Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 260
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие, признаки и сущность коммерческой тайны
1.1. Понятие и сущность коммерческой тайны
1.2. Субъекты правоотношений, обладающих доступом к коммерческой тайне
1.3. Признаки коммерческой тайны
2. Меры по защите прав обладателя коммерческой тайны
2.1. Защита прав обладателя коммерческой тайны
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования состоит в том, что правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса. В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства в целом. Более того, с развитием и совершенствованием информационных технологий, информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке. Естественно, лицо, обладающее такого рода информацией, стремится сохранить эту информацию за собой, предотвратить ее получение третьими лицами, поскольку во многих случаях такое получение может иметь просто катастрофические последствия для бизнеса. В современных условиях жесткой конкурентной борьбы правовая защита различного рода информации необходима для успешного развития предпринимательства и становления подлинно рыночной экономики, основанной на свободной конкуренции. Как справедливо отмечается в литературе, обеспечение правовой защищенности отечественной научно-технической продукции способствует поддержанию национальной, в том числе экономической и технологической безопасности России. Надежная правовая охрана информации, составляющей коммерческую тайну – наиболее эффективное средство борьбы против промышленного шпионажа, она способствует защите прав авторов и владельцев научно-технических результатов.
В течение продолжительного времени институт коммерческой тайны был неизвестен отечественному законодательству. Это вполне понятно: в условиях отсутствия конкуренции, полного огосударствления экономики просто не было необходимости в подобных правовых институтах. Понятия, близкие по содержанию коммерческой тайне, встречались только в нормативно-правовых актах, посвященных регулированию внешнеэкономической деятельности советских организаций. Между тем, институт коммерческой тайны имеет в российском праве более глубокие корни, чем это может показаться на первый взгляд.
С переходом России к рыночной экономике, с реформированием отечественного законодательства, приведением его в соответствие с новыми требованиями, интерес к коммерческой тайне снова возрастает, что подтверждается появлением в литературе большого количества работ, посвященных этой проблеме.
Целью данного исследования является проведение анализа правового режима коммерческой тайны.
Предметом исследования в настоящей работе являются нормативно-правовые акты и содержащиеся в них нормы права, регулирующие отношения по поводу коммерческой тайны.
Непосредственными объектами исследования являются правовые отношения в сфере правового режима коммерческой тайны.
Задачами работы являются:
- рассмотрение понятия и сущности коммерческой тайны,
- анализ субъектов правоотношений, обладающих доступом к коммерческой тайне,
- изучение признаков коммерческой тайны,
- анализ защиты прав обладателя коммерческой тайны,
- рассмотрение видов ответственности за разглашение коммерческой тайны.
При написании работы использованы следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ [1], Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Федеральный закон «О коммерческой тайне»[8], Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[9] и т.д.
1. Понятие, признаки и сущность коммерческой тайны
1.1. Понятие и сущность коммерческой тайны
Хозяйственная деятельность подразумевает осуществление обмена документами между ее участниками. Какие-то передаются во исполнение требований закона, другие - в силу обычая делового оборота, третьи - в ходе трудовой деятельности.
Однако некоторые сведения хоть и являются частью коммерческой деятельности, но обладают особой ценностью для их обладателя, в связи с чем требуют соблюдения особого порядка работы с ними.
Согласно ст.5 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [9] информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" [8] (далее - Закон о коммерческой тайне) определяет коммерческую тайну как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
К информации, составляющей коммерческую тайну, относятся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. [12]
Согласно ч. 1 и 2 ст. 10 Закона о коммерческой тайне режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, входящей в ее состав, следующих мер:
- определения перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
- ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
- учета лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
- регулирования отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
- нанесения на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Порядок отнесения информации к конфиденциальной и виды конфиденциальной информации установлены Указом Президента РФ № 188 от 06.03.1997 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». [10]
Подтверждением установления режима коммерческой тайны могут служить локальные нормативные акты, изданные владельцем информации (приказы, распоряжения, положения и т.д.), а также документы, регулирующие правоотношения владельца информации с третьими лицами, а также иные документы, содержащие требования к охране коммерческой тайны.
В случае отсутствия установленного режима коммерческой тайны правила о ее защите не подлежат применению. [13]
Помимо этого, согласно ч. 5 ст. 11 Закона о коммерческой тайне причиненные работником или прекратившим трудовые отношения с работодателем лицом убытки не возмещаются, если разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, произошло вследствие несоблюдения работодателем мер по обеспечению режима коммерческой тайны, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
1.2. Субъекты правоотношений, обладающих доступом к коммерческой тайне
Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, является лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны.
Иным лицам доступ к коммерческой тайне предоставляется на условиях, указанных обладателем информации. [11]
К таковым, в частности, относятся:
- работник, получивший доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, в силу своих трудовых обязанностей на основании трудового договора и локальных нормативных актов;
- контрагент, получивший доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, в силу договора.
Органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления информация, содержащая коммерческую тайну, предоставляется безвозмездно по их или судебному запросу, содержащему, помимо прочего, цели и правовые основания затребования соответствующей информации (ч. 1 ст. 6 Закона о коммерческой тайне).
Факт разглашения указанными лицами коммерческой тайны может быть подтвержден:
- актом, составленным комиссией по результатам служебной проверки;
- с помощью технических средств, идентифицирующих пользователей и их действия в системе, предоставляющей доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну;
- с помощью распечатки электронной переписки, свидетельствующей о разглашении;
- показаниями свидетелей;
- иными доказательствами, которые процессуальное законодательство относит к допустимым.
Субъектами прав на коммерческую тайну являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Федеральный Закон «О коммерческой тайне» прямо не указывают на субъективную принадлежность прав на коммерческую тайну, но некоторые выводы могут быть сделаны исходя из содержания статьи 3 ФЗ «О коммерческой тайне», дающей определения таким понятиям, как «обладатель информации, составляющей коммерческую тайну» - т.е. лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны; «контрагент» - сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию; то есть две стороны договора (условно говоря). Но в то же время в Федеральном Законе «О коммерческой тайне» есть непрямое указание на еще одного субъекта прав на коммерческую тайну – физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем. Упоминание о нем содержится в ст. 8, 11 Федерального закона «О коммерческой тайне» - это наемный работник на предприятии или фирме работодателя. Но в данном случае думается, что этот субъект не представляет большого интереса, т.к. все основные отношения по поводу коммерческой тайны складываются между предпринимателями. [15]
В литературе вывод о том, что субъектами права на коммерческую тайну являются предприниматели, обосновывается по-разному. Так, одни считают, что «коммерческая тайна как защищаемый правом объект, не существует вне предприятия, она неотделима от предприятия». Определенный интерес представляет точка зрения, согласно которой «собственником коммерческой тайны можно считать любой хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица, потому что именно юридическое лицо вправе создавать локальные нормативные акты, регулирующие охрану коммерческой тайны», согласно этому определению, субъектами права на коммерческую тайну не могут быть индивидуальные предприниматели, поскольку они осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это утверждение представляется неверным, поскольку, в соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются нормы, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. В данном случае не имеется никаких препятствий к тому, чтобы признать индивидуальных предпринимателей субъектами права на коммерческую тайну.