Файл: Методы исследования и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Данная курсовая работа посвящена изучению методам измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала. Эта тема является актуальной на сегодняшний день, анализ психофизиологических нагрузок помогает организовать трудовую деятельность так, чтобы увеличить рабочую активность трудовой деятельности, повысить работоспособность сотрудников, при этом избежать психоэмоционального напряжения, сильного утомления, конфликтов, профессионального выгорания.

Предметом курсовой работы являются методики измерения и анализа психофизиологических нагрузок персонала.

Целью работы является изучение методик измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала и их применение в практике работы организаций.

Для написания работы была изучена литература: учебник «Психофизиология» под редакцией Ю.И. Александрова, «Психофизиология» Н.Н. Даниловой, «Общий психологический практикум» под редакцией С.А. Капустина, «Практическая психодиагностика» Д.Я. Райгородского и т.д. Литературные источники являются надежными, так как это учебные пособия и научные труды, изданные при различных университетах.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе освящены теоретические положения по теме. Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию и методам коррекции.

Гипотезой исследования является утверждение: чрезмерные психофизиологические рабочие нагрузки учителей оказывают негативное воздействие на здоровье, психоэмоциональное состояние, работоспособность педагогов.

Объектом исследования являются психофизиологические нагрузки педагогов.

Задачи исследования:

  1. Изучить научную литературу по данной теме;
  2. Провести анализ медицинских карт;
  3. Провести эмпирическое исследование по Методике диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
  4. Провести эмпирическое исследование по Методике диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки;
  5. Провести анализ полученных результатов;
  6. Обобщить результаты и сделать выводы.

Экспериментальная база исследования: в исследовании приняли участие 30 учителей МОУ «Лицей №26» г. Подольска.


Глава1. Понятие, виды и способы измерения и анализа психофизиологичеких нагрузок персонала

1.1. Предмет и задачи психофизиологии профессиональной деятельности

Во второй половине XX века на стыке естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений, предметом исследования которых стал труд человека. 

Основной задачей этих дисциплин является изучение и проведение исследований в области физиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, которые проявляются в конкретной трудовой деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности, определяют надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы[1].

В 1970-е гг. сформировались несколько видов основных исследований трудовой деятельности, среди которых выделилось так же и психофизиологическое направление. Психофизиологическое направление базируется на изучении функциональных состояний в процессе профессиональной деятельности (работоспособность, стресс, утомление, монотонность). В основе психофизиологии профессиональной деятельности лежит дифференциальная психофизиология – научная дисциплина, возникшая на стыке дифференциальной психологии и психофизиологии[2].

Задачами психофизиологии профессиональной деятельности являются:

  1. Составление рекомендаций и организация проведения психофизиологического отбора при приеме на работу в соответствии с требованиями к конкретной профессии[3];
  2.  Диагностика неблагоприятных психофизиологических состояний, прогнозирование на этой основе нарушений работоспособности;
  3. Психофизиологическое разработки профессионального обучения и подготовки кадров- разработка системы компенсации для недостаточно развитых профессиональных качеств, являющихся основными для определенной деятельности;
  4. Психофизиологическая реабилитация и коррекция состояний, вызванных психофизиологическими нагрузками на работе и приводящие к ухудшению здоровья работника;
  5. Психофизиологические основания эргономических требований и рекомендаций по учету характеристик человека его и ограничений при разработке технических средств деятельности и оптимальной внешней среды на рабочих местах с целью профилактики ошибок человека, обусловленных неблагоприятными психофизиологическими состояниями, такие как утомление, стресс, эмоциональные нарушения[4].

1.2. Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок

Для эффективной работы персонала, поддержания его работоспособности, сохранения от переутомления, охраны здоровья и предостережения от чрезмерных психоэмоциональных перегрузок нужно осуществлять измерение и анализ психофизиологических рабочих нагрузок трудовой деятельности[5]. Для этого важно понимать классификацию психофизиологических рабочих нагрузок.

Рабочая нагрузка является количественной характеристикой труда; это комплекс факторов, обусловливающих функциональное напряжение организма в процессе труда (включая средства труда, трудовые действия и условия окружающей среды)[6].

Оценка рабочей нагрузки включает в себя оценку:

-Длительности труда -количество времени, в течение которого выполняется трудовая деятельность (при непрерывной работе или при суммарной оценке периодов работы за сутки, неделю, месяц и т. д.).

-Интенсивности труда -количественная оценка рабочей нагрузки в единицу времени (оценивается по показателям, характеризующим тяжесть труда и напряженность труда[7]).

Признаками повышенной интенсивности труда являются следующие критерии:

-уменьшение времени на отдых в течение смены, суток, недели

-повышение физической или умственной нагрузки

-увеличение скорости рабочих движений

-уменьшение промежутка свободного времени при переходе от одной операции к другой, от одного движения к другому.[8]

В соответствии с Руководством "Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса" существует три вида рабочих нагрузок по характеру влияния на здоровье и условия труда:

  1. Оптимальные нагрузки соответствуют первому классу условий труда по тяжести и напряженности, сохраняется здоровье работников, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности;
  2. Допустимые нагрузки соответствуют второму классу условий труда, возможные изменения функционального состояния организма (напряжение, утомление) восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников;
  3. Вредные нагрузки соответствуют третьему классу условий труда по факторам тяжести и напряженности, оказывают неблагоприятное действие (перенапряжение) на организм работников.

По характеру деятельности существует два вида нагрузок: физические и умственные нагрузки[9].

Для измерения психофизиологических рабочих нагрузок персонала могут использоваться разные методы. Основными из них являются:

  1. Метод наблюдения: является традиционным и старейшим в психологии методом. Из их многообразия можно выделить группу методов наблюдения, которые можно считать исключительно психофизиологическими[10]. К ним относятся те методы, где удается фиксировать не просто поведенческие акты, но те признаки, которые отражают особенности протекания физиологических процессов при определенных психических состояниях или ситуациях поведения (например, при усиленной работе симпатического отдела нервной системы можно фиксировать покраснения кожи и учащенное сердцебиение);
  2. Тесты, используемые в психофизиологии профессиональной деятельности, являются так называемые батареи коротких тестовых испытаний, характеризующих психические процессы при решении соответствующих профессиональных задач. Основой для выделения этих психических процессов выступает профессиографический анализ деятельности;
  3. Электрофизиологические методы, которые являются на сегодняшний день основными методами регистрации физиологических процессов в психофизиологии, так как в физиологической активности клеток, тканей и органов особое место занимает электрическая составляющая. Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессы, и поэтому являются исключительно надежными, универсальными и точными показателями течения любых физиологических процессов (электроэнцефалография, магнитоэнцефалография, позитронно-эмиссионная томография, кожно-гальваническая реакция, электромиография, измерение артериального давления и ритма сердца, электрокардиограмма, пупиллометрия-метод изучения зрачковых реакций, электроокулография- метод регистрации и анализа движений глаз, МРТ, КТ)[11];
  4. Методы оценки с помощью исполнительных механизмов деятельности. Деятельность любого человека реализуется в механических актах (манипуляции с органами управления, работа на клавиатуре) либо речевых командах. Это обстоятельство позволяет выделить в качестве предмета анализа исполнительной деятельности речь и движение человека[12].
  5. Методы комплексной оценки психофизиологического состояния работника: к числу наиболее информативных показателей динамики состояния обычно относят различные параметры сердечно-сосудистой (например, анализ вариабельности сердечного ритма), дыхательной систем (частота дыхания, пробы Штанге-время задержки дыхания на вдохе)[13].

1.3. Психофизиологические нагрузки современных учителей

В современном мире педагоги обучают детей, испытывая еще большие психофизиологические нагрузки на организм, чем когда-то давно их предшественники. Ведь в наше время, когда быстрыми темпами развиваются информационные технологии и электроника, современные технологии внедрились и в процесс обучения[14].

И учителя, многие из которых уже не молодые педагоги. обязаны осваивать для себя новые навыки овладения современной техникой. Это создает дополнительную нагрузку в работе. При этом современные ученики очень подвержены влиянию гаджетов[15], что сказывается на атмосфере занятий: из-за гаджетов они часто отвлекаются и учителю приходится повторять материал несколько раз, что негативно действует на нервную систему учителя[16]. Его эмоциональное состояние ухудшается, настроение падает, что в свою очередь сказывается на желании работать и работоспособности в целом.

В эпоху компьютерных технологий часто по вечерам вместо отдыха и общения с семьей педагогу нужно готовить различные презентации, электронные таблицы к следующим занятиям, чего не было у педагогов прошлых лет. Следовательно учитель вместо того. Чтобы уделить время близким работает, что приводит к увеличению количества рабочих часов в неделе (их становится более 40 положенных). Это может приводить к конфликтам в семье, упущению собственных детей, что приводит к нервным расстройствам.

При этом сохраняются все обычные нагрузки, которые были всегда в работе любого учителя. Сюда можно отнести:

-зрительные нагрузки (при работе с компьютером они еще больше увеличиваются);

-слуховые нагрузки (шум во время перемен)[17];

-чрезмерные психоэмоциональные нагрузки, связанные с общением с большим количеством людей, которые часто могут быть не расположены по отношению к педагогу (начальство, коллеги, ученики, родители учеников)[18];

-нагрузка на опорно-двигательный аппарат (частое сидение в одной позе, нагрузка на ноги и позвоночник при объяснениях у доски);

-нагрузка на речевой аппарат ( нагрузка на голосовые связки);

-нагрузка на сердечно сосудистую систему (частое нахождение в одной и той же позе, нагрузка на одни и те же участки головного мозга, что приводит к усиленному кровообращению в них);