою очередь формирует у учителей чувство страха и тревоги. При подсчетах данная фаза является в стадии формирования у 16 человек, что составляет 53%. Соответственно у 47% испытуемых эта фаза не сформирована.
Далее исследуются все симптомы, входящие в фазу «Резистенция».
При подсчете баллов симптома «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» у 25 учителей из 30, что соответствует 83%, данный симптом соответствует категории «сложившийся»; еще у 3(10% от всей выборки) человек соответствует категории «складывающийся симптом». И лишь у 7% педагогов данный симптом относится к «не складывающемуся». При этом 25 (77% всей выборки) человек ответили утвердительно на показательный вопрос для данного симптома, а именно «Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания».
При анализе симптома «Эмоционально-нравственная дезориентация» у 9 педагогов, что составляет 30% от выборки, данный симптом относится к категории «складывающийся симптом». У 70% человек этот симптом «не сложившийся». Соответственно у 0% он «сложившийся».
При изучении симптома «Расширение сферы экономии эмоций» выяснилось, что для 19 педагогов, что соответствует 63% всей выборки, данный симптом данный симптом находится в категории «сложившийся»; еще у 5 человек (17%) относится к категории «складывающегося симптома». Соответственно у 20% преподавателей данный симптом «не сложившийся». При этом на самый показательный вопрос, а именно «Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше», 14 человек (47%) ответили утвердительно.
При анализе симптома «Редукция профессиональных обязанностей», оказалось, что у 28 педагогов, что соответствует 93% всей выборки, данный симптом является «сложившимся» и у 2 педагогов (7%) данный симптом «складывающийся». И нет ни одного педагога у которого этот симптом был бы «не складывающимся». При этом на показательный вопрос «если предоставляется случай, я уделаю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил» ответили утвердительно все педагоги без исключения.
При подсчете баллов фаза «Резистенция» у 27 человек, что соответствует 90% всей выборки, оказалась «сформированной»; у 3 человек (соответственно 10%) данная фаза находится «в стадии формирования». В давнной фазе можно выделить три доминирующих симптома: «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «Расширение сферы экономии эмоций», «Редукция профессиональных обязанностей». Все три симптома являются «сложившимися». Сам термин «резистенция» означает замещение, формирование смысловых барьеров, желание выполнить минимум работы.
Далее анализируются симптомы, входящие в фазу «Истощение».
Анализируя данные, полученные по симптому «Эмоциональный дефицит», выяснилось, что у 17 человек, что соответствует 57%, он является «складывающимся симптомом»; у 13 человек (соответственно 43%) это «не сложившийся симптом», и ни у одного человека он не является «сложившимся симптомом».
При исследовании симптома «Эмоциональная отстраненность» у всех 30 преподавателей, соответственно 100%, является «не сложившимся симптомом».
После подсчетов баллов по симптому «Личностная отстраненность. Деперсонализация» у 11 человек из 30, что является 37% от всей выборки, данный симптом получил категорию «складывающегося»; у 19 учителей (соответственно 63%) данный симптом получил категорию «не сложившийся». Ни у одного человека он не является «сложившимся». Сам термин «деперсонализация» означает ощущение невозможности управлять своими действиями.
При исследовании симптома «Психосоматические и психовегетативные нарушения» 30 человек, что соответствует 100% всей выборки, получили категорию «сложившийся симптом». Ни у одного человека данный симптом не получил категорий «не сложившийся» или «складывающийся». При этом все 30 человек (100%) ответили утвердительно на вопрос наиболее показательный для симптома, а именно «Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства». Важно отметить, что 26человек из 30 (87%) набрали максимальный балл 30 по данному симптому.
При подсчете баллов в фазе «Истощение» у 24 человек из 30, что соответствует 805 всей выборки, находится «в стадии формирования». В данной фазе можно выделить один доминирующий симптом «Психосоматические и психовегетативные нарушения», который является определяющим проблему в данном критерии.
Проанализировав и обобщив все результаты данной методики диагностики уровня эмоционального выгорания, можно сделать вывод, что большинство педагогов работает в напряженной обстановке, а именно постоянно испытывают психологические или физические перегрузки; так как они работают в сфере общения с людьми (с начальством, другими педагогами, учениками и родителями учеников) они часто переживают психотравмирующие обстоятельства. В свою очередь такие нагрузки приводят к чувству тревоги и депрессии (в исследовании доказано, такое чувство есть у 50% испытуемых).
Чтобы адаптироваться к работе в таких условиях у педагогов включаются защитные психологические механизмы. Появляется неадекватное избирательное эмоциональное реагирование на коллег и учеников; тем, кто им не приятен, они стараются уделать мало времени. Чего делать педагог не имеет права, так как он обязан учить всех учеников одинаково. Они стараются ограничить общение с окружающими, им не хочется идти на контакт с людьми. Это относится даже к родственникам, а приходя с работы надо уделить время и внимание своей собственным детям; в дальнейшем такая холодность может привести к проблемам в семье.
От усталости учителям хочется побыстрее закончить все свои дела, поэтому они стараются сделать их не в полном объеме, что-то оставляют на следующий раз. Но тогда педагог может что-то плохо объяснить на уроке, рассказать не весь материал и дать его ученикам изучать самостоятельно. Это может привести к проблемам с успеваемостью, к жалобам со стороны учеников и их родителей, проблемам с начальством.
Чтобы сохранить энергию и не тратить силы, они стараются быть менее эмоциональными, не принимать проблемы учеников «близко к сердцу» (эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность).
Все эти обстоятельства приводят к эмоциональному выгоранию (выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия)[21].
Тяжелые психофизиологические нагрузки способствуют появлению психосоматических и психовегетативных нарушений (в данной выборке у 100% педагогов), следовательно- сильные нагрузки нарушают здоровье.
По результатам данной диагностики можно сделать вывод, что с педагогами нужно проводить психо-коррекционные мероприятия-изучать методы восстановления сил, энергии; учиться повышать настроение; обучаться медитациям.
Анализ результатов исследования по методике диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.
Для работы использовалась печатная версия методики диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки с бланками для ответов.
Для большей достоверности исследование проводилось в конце первого полугодия в конце рабочей недели в пятницу, когда учителя отработали большой промежуток времени с начала учебного года, впереди предстоит работа с отстающими учениками, выставление оценок за полугодие, накладываются дополнительные нагрузки из-за проведения в школе мероприятий, связанных с предстоящими праздниками; к тому же за такое длительное пребывание вместе уже сложились определенные отношения с конкретными учащимися, родителями и коллегами.
При проведении данного исследования предполагалось, что могут быть выявлены определенные виды агрессии, такие как вербальная агрессия , раздражение, возможно обида и аутоагрессия.
Для выявления преобладающих видов агрессии сначала у каждого испытуемого подсчитывалось количество баллов по каждому из восьми видов агрессии (физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, негативизм, раздражение, подозрительность, обида, аутоагрессия). Затем у каждого испытуемого с помощью бланка для ответов №2 все баллы по каждому виду агрессии складывались и умножались на определенный коэффициент, который указан в ключе. Именно этот балл считался окончательным для каждой шкалы агрессии. Следующим шагом высчитать по формулам индекс враждебности и индекс агрессивности для каждого участника. Так же найти средний показатель выборки по каждому виду агрессии. Затем сравнить полученные результаты всех по всем показателям, проанализировать результаты и выявить наиболее выраженные формы агрессии. После высчитываем средний показатель всей выборки индекса агрессивности и индекса враждебности.