Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 263
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие, признаки и сущность коммерческой тайны
1.1. Понятие и сущность коммерческой тайны
1.2. Субъекты правоотношений, обладающих доступом к коммерческой тайне
1.3. Признаки коммерческой тайны
2. Меры по защите прав обладателя коммерческой тайны
2.1. Защита прав обладателя коммерческой тайны
Тяжкие последствия совершенного деяния влекут наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до семи лет.
Таким образом, для защиты сведений, составляющих коммерческую тайну, необходимо:
- определить перечень таких сведений;
- установить круг лиц, которым предоставляется доступ к информации;
- утвердить порядок работы с соответствующей информацией;
- указать на документах и иных носителях информации, что они представляют собой коммерческую тайну и принадлежат определенному лицу.
Установить режим коммерческой тайны путем:
- издания соответствующего приказа или распоряжения;
- утверждения положения, инструкции или иного локального нормативного акта;
- подписания трудового или гражданско-правового договора;
- издания закона или иного нормативного правового акта.
При соблюдении указанных требований обладатель разглашенной информации сможет защитить свои права как в рамках трудового, так и гражданского, административного или уголовного законодательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать определенные выводы.
Под коммерческой тайной понимается - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Но так как данная работа посвящена исследованию правового режима коммерческой тайны, то основной упор делался именно на такое понятие как режим коммерческой тайны - правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности. Если говорить о правовой природе коммерческой тайны, то, как уже было сказано ранее, центральное место среди источников правового регулирования занимает Федеральный закон «О коммерческой тайне». Критерии, которым должна соответствовать информация, составляющая коммерческую тайну, позволяют относить к коммерческой тайне самые разнообразные сведения, имеющие ценность для их обладателя, в том числе и такие сведения, которые вполне могут быть защищены по нормам законодательства об интеллектуальной собственности, но сама коммерческая тайна объектом интеллектуальной собственности не является. Преимущество коммерческой тайны в том, что не требуется раскрытия информации перед третьими лицами (в отличие, например, от патентного права).
Содержание права на коммерческую тайну говорит о том, что коммерческая тайна не является объектом интеллектуальной собственности, как это иногда утверждается. Хотя информация вполне может считаться результатом интеллектуальной деятельности, и по этому признаку вполне подпадает под понятие объекта интеллектуальной собственности. Тем не менее, характер и содержание прав обладателя коммерческой тайны не позволяют сделать вывода о том, что они являются исключительными правами (правами интеллектуальной собственности). Поскольку коммерческая тайна является особой разновидностью информации, то и права обладателя коммерческой тайны представляют собой права на информацию, являющуюся особым объектом гражданских прав.
Охрана коммерческой тайны не связана с какими-либо регистрационными процедурами или уплатой каких-либо пошлин, что делает использование такой формы охраны ценной информации наиболее привлекательной и удобной для лиц, которые по тем или иным причинам не желают использовать другие способы, предусмотренные законодательством, связанные с выполнением различных формальностей и уплатой различных (порой весьма значительных) платежей.
К сожалению, приходится констатировать несогласованность гражданского и трудового законодательства в вопросах имущественной ответственности наемных работников за ущерб, причиненный работодателю разглашением коммерческой тайны. По действующему трудовому законодательству интересы обладателя коммерческой тайны в случае ее нарушения наемным работником, остаются практически незащищенными.
Возможности по охране коммерчески ценной информации, которые предоставляет институт коммерческой тайны, пока еще не получили на практике широкого применения. Практически отсутствует и судебная практика по спорам, связанным с коммерческой тайной. Но, как представляется, со временем коммерческая тайна станет и уже становится неотъемлемым атрибутом российского правового оборота, и возможности, которые она предоставляет, будут широко использоваться отечественными предпринимателями, как это имеет место в странах, где институт коммерческой тайны существует уже много лет.
При рассмотрении проблемы защиты прав обладателя коммерческой тайны были сделаны следующие выводы: Во-первых, коммерческая тайна может быть разглашена работниками обладателя коммерческой тайны или его контрагентами по гражданско-правовым договорам. Во-вторых, третьи лица могут получить коммерческую тайну незаконными способами. В-третьих, коммерческая тайна может незаконно использоваться лицами, получившими ее как на законных, так и незаконных основаниях.
Далее рассматривались способы защиты от разглашения, незаконного получения и незаконного использования информации. Вопросы защиты от разглашения, незаконного получения и незаконного использования информации достаточно полно урегулированы в российском законодательстве. Существует достаточное количество нормативных актов регулирующих отношения в рассматриваемой сфере. Примером таких нормативных актов могут служить Уголовный кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Федеральный закон «О коммерческой тайне» и т.д.
Таким образом, правовой режим коммерческой тайны представляет собой комплекс правовых, организационных, технических и иных принимаемых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране ее конфиденциальности. То есть полностью согласиться с законодателем, определившим данное понятие в Федеральном законе «О коммерческой тайне». В противном случае если, обладатель информации не принимает ни каких мер по ее охране, то информация не представляет никакой ценности для ее обладателя и соответственно не может подпадать под понятие коммерческой тайны, а значит и не могут возникнуть никакие правоотношения по поводу информации между ее обладателем и третьими лицами. То есть можно утверждать, что информация, прежде всего, должна иметь ценность для обладателя информации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Подтверждением установления режима коммерческой тайны могут служить локальные нормативные акты, изданные владельцем информации (приказы, распоряжения, положения и т.д.), а также документы, регулирующие правоотношения владельца информации с третьими лицами
(Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 по делу N А68-2206/2016), а также иные документы, содержащие требования к охране коммерческой тайны.
Подтверждением установления режима коммерческой тайны могут служить локальные нормативные акты, изданные владельцем информации (приказы, распоряжения, положения и т.д.), а также документы, регулирующие правоотношения владельца информации с третьими лицами
(Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 по делу N А68-2206/2016), а также иные документы, содержащие требования к охране коммерческой тайны.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.- 04.08.2014.- № 31.-Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 №51 – ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - №32
Подтверждением установления режима коммерческой тайны могут служить локальные нормативные акты, изданные владельцем информации (приказы, распоряжения, положения и т.д.), а также документы, регулирующие правоотношения владельца информации с третьими лицами
(Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 по делу N А68-2206/2016), а также иные документы, содержащие требования к охране коммерческой тайны.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Российская газета. - №289. - 22.12.2006
- Налоговый кодекс РФ: Ч. 1. № 146-ФЗ от 31 июля 1998.// Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - ст. 3824.
Подтверждением установления режима коммерческой тайны могут служить локальные нормативные акты, изданные владельцем информации (приказы, распоряжения, положения и т.д.), а также документы, регулирующие правоотношения владельца информации с третьими лицами
(Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 по делу N А68-2206/2016), а также иные документы, содержащие требования к охране коммерческой тайны.
- Трудовой Кодекс РФ №197-ФЗ от 30 декабря 2001.// Российская газета. – 2001. - №256. – ст. 712.
Подтверждением установления режима коммерческой тайны могут служить локальные нормативные акты, изданные владельцем информации (приказы, распоряжения, положения и т.д.), а также документы, регулирующие правоотношения владельца информации с третьими лицами
(Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 по делу N А68-2206/2016), а также иные документы, содержащие требования к охране коммерческой тайны.
- Уголовный кодекс РФ №63-ФЗ от 31 июня 1996. // Собрание законодательства. - 1996. - №25. – ст. 2954.
Подтверждением установления режима коммерческой тайны могут служить локальные нормативные акты, изданные владельцем информации (приказы, распоряжения, положения и т.д.), а также документы, регулирующие правоотношения владельца информации с третьими лицами
(Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 по делу N А68-2206/2016), а также иные документы, содержащие требования к охране коммерческой тайны.
- Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» №98-ФЗ от 29 июля 2004 г. // Собрание законодательства РФ. – 2004, - № 32. – ст. 31.
Подтверждением установления режима коммерческой тайны могут служить локальные нормативные акты, изданные владельцем информации (приказы, распоряжения, положения и т.д.), а также документы, регулирующие правоотношения владельца информации с третьими лицами
(Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 по делу N А68-2206/2016), а также иные документы, содержащие требования к охране коммерческой тайны.
- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. - №165. - 29.07.2006
Подтверждением установления режима коммерческой тайны могут служить локальные нормативные акты, изданные владельцем информации (приказы, распоряжения, положения и т.д.), а также документы, регулирующие правоотношения владельца информации с третьими лицами
(Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 по делу N А68-2206/2016), а также иные документы, содержащие требования к охране коммерческой тайны.
- Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» № 188 от 6 марта 1997. // Собрание законодательства РФ 1997. - № 10. - Cт. 1127.
Подтверждением установления режима коммерческой тайны могут служить локальные нормативные акты, изданные владельцем информации (приказы, распоряжения, положения и т.д.), а также документы, регулирующие правоотношения владельца информации с третьими лицами
(Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 по делу N А68-2206/2016), а также иные документы, содержащие требования к охране коммерческой тайны.
- Гаврилов Э.П. Защита частным правом секретов производства и информации, составляющей коммерческую тайну // Патенты и лицензии. – 2015. - №4. – 21-24
Подтверждением установления режима коммерческой тайны могут служить локальные нормативные акты, изданные владельцем информации (приказы, распоряжения, положения и т.д.), а также документы, регулирующие правоотношения владельца информации с третьими лицами