Файл: Методы исследования и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1. Понятие, виды и способы измерения и анализа психофизиологичеких нагрузок персонала
1.1. Предмет и задачи психофизиологии профессиональной деятельности
1.2. Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок
1.3. Психофизиологические нагрузки современных учителей
Глава 2. Эмпирическое исследование психофизиологических рабочих нагрузок учителей
2.1. Организация и методики исследования
-нагрузка на нервную систему ( частые эмоциональные напряжения и стрессы)[19].
Вывод по главе 1
В каждой профессии существуют свои определенные особенности, нагрузки. Для того, чтобы работать в определенной профессиональной сфере, человек обязан обладать важными для конкретной должности качествами. Во многом эти качества определяются психофизиологическими трудовыми нагрузками на человека. Поэтому для отбора персонала, создания оптимальных условий труда, повышения производства, улучшения работоспособности важно измерение и составление анализа психофизиологических нагрузок на работе.
Существует множество психофизиологических способов измерения рабочих нагрузок на персонал- от обычного наблюдения и проведения тестов до компьютерных исследований (КТ, МРТ) и электроизмерений (ЭКГ). С помощью таких исследований можно проанализировать психофизиологическую составляющую любой профессии (учителя, врача, строителей и т.д) и предупредить несчастные случаи на производстве, ухудшение здоровья сотрудником, различные конфликты, наладить отношения в коллективе.
Глава 2. Эмпирическое исследование психофизиологических рабочих нагрузок учителей
2.1. Организация и методики исследования
Исследование и анализ влияния психофизиологических рабочих нагрузок учителей на самочувствие педагогов, их работоспособность, настроение и коммуникабельность было проведено на базе МОУ «Лицей № 26» города Подольска. Всего в эксперименте приняли участие 30 учителей-предметников: 3 учителя биологии, 4 учителя математики, 4 учителя русского языка и литературы, 3 учителя истории и обществознания, 4 учителя информатики, 2 учителя физики. 2 учителя химии, 3 учителя географии, 4 учителя иностранного языка и 1 учитель мировой художественной культуры. Все участвующие-27 женщин и 3 мужчины- семейные люди в возрасте от 35 до 55 лет, у которых есть собственные дети. Стаж работы данных сотрудников не менее пяти лет.
У всех учителей полный рабочий день: 6-7 уроков, которые начинаются в 8-30 и заканчиваются и заканчиваются соответственно в 13-40 или14-30; далее они выполняют работы с неуспевающими детьми, проверку тетрадей, подготовку к следующим занятиям.
У многих из них так же есть дополнительная рабочая нагрузка, так как они являются классными руководителями, завучами, организаторами научных кружков, помогают детям с исследовательскими работами для конференций, проводят родительские собрания. Таким образом рабочий день учителей заканчивается около 18-00. Дополнительные нагрузки на учителей связаны так же с электронизацией отчетов, введением компьютеризации всей деятельности. В данном лицее шестидневная рабочая неделя: в субботу проводится 4 урока, различные научные олимпиады, а некоторые учителя едут с группой детей на научные конференции и возвращаются домой только вечером.
Цель исследования: провести эмпирическое исследование, выявляющее взаимосвязь здоровья, самочувствия, настроения и эмоционального выгорания учителей и психофизиологических рабочих нагрузок.
Гипотеза исследования: психофизиологические рабочие нагрузки учителей оказывают влияние на здоровье, самочувствие, настроение и эмоциональный фон преподавателей.
Задачи исследования:
-подобрать диагностический инструментарий
-провести эмпирическое исследование
-провести анализ полученных результатов
-сделать выводы на основе полученных результатов.
Для контроля физического здоровья принимающих участие в исследовании учителей были просмотрены и изучены их диспансеризационные карты.
В исследовании были использованы следующие методики:
- Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
- Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.
Описание методики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. Данная методика состоит из 84 утверждений. На каждое из которых испытуемый должен ответить положительно или отрицательно. При интерпретации результатов все ответы делятся на три фазы: «Напряжение», «Резистенция», «Истощение». В каждой фазе выделено несколько симптомов.
В фазе «Напряжение» выделены следующие симптомы[20]:
- Переживание психотравмирующих обстоятельств;
- Неудовлетворенность собой;
- «Загнанность в клетку»;
- Тревога и депрессия.
В фазе «Резистенция» содержатся следующие симптомы:
- Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование;
- Эмоционально-нравственная дезориентация;
- Расширение сферы экономии эмоций;
- Редукция профессиональных обязанностей.
В фазе «Истощение» выделены следующие симптомы:
- Эмоциональный дефицит;
- Эмоциональная отстраненность;
- Личностная отстраненность (деперсонализация);
- Психосоматические и психовегетативные нарушения.
После проведения опроса, подсчитываются баллы для каждого из 12 симптомов выгорания.
При подсчете баллов используется специальный «ключ», в котором рядом с номером суждения в скобках указывается определенное количество баллов (от 1 до 10) для определенного суждения. Предварительно каждый ответ был оценен соответствующим баллом компетентными судьями. Максимальную оценку в 10 баллов получил от судей признак, который наиболее показателен для симптома.
Показатель выраженности каждого симптома может принять значение от 0 до 30 баллов. По количеству баллов их модно разделить на группы:
-от 0 до 9 баллов- не сложившийся симптом;
-от 10 до 15 баллов- складывающийся симптом;
-от 16 и более баллов- сложившийся симптом.
Симптомы с показателем от 20 баллов являются доминирующими в данной фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания. Таким образом можно определить ведущие симптомы выгорания. Для дальнейшей коррекционной работы очень важно выделить к какой фазе формирования выгорания относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальше нужно подсчитать общий балл симптомов для каждой из трех фаз. В каждой из них возможна оценка от 0 до 120 баллов. По количеству набранных баллов все фазы так же делятся на три группы:
-от 0 до 36 баллов- фаза не сформирована;
-от 37 до 60 баллов- фаза в стадии формирования;
-от 61 и более баллов-сформировавшаяся фаза.
Проводя анализ по результатам данной методики можно выделить какие симптомы доминируют, какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение», какие симптомы оказывают наибольшее влияние на эмоциональное состояние личности; можно понять в каком направлении можно повлиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; выявить признаки и аспекты поведения конкретной личности для дальнейшей коррекции, чтобы эмоциональное выгорание не наносило вред ей, профессиональной деятельности и партнерам( в данном случае коллегам по работе, ученикам и родителям учеников).
Описание методики диагностики показателей и форм агрессий А. Басса и А. Дарки. Методика состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый может ответить «Да», «Пожалуй, да», «Нет», «Пожалуй, нет». При интерпретации результатов все ответы «Да» и «Пожалуй, да» суммируются как ответ «Да», а все ответы «Нет» и «Пожалуй, нет» суммируются соответственно как ответ « Нет».
Все вопросы и ответы делятся на 8 блоков в зависимости от форм агрессии:
- Физическая агрессия- желание использовать физическую силу против другого человека;
- Вербальная агрессия-выражение негативных чувств и эмоций через определенную форму (ссора, визг, крик и т.д.), а так же посредством словесных обращений к другим лицам (угроза, ругань, проклятия и т.д.);
- Косвенная агрессия- применение косвенным путем направленных против других лиц шуток, сплетен, а так же проявление ненаправленных, неупорядоченных, взрывов ярости (крик, топанье ногами и т.д.);
- Негативизм-оппозиционная форма поведения, направленная обычно против руководства и авторитета, которая может изменяться от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил и законов;
- Раздражение-склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться через вспыльчивость, резкость и грубость;
- Подозрительность-человек очень недоверчив и осторожен по отношению к другим людям, потому что сам он убежден, что окружающие намерены причинить ему вред;
- Обида- проявление чувства зависти и ненависти к окружающим людям, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то определенным или всем миром за действительные или мнимые страдания;
- Аутоагрессия (чувство вины)-отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого испытуемого в том, что он является плохим человеком и поступает плохо - вредно, злобно или бессовестно.
Использование данной методики с учениками с шестого класса и выше, а так же с учителями в практике было достаточно диагностичным и полезным для последующих коррекционных мер.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Изучение и анализ карт диспансеризации.
Для изучения состояния здоровья испытуемых были изучены карты диспансеризации испытуемых. Согласно «Гигиеническим критериям оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» от 1998 года: труд педагога можно отнести ко 2-й степени 3-го класса (3.2). То есть условия труда педагога характеризуются такими уровнями вредных факторов, которые вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости (что проявляется в повышении уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов, появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональной патологии, возникающих после продолжительной экспозиции.
Основанием для изучения данных карт стало предположение, что тяжесть труда сказывается на здоровье учителей и со стажем они приобретают профессиональные заболевания (предположительно заболевания опорно-двигательного аппарата, голосообразующих органов, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, желудочно-кишечного тракта).
После исследования карт были получены следующие результаты:
- 17 человек из 30( 56, 67%) имеют хронические ларингиты-это обусловлено тем, что учителю приходится много и достаточно громко говорить, что приводит к излишней нагрузке на голосовые связки, горло и гортань. В конкретной выборке данное заболевание имеет тенденцию развиваться у педагогов в возрасте старше 40 лет;
- у 13 человек из 30 (43,33%) имеются заболевания опорно-двигательного аппарата, такие как: артриты, артрозы, остеохондрозы, люмбоишалгия , сколиозы. Данные заболевания могут появиться из-за долгого стояния около доски, сидением за письменным столом, уза компьютером, малоподвижного образа жизни, статических поз. С возрастом эти заболевания имеют тенденция развиваться быстрее;
- у 22 человек из 30(73.33%) есть офтальмологические заболевания (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), что связано с сильной нагрузкой на глаза, ведь учителю приходится много читать, писать, проверять тетради, с развитием информационных технологий в школах они стали много работать за компьютером, что значительно увеличивает риски возникновения глазных болезней ;
- 13 человек из 30 (43,33%) жалуются на постоянные головные боли, у них выявлены головные боли напряжения и мигрени. Этому способствуют психоэмоциональное напряжение, умственная работа, нервное перевозбуждение, повышенный шум во время перемен;
-у 20 человек из 30 (66,67) есть неврозы, которые объясняются повышенным нервным напряжением, психоэмоциональными нагрузками, и тем , что учителя не обучены методам снятия нервного напряжения;у этих учителей есть жалобы на бессоницу, постоянную усталость, беспокойство;
-15 человек из 30 (50%) страдают заболеваниями желудочно-кишечного тракта (гастрит, гастродуоденит, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, гастроэзофагальный рефлюкс) что объясняется отсутствием режима питания и режима дня, частыми быстрыми перекусами, при этом из-за малой подвижности, более половины педагогов имеют лишний вес, что еще больше провоцирует данные заболевания;
-у 9 человек из 30(30%) нарушения обмена веществ и болезни щитовидной железы (гипертиреоз и гипотиреоз), что провоцируется нервными срессами и неправильным режимом;