Файл: Методы исследования и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После подсчетов результатов оказалось, что средний показатель всей выборки по шкале физической агрессии составляет 22 балла.

Средний показатель выборки по шкале вербальной агрессии составляет 96 баллов.

Средний показатель выборки по шкале косвенной агрессии составляет 91 балл.

Средний показатель выборки по шкале негативизма составил 60 баллов.

Средний показатель выборки по шкале «раздражение» составил 72 балла.

Средний показатель выборки по шкале «подозрительность» составил77 баллов.

Средний показатель выборки по шкале «обида» составил65 баллов.

Средний показатель выборки по шкале «аутоагрессия» составил 66 баллов.

Средний показатель выборки индекса агрессивности составил 70 баллов.

Средний показатель выборки индекса враждебности составил 71 балл.

Расставим средние показатели форм агрессии по степени возрастания:

  1. Физическая агрессия-22 балла;
  2. Негативизм-60 баллов;
  3. Обида-65 баллов;
  4. Аутоагрессия-66 баллов;
  5. Раздражение-72 балла;
  6. Подозрительность-77 баллов;
  7. Косвенная агрессия-91 балл;
  8. Вербальная агрессия-96 баллов.

По данному расположению форм агрессии по местам можно сделать вывод, что наиболее выраженной формой агрессии у педагогов является вербальная агрессия, когда человеку хочется сказать что-то грубое, резкое, угрожать кому-либо. Далее с небольшим отрывом следует косвенная агрессия, при которой, посредством третьих лиц, хочется навредить кому-либо, проявляются ненаправленные вспышки гнева. Оба вида агрессии не допустимы в работе учителя, это может негативно сказаться в отношении с коллегами, учителями, родителями и на карьере в целом.

Следующей группой с небольшими отрывами следуют подозрительность и раздражение, которые могут выражаться в резком, грубом отношении к людям на «пустом месте» и излишней недоверчивостью к окружающим людям, что может породить конфликты с разными группами людей.

Далее следуют с небольшой разницей в баллах аутоагрессия (чувство вины), обида и негативизм. Обида и негативизм порождают чувство зависти, ненависти к окружающим, иногда это выражено к какому-то конкретному лицу, возможна и обида на весь мир; недовольство начальством, вплоть до активных действий против сложившейся системы. Все это чревато серьезными проблемами в общении с окружающими и различными конфликтами, которые могут привести даже к увольнению. Сюда еще накладывается аутоагрессия (чувство вины), что еще больше усугубляет ситуацию и приводит к нервным расстройствам и депрессии.


На последнем месте с очень маленьким показателем и большим отрывом от других форм агрессии расположена физическая агрессия, при которой хочется воспользоваться силой против других лиц, ударить кого-либо, толкнуть. Такие действия являются не просто недопустимыми для учителя, они могут повлечь за собой судебное разбирательство и уголовный срок. Радует, что этот показатель находится совсем у нижней границы.

Негативной стороной так же является то, что обычно после рабочего дня все виды агрессии переносятся на близких людей в семью, на своих собственных детей, друзей. Часто бывает так, что на работе педагог, понимая и боясь ответственности, сдерживает свои эмоции, а приходя домой еще сильнее срывается на своих близких; так как негативная энергия должна выплеснуться наружу, а большинство педагогов не обучены методам успокоения, так как у нас в стране этому уделяется мало внимания. Все это приводит к семейным ссорам, обидам и непониманию со стороны родственников. Это приводит педагога к еще большему чувству вины.

Таким образом предположение, что у педагогов при постоянных психофизиологических нагрузках проявляются определенными видами агрессии (вербальная, косвенная, обида, раздражение) в ходе исследования и анализа результатов подтвердилось.

Методы преодоления психоэмоционального напряжения и снятие стресса у учителей.

Для продуктивной работы в таких напряженных условиях, как у педагогов, учителя должны уметь бороться со стрессом, восстанавливать силы, уметь снимать психоэмоциональное напряжение.

Одним из таких методов являются релаксационные техники, к которым относятся медитация, аутогенная тренировка, прогрессивная релаксация, биологическая обратная связь. Все эти методики применяются при высоком психоэмоциональном возбуждении. Обусловленным действием стрессоров, способствуют предотвращению развития последующего заболевания. Рассмотрим подробнее каждую из них.

1)Медитация-это упражнение для мозга, влияющее на телесные процессы. Ее целью является овладение собственным вниманием, чтобы концентрироваться на определенном предмете, а не быть пассивным участником. При данной технике можно контролировать частоту сердцебиения, снижать электрическую активность кожи, усиливать альфа-активность мозга, нормализовать артериальное давление, предотвратить психическое перенапряжение, устранить болевые ощущения, снизить уровень кортизола (гормон стресса). Плюс данной методики в том, что ее легко освоить[22].


2)Аутогенная тренировка и визуализация. Основным релаксирующим методом аутогенной тренировки является самогипноз. Ощущение тепла и тяжести, возникающее при самогипнозе, нужно, чтобы расслабить тело, а затем передать это состояние расслабленности в сознание путем визуализации. Недостаток данной методики в том, что ей тяжело овладеть[23].

3)Прогрессивная релаксация-техника снижения нервно-мышечного напряжения. В отличие от медитации и аутогенной тренировки при выполнении данной методики человек не впадает в гипнотическое состояние.

4)Биологическая обратная связь изначально создана для саморегуляции человека в экстремальных условиях трудовой деятельности; но в сочетании с другими релаксационными способами его можно использовать для снижения стрессового состояния[24].

Так же методами преодоления стресса и восстановления сил и эмоционального равновесия является профессиональная психогигиена и психопрофилактика. Их основной задачей в труде учителя является нормализация морально-психологического климата в коллективе шко­лы, межличностных отношений, нейтрализация факто­ров повышения психоэмоционального напряжения.

Важными рекомендациями для педагогов так же будут:

-выработать в себе психологически правильный стиль общения (воспитывать внимательность, доброжелательность, спокойное уважительное отношение к другим людям);

-вырабатывать рациональные подходы отношения к происходящей ситуации (анализировать свое поведение, все произошедшее и искать положительные стороны)[25];

-нужно отказаться от мысли оправдать свои неудачи только внешними обстоятельствами. Соответственно для этого придется пересмотреть свои внутренние установки, систему взглядов и убеждений;

-стараться найти человека, с которым ты можешь поделиться своими чувствами, обсудить произошедшее. Ведь разговор с другим человеком помогает выйти негативной энергии;

-значительную помощь могут оказать такие техники, как самопрощение, активное забывание, переключение чувств на положительные эмоции, для этого можно найти для себя какое-то хобби, заняться творчеством, ведь все это помогает создать конкурентное положительное переживание.

Одним из способов поддержания хорошего настроения и самочувствия является соблюдение здорового образа жизни, а именно:

-при высоких умственных нагрузках, как у учителей, нужно насыщать головной мозг кислородом, поэтому полезно чаще бывать на свежем воздухе;


-для поддержания водно-солевого баланса в организме пить простую воду;

-для снятия психоэмоционального напряжения полезны физические нагрузки, поэтому если есть возможность лучше посещать бассейн (плавание тренирует все группы мышц, а вода снимает напряжение и расслабляет)

-стараться правильно питаться;

-для укрепления нервной системы пить соответствующие комплексы витаминов, богатых группой B и магнием;

-стараться соблюдать режим дня (это регулирует биоритмы в организме);

-ухаживать за собой, следить за своим внешним видом, ведь когда ты хорошо выглядишь, ты более уверен в себе и настроение повышается[26].

Выводы по главе 2.

Во второй главе данной работы было проведено эмпирическое исследование, гипотезой которого являлось утверждение, чрезмерные психофизиологические нагрузки на учителей, оказывают негативное воздействие на самочувствие, настроение, работоспособность, здоровье педагогов и приводят к психоэмоциональным расстройствам. Для доказательства был проведен эксперимент, в котором приняли участие 30 педагогов.

Для этого были изучены медицинские карты диспансеризации учителей, проведены методики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко и диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки. После анализа результатов всех исследований гипотеза подтвердилась.

Для преодоления последствий от тяжелых рабочих нагрузок были предложены различные способы и методики борьбы со стрессом и восстановления эмоционального равновесия.

Заключение

В данной курсовой работе «Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала» были освещены основные научные положения по теме.

Основой второй главы стало эмпирическое исследование, посвященное изучению влияния психофизиологических рабочих нагрузок на психоэмоциональное состояние, напряжение и агрессивность учителей.

После проведения анализа результатов было доказано:

  1. Психофизиологические рабочие нагрузки учителей действительно негативно влияют на их здоровье, так же была выявлена самая распространенная группа заболеваний среди исследуемых, это сердечно-сосудистые заболевания (97%).
  2. Психофизиологические нагрузки (результаты по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко) создают высокое напряжение, резистенцию, приводят к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. Самым высоким уровнем является резистенция- желание выполнить не полностью работу, сократить время общения с окружающими.
  3. Психофизиологические нагрузки (результаты по методике диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки) влияют на уровень агрессивности педагогов. Самыми явными видами агрессии стали вербальная и косвенная.

Преодолеть негативное влияние нагрузок могут помочь различные методики преодоления напряжения и стресса, которые желательно подбирать для каждого сотрудника индивидуально, проанализировав результаты его психодиагностики.

Анализ психофизиологических нагрузок на персонал очень важен в работе организаций и компаний, так как с его помощью можно корректировать внутреннюю обстановку в компании, повысить производительность труда, уменьшить утомление, понизить уровень стрессовых ситуаций, избежать лишних конфликтов между сотрудниками, наладить график труда и отдыха. Все эти составляющие в свою очередь могут помочь справиться организации с внешними трудностями, в том числе с кризисными ситуациями.

Список используемой литературы

1.Александров Ю.И. Психофизиология/Ю.И. Александров. –СПб.: Питер, 2017. – 464 с.

2. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации/ Б.С. Волков. –М.: Академический проект, 2007. – 333 с.

3. Данилова Н.Н. Психофизиология/ Н.Н. Данилова. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 603 с.

4. Капустин С.А. Общий психологический практикум/ С.А. Капустин. – СПб.: Питер, 2017. – 480с.

5. Ильин Е.И. Эмоции и чувства/ Е.И. Ильин. – СПб.: Питер,2017. – 784 с.

6. Кроль В.М. , Виха М. В. Психофизиология : учебное пособие/ В.М. Кроль, М.В. Виха. – М.: Кнорус. 2014. – 504 с.

7. Лукьянова Т.В. Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала/ Т.В. Лукьянова. – М.: Проспект, 2015. – 73 с.

8. Лучинин А.С. Психофизиология. Конспект лекций. / А.С. Лучинин. – М.: Феникс, 2014 – 263 с.

9. Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М.: «ТЦ Сфера», 2001. – 509 с.

10. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. /Д.Я. Райгородский. –Самара: Издательский дом «БАХРАХ- М», 20015. – 672 с.

11. Реан А.А. Психология личности. / А.А. Реан. – СПб.: Питер,2017. – 288 с.

12. Сыренский В.И., Родина Е.А. Психофизиология здоровья./ В.И. Сыренский, Е.А. Родина. – М.: Каро, 2008. – 143 с.

13. Юматов Е.А. Психофизиология эмоций и эмоционального напряжения студентов. / Е.А. Юматов. – М.: ИТРК, 2017. -201 с.

  1. Александров Ю.И. Психофизиология: Учебник для вузов/Ю.И. Александров. - СПб.: Питер, 2017. -С.359.

  2. Лукьянова Т.В. Психофизиология профессиональной деятельности и безопасности труда персонала/Т.В. Лукьянова. -М.: Проспект, 2015. - С. 11.

  3. Данилова Н.Н. Психофизиология/Н.Н. Данилова. –М.: Аспект Пресс, 2012. –С.253.

  4. Данилова Н.Н. Психофизиология/Н.Н. Данилова. –М.: Аспект Пресс, 2012. –С.254.

  5. Лукьянова Т.В. Психофизиология профессиональной деятельности и безопасности труда персонала/Т.В. Лукьянова. -М.: Проспект, 2015. - С. 9.

  6. Лучинин А.С. Психофизиология. Конспект лекций/А.С. Лучинин. – М.: Феникс, 2014. – С.163.

  7. Волков Б. С. Основы профессиональной ориентации/ Б.С. Волков. –М.: Академический Проект, 2007. – С.53.

  8. Лукьянова Т.В. Психофизиология профессиональной деятельности и безопасности труда персонала/Т.В. Лукьянова. -М.: Проспект, 2015. - С.16.

  9. Волков Б. С. Основы профессиональной ориентации/ Б.С. Волков. –М.: Академический Проект, 2007. – С.57.

  10. Капустин С.А. Общий психологический практикум/ С.А. Капустин. – СПб.: Питер, 2017. – С.38.

  11. Кроль В.М., Виха М.В. Психофизиология: учебное пособие/ В.М. Кроль, М.В. Виха. –М.: Кнорус, 2014. – С.66.

  12. Волков Б. С. Основы профессиональной ориентации/ Б.С. Волков. –М.: Академический Проект, 2007. – С.65.

  13. Лукьянова Т.В. Психофизиология профессиональной деятельности и безопасности труда персонала/Т.В. Лукьянова. -М.: Проспект, 2015. - С.43.

  14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин. –СПб.: Питер, 2017. –С. 403.

  15. Юматов Е.А. Психофизиология эмоцийи эмоционального напряжения студентов/ Е.А. Юматов. –М.: ИТРК, 2017. – С.34.

  16. Сыренский В.И., Родина Е.А. Психофизиология здоровья. Книга для педагогов, психологов и родителей/ В.И. Сыренский. Е.А. Родина.- М.: Каро, 2008.-С.96.

  17. Волков Б. С. Основы профессиональной ориентации/ Б.С. Волков. –М.: Академический Проект, 2007. – С.45.

  18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин. –СПб.: Питер, 2017. –С. 406.

  19. Сыренский В.И., Родина Е.А. Психофизиология здоровья. Книга для педагогов, психологов и родителей/ В.И. Сыренский. Е.А. Родина. - М.: Каро, 2008.-С.98.

  20. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты./ Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2015.- С. 163.

  21. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2015. - С. 163.

  22. Александров Ю.И. Психофизиология: Учебник для вузов/Ю.И. Александров. - СПб.: Питер, 2017. -С.365.

  23. Данилова Н.Н. Психофизиология/Н.Н. Данилова. –М.: Аспект Пресс, 2012. –С.261.

  24. Александров Ю.И. Психофизиология: Учебник для вузов/Ю.И. Александров. - СПб.: Питер, 2017. -С.366.

  25. Осипова А.А. Общая психокоррекция/ А.А. Осипова. – М.: «ТЦ Сфера», 2001. – С.280.

  26. Реан А.А. Психология личности/ А.А. Реан. –СПб.: Питер, 2017. – С. 142.