Файл: Правовой режим коммерческой тайны.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с таким признаком предпринимательской деятельности как «систематическое получение прибыли» все юридические лица разделяются на коммерческие и некоммерческие организации. В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ, коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Пункт 2 ст. 50 определяет организационно-правовые формы, в которых могут создаваться коммерческие организации: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. [20]

В соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ, предпринимательскую деятельность могут осуществлять и некоммерческие организации, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и только такую предпринимательскую деятельность, которая соответствует этим целям.

Таким образом, круг субъектов права на коммерческую тайну составляют:

  • граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • коммерческие организации;
  • некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, служащую достижению целей, ради которых они были созданы и соответствующую этим целям (за исключением тех некоммерческих организаций, которым законом не предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность).

В соответствии с положениями общей теории права, любое субъективное право представляет собой комбинацию трех правомочий:

  1. правомочия на собственные действия,
  2. правомочия требования от обязанного лица исполнения лежащей на нем обязанности,
  3. правомочия на защиту, выражающегося в возможности обращения к компетентным органам для применения мер государственного принуждения в случае нарушения субъективного права.

В последнее время все большее распространение получает точка зрения, согласно которой правомочие на защиту представляет собой самостоятельное субъективное право, появляющееся у обладателя регулятивного права лишь в момент нарушения или оспаривания последнего и реализуется в рамках возникающего при этом охранительного правоотношения. Эта позиция представляется более справедливой, поскольку в соответствии с ней предметом защиты являются не только субъективные гражданские права, но и охраняемые законом интересы. Во многих случаях посягательство на коммерческую тайну влечет за собой прекращение коммерческой тайны как объекта гражданских прав и, в лучшем случае, речь могла идти только о защите имущественных интересов владельца коммерческой тайны, выражающихся, например, в возмещении убытков, но с принятием Федерального закона «О коммерческой тайне» круг ответственности расширился до административной, уголовной, дисциплинарной и т.д. [18]


Круг правомочий на собственные действия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну достаточно разнообразен.

В первую очередь, сюда относится возможность принятия мер, направленных на сохранение конфиденциальности информации. Специфика коммерческой тайны в том, что это право одновременно является и обязанностью, поскольку от наличия или отсутствия таких мер зависит и сама возможность защиты информации, составляющей коммерческую тайну, круг этих мер достаточно широк и будет рассмотрен далее, в главе, посвященной признакам коммерческой тайны.

Далее, в круг правомочий на собственные действия входит право пользования охраняемой коммерческой информацией, в литературе под правом пользования понимается возможность осуществления таких действий как:

  • обработка информации и получение на основе исходной информации итоговой информации;
  • использование информации при составлении бизнес-планов, инвестиционных проектов;
  • использование информации при принятии решений о заключении договоров, о форме платежей, о вступлении в качестве членов, пайщиков в другие организации.

Технические разработки воплощаются в готовую продукцию, на их основе создаются новые изделия, производится замена технологий, совершенствуется производство в целом.

Таким образом, под правом пользования информацией, составляющей коммерческую тайну, можно понимать возможность совершения любых действий, осуществляемых владельцем коммерческой тайны по ее использованию и применению в своей хозяйственной деятельности. [15]

Владельцу коммерческой тайны, так же принадлежит право распространять информацию. Право распространять информацию – это предоставление доступа к информации третьим лицам различными способами. Как правило, это происходит путем передачи права пользования информацией на основе лицензионных соглашений, имеющих как исключительный, так и неисключительный характер. Лицензионные договоры подобного рода не имеют законодательного закрепления и в литературе обычно рассматриваются как договоры sui generis, особого рода, имеющие общие черты с договорами купли-продажи, аренды. Предметом таких договоров являются технологические секреты, управленческий, финансовый и производственный опыт, представляющие большую коммерческую ценность. В таких договорах особое внимание уделяется условиям о конфиденциальности, поскольку от этого зависит судьба коммерческой тайны, защищенность имущественных интересов обеих сторон. [14]


Право распространения информации может быть реализовано также путем предоставления прав на использование информации по договору коммерческой концессии. В соответствии со ст. 1027 ГК РФ, по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель), обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение … право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право … на охраняемую коммерческую информацию. Приведенное положение, правда, нуждается в уточнении: право на охраняемую коммерческую информацию, если речь идет о коммерческой тайне, не является исключительным правом, поэтому редакция п. 1 ст. 1027 ГК РФ [3] представляется не совсем точной.

Наконец, обладателю коммерческой тайны принадлежит право распоряжения принадлежащей ему конфиденциальной информацией. Это может выражаться как в прекращении режима секретности этой информации – обладатель коммерческой тайны вправе в любой момент раскрывать перед публикой те сведения, которые составляли коммерческую тайну, если при этом не нарушаются права третьих лиц, что влечет за собой прекращение существования коммерческой тайны как объекта прав. Обладатель коммерческой тайны может в любое время уничтожить принадлежащую ему информацию: путем уничтожения документов, материальных носителей, на которых эта информация зафиксирована и т.д.

Вторую сторону права на информацию составляет правомочие требования от третьих лиц воздержания от незаконного завладения информацией, составляющей коммерческую тайну. В этом правомочии проявляется еще одна специфика прав обладателя коммерческой тайны: в соответствии с частью второй статьи 139 ГК РФ [2], защита предоставляется только от завладения информации незаконными методами. Если информация будет получена третьими лицами законным образом, они не будут считаться нарушителями прав обладателя коммерческой тайны. [13]

Все перечисленное выше было отдано на откуп «научной литературе в самом же Федеральном Законе «О коммерческой тайне» перечислены следующие права обладателя информацией, составляющей коммерческую тайну:

1) устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» и гражданско-правовым договором;

2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации;


3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;

4) вводить в гражданский оборот информацию, составляющую коммерческую тайну, на основании договоров, предусматривающих включение в них условий об охране конфиденциальности этой информации;

5) требовать от юридических и физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;

6) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, осуществленных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;

7) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

1.3. Признаки коммерческой тайны

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О коммерческой тайне», информация, чтобы считаться информацией, составляющей коммерческую тайну, должна соответствовать одновременно следующим трем признакам:

  • информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам,
  • к ней нет доступа на законном основании,
  • обладатель информации вводит по отношении к ней режим коммерческой тайны, то есть правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности;

Рассмотрим подробнее перечисленные критерии охраноспособности.

Коммерческая ценность информации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне», информация, для того, чтобы она могла считаться информацией, составляющую коммерческую тайну, должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. Этот критерий может быть рассмотрен под различными углами зрения.


Во-первых, под коммерческой ценностью в литературе понимается способность информации быть объектом рыночного оборота.

Во-вторых, к коммерческой тайне относится информация, использование которой предоставляет ее обладателю определенные экономические преимущества в силу того, что его конкуренты такой информацией не обладают. Коммерческая ценность в этом случае может выражаться в получении прибыли от реализации продукции, произведенной с использованием секретных технологий, от расширения рынков сбыта и т.п. Если же информация не представляет для ее обладателя экономической ценности, она не может считаться коммерческой тайной. [18]

В третьих, к коммерческой тайне относятся сведения, представляющие интерес для третьих лиц, которые могли бы получить определенную выгоду, если бы они этой информацией обладали (при этом, под третьими лицами в данном случае следует понимать только лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, поскольку именно они, во-первых, являются субъектами права на коммерческую тайну, а во-вторых, могут получить экономическую выгоду от получения или использования такой информации). Хотя это условие может выполняться не всегда.

В - четвертых, информация, составляющая коммерческую тайну, может иметь не только действительную, но и потенциальную коммерческую ценность. Поэтому к коммерческой тайне относятся не только знания и сведения, активно используемые в предпринимательской деятельности, но и такие, которые не используются, но могут быть использованы в будущем.

Отсутствие доступа к информации на законном основании.

Второй критерий, которому должна соответствовать информация чтобы считаться коммерческой тайной состоит в том, что к этой информации не должно быть свободного доступа на законном основании.

Во-первых, это означает, что информация не должна быть общеизвестна. Под общеизвестным можно понимать то, что "известно неопределенно большому кругу лиц и доступно восприятию каждого желающего". Общеизвестная информация, даже если она имеет большую коммерческую ценность, в принципе, не может считаться коммерческой тайной. Однако, как представляется, в исключительных случаях такая информация все-таки будет признаваться коммерческой тайной, "если секретом будет тот факт, что предприятие использует именно этот способ или устройство и в связи с этим добивается наибольшего успеха".

Во-вторых, акцент может быть сделан на словах «свободного доступа». Например, в отношении торгового секрета, в частности, можно сказать, что информация "не может быть легко получена законными средствами". Подобную формулировку содержит и Федеральный закон «О коммерческой тайне». Представляется, однако, что критерий «возможности легкого получения» поглощается более широким критерием «возможности свободного доступа» и его специальное выделение представляется нецелесообразным. Кроме того, следует отметить, что использование таких неюридических терминов как «легко получена» являлось недостатком проекта Федерального Закона «О коммерческой тайне» и если бы в случае принятия закона в таком виде могла породиться правовая неопределенность, поскольку, фактически, решение этого вопроса зависело бы от судьи при разбирательстве конкретного спора. [21]