Файл: Правовой режим коммерческой тайны.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 254

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законным способом получения информации является ее получение из общедоступных источников (рекламных проспектов, публикаций в периодической печати, научных выступлений и т.п.).

Сам факт возможности свободного доступа еще не означает автоматически потерю информацией статуса коммерческой тайны.

В связи с возникновением таких ситуаций в Федеральном законе «О коммерческой тайне» специально для предотвращения в будущем споров приведен список сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну:

  • содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  • содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
  • о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  • о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
  • о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  • о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  • об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  • о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
  • о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  • обязательность раскрытия, которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами.

В связи с возможностью свободного доступа заслуживает внимания вопрос о том, может ли считаться коммерческой тайной комбинация общеизвестных данных. На этот счет существуют различные точки зрения. Согласно одной, "для коммерческой тайны иногда достаточно новой комбинации уже общеизвестных данных". Другая точка зрения заключается в том, что "простая комбинация очевидных и широко известных данных не отвечает требованию не общеизвестности и не защищается, даже если такой набор данных может быть ценным и полезным". [14]


С одной стороны, действительно, общеизвестное не может по воле одного лица стать не общеизвестным, а если какие-то сведения известны всем, то коммерческая выгода от их использования сомнительна. Но если, например, кто-то обнаруживает, что определенная комбинация общеизвестных данных дает неожиданный положительный результат, то представляется, что такая комбинация все же может считаться коммерческой тайной. Коммерческая ценность от использования такой комбинации данных может быть весьма велика, а с другой стороны, не является общеизвестным тот факт, что именно такая комбинация может давать определенный эффект. Здесь можно провести аналогию с патентным правом, где изобретением, в частности, признается применение известного устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению. Так при вынесении решения, суд одного из американских штатов, указал, что «хотя все существенные элементы процесса и были известны ранее, однако комбинация, делающая их использование экономически выгодной, известной не была».

Вообще понятие «доступ» можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле под доступом имеется в виду доступность сведений, возможность их свободного получения любыми лицами. В узком смысле под «доступом» можно понимать возможность получения сведений, составляющих коммерческую тайну, от их обладателя, основанную «на законодательных либо договорных нормах для использования в определенных целях, которые должны быть оговорены в этих нормах». Такого рода доступ представляет собой своего рода изъятие из монополии субъекта на информацию. Он может базироваться на добровольном либо обязательном началах. Добровольно обладатель коммерческой тайны может предоставить доступ к секретной информации своим контрагентам по договорам. В частности, это может иметь место, когда информация передается по договору заинтересованным лицам. [20]

Предоставление доступа в обязательном порядке связано с возможностью истребования информации, составляющей коммерческую тайну, различными государственными органами в ходе выполнения возложенных на них функций. В свое время Закон о предпринимательской деятельности содержал норму о том, что предприятие имело право не представлять информацию, составляющую коммерческую тайну (ст. 28), причем на тот момент в российском праве отсутствовало законодательное определение коммерческой тайны (что позволяло, в принципе, отказывать в предоставлении любых сведений), и статья 28 ничего не говорила о том, распространяется ли это право на отношения со всеми сторонними лицами или нет.


В настоящее время в различных действующих нормативно-правовых актах можно встретить нормы, предоставляющие работникам соответствующих органов право истребовать разного рода информацию, в том числе и составляющую коммерческую тайну. Так, например, в соответствии со ст. 31 Налогового кодекса РФ [4] налоговые органы, в частности, имеют право:

  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории,
  • изымать при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений,
  • требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Как представляется, требования государственных органов предоставить им информацию, составляющую коммерческую тайну, являются законными в той мере, в какой они предъявляются в ходе выполнения ими функций, возложенных на них законом и в объеме, оправданном для их выполнения. При этом право государственных органов (а также органов местного самоуправления) на истребование информации, составляющей коммерческую тайну, должно предоставляться соответствующим органам только федеральным законом либо правовым актом, определяющим статус таких органов, их компетенцию, основные права и обязанности. [20]

Также следует отметить, что возможность получения государственными органами и их работниками сведений, составляющих коммерческую тайну, не влечет за собой утрату этими сведениями статуса коммерческой тайны: информация от этого не становится "свободнодоступной", поскольку доступом к ней обладают только конкретные лица в конкретных объемах и это не делает ее доступной для широкой публики.

Введение по отношению к информации режима коммерческой тайны.

Как видно из приведенного выше определения режима коммерческой тайны, что данный режим фактически представляет собой меры охраны, которые принимает обладатель информации для сохранения конфиденциальности данной информации. В связи с этим данный признак будет рассматриваться именно с этой позиции.

Итак, третьим критерием, которому должна соответствовать информация, составляющая коммерческую тайну – принятие обладателем информации мер по охране ее конфиденциальности.


Рассмотренные выше критерии охраноспособности характеризуют коммерческую тайну с объективной стороны. Третий критерий, предъявляемый Федеральным законом «О коммерческой тайне» к информации, составляющей коммерческую тайну, - наличие мер по охране ее конфиденциальности, характеризует ее с субъективной стороны. [13]

Как представляется, невыполнение требования по охране конфиденциальности сводит на нет и первые два признака коммерческой тайны. Если информация не содержится в секрете, то она, в принципе, доступна, по крайней мере, доступ к ней существенно облегчен. Таким образом, перестает выполняться условие о том, что «к информации нет свободного доступа на законном основании». А если информация становится доступной, то она теряет и качество коммерческой ценности в силу ее неизвестности третьим лицам.

Федеральный закон «О коммерческой тайне» также базируется на том, что охрана конфиденциальности осуществляется обладателем информации самостоятельно. При этом закон предусматривает, что меры по охране конфиденциальности в обязательном порядке должны включать в себя:

  • определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
  • ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
  • учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  • регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
  • нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

В свою очередь Федеральный закон «О коммерческой тайне» устанавливает критерии разумной достаточности мер:

  • исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
  • обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Можно сделать вывод, что обладатель информации может принимать любые меры по охране конфиденциальности информации, но они желательно, прежде всего, для самого обладателя информации, должны попадать под приведенные выше требования. И если данные меры не попадут под данные требования, то в случае спорной ситуации суд просто может не признать того, что в отношении информации был установлен режим коммерческой тайны. [13]

Все меры по поддержанию секретности информации можно условно разделить на три большие группы: технические, организационные и юридические меры.

1. К техническим относятся меры, связанные с использованием различных технических средств, препятствующих несанкционированному доступу к информации. Сюда относятся:

  • кодирование сообщений, передаваемых по каналам электронной или факсимильной связи,
  • установление различных устройств, препятствующих снятию информации в процессе ее прохождения по каналам связи,
  • использование аппаратов для уничтожения документов и т.д.

2. К организационным можно отнести меры по ограничению доступа к секретной информации работников организации и третьих лиц. Сюда входят:

  • введение пропускного режима на предприятии,
  • ограничение доступа на отдельные участки производства лиц, не участвующих непосредственно в производственных процессах на данных участках,
  • установление различных режимов секретности документов и т.д.

3. К юридическим мерам относятся такие способы охраны конфиденциальности информации, которые предполагают использование различных правовых возможностей, имеющихся у обладателя информации.

К ним можно отнести, в первую очередь, разработку и принятие нормативных актов: Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, Федеральный закон «О коммерческой тайне» и т.п. Если обращаться к перечням сведений, которые или не могут составлять коммерческую тайну, то можно обратить внимание на то, что они довольно часто оспариваются.

Другим юридическим средством охраны коммерческой тайны является заключение с наемными работниками соглашения о неразглашении коммерческой тайны, ставшей известной им при выполнении своих должностных обязанностей. В литературе справедливо отмечается, что подобным соглашениям следует уделять самое серьезное внимание, поскольку в случае разглашения работником информации, составляющей коммерческую тайну работодателя, такие соглашения составят юридическую основу для привлечения работника к ответственности и взыскания причиненного ущерба. Подобные соглашения могут заключаться как в виде отдельного документа, так и в виде условия в трудовом договоре. При заключении подобных соглашений следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 50 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) [5], при осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. [19]