Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
Уровень образования административно – управленческого персонала в ООО «Спорт инвентарь плюс» за 2011-2013 гг
Уровень образования |
2011 г |
2012 г |
2013 г |
2013 г к 2011 г |
||||
Чел |
Уд вес % |
Чел |
Уд вес % |
Чел |
Уд вес % |
Чел |
% |
|
Высшее |
10 |
25,0 |
10 |
30,3 |
12 |
35,3 |
+2 |
120,0 |
Неоконченное высшее |
12 |
30,0 |
10 |
30,3 |
8 |
23,5 |
-4 |
66,7 |
Среднетехническое |
11 |
27,5 |
8 |
24,2 |
10 |
29,4 |
-1 |
90,9 |
Среднеспециальное |
7 |
17,5 |
5 |
15,2 |
4 |
11,8 |
-3 |
57,1 |
Управленческие работники - всего |
40 |
100 |
33 |
100 |
34 |
100 |
-6 |
85,0 |
Как следует из данных табл.1 уровень квалификации административно – управленческого персонала предприятия также имеет тенденцию к росту о чем свидетельствует рос численности сотрудников с высшим образованием на 2 человека и сокращение численности сотрудников со среднетехническим и среднеспециальным образованием соответственно на 1 и 3 человека.
Стаж работы и возраст в значительной степени оказывает влияние на квалификационный уровень работников. Поэтому в ходе анализа необходимо рассмотреть эти показатели. Данные для анализа динамики структуры трудового коллектива в зависимости от стажа работы в ООО «Спорт инвентарь плюс» на начало 2013 года представлены в таблице 2.
Таблица 2
Средний стаж работников ООО «Спорт инвентарь плюс» на начало 2013 года
Стаж работы, лет |
Менее 1 года |
От 1 года до 5 лет |
От 5 до 10 лет |
От 10 до 15 лет |
От 15 до 20 лет |
Свыше 20 лет |
Итого |
Численность, чел |
2 |
23 |
55 |
29 |
7 |
5 |
121 |
Удельный вес, % |
1,7 |
19,0 |
45,5 |
24,0 |
5,7 |
4,1 |
100,0 |
Как следует из данных табл. 2 большинство работников ООО «Спорт инвентарь плюс» имеют стаж работы от 5 до 10 лет – 45,5%, 24% сотрудников предприятия имеют стаж работ от 10 до 15 лет, 19% - от года до 5 лет, 5,7% - от 15 до 20 лет, 4,1% (5 человек) работают больше 20 лет, а 1,7% (2 человека) менее года (стажеры).
Данные для анализа возрастного состава работников ООО «Спорт инвентарь плюс» на начало 2013 года представлены в таблице 3.
Таблица 3
Возрастной состав работников ООО «Спорт инвентарь плюс» на начало 2013 года
Средний возраст, лет |
18-20 лет |
20-25 лет |
25-30 лет |
30-35 лет |
40-45 лет |
Старше 45 лет |
Итого |
Численность, чел |
2 |
23 |
55 |
29 |
7 |
5 |
121 |
Удельный вес, % |
1,7 |
19,0 |
45,5 |
24,0 |
5,7 |
4,1 |
100,0 |
Как следует из данных табл. 3 персонал компании молодой: сотрудники в возрасте 25-30 лет составляют 45,5% всего трудового коллектива предприятия, в возрасте 30-35 лет – 24%, 20-25 лет – 19%, 18-20 лет – 1,7%, 40-45 лет – 5,7%, старше 45 лет – 4,1%.
Таким образом, на основании проведенного анализа состава и структуры трудового коллектива ООО «Спорт инвентарь плюс» можно сделать вывод о том, что персонал предприятия высококвалифицированный, с высоким уровнем образования, опытом работы, молодой. Такие работники обычно легче обучаемы, более инициативны. В то же время при работе с данной категорией персонала существуют определенные трудности, так как у молодых людей может еще не сформироваться представление о желаемом месте работы и профессии. Их взгляды могут меняться, часто в это время меняется и образ жизни, и место работы.
Данные, характеризующие динамику трудового коллектива на предприятии отражены в таблице 4.
Таблица 2.4
Динамика трудового коллектива ООО «Спорт инвентарь плюс» за 2011-2013 гг.
Показатели |
2011 г |
2012 г |
2013 г |
2013 г к 2011 г |
|
Абс. прирост |
% |
||||
Численность персонала – всего, на начало года, чел |
134 |
130 |
124 |
-10 |
92,5 |
Принято работников в текущем году, чел |
10 |
9 |
5 |
-5 |
50,0 |
Коэффициент приема кадров, % |
7,7 |
7,3 |
4,1 |
-3,6 |
53,2 |
Выбыло работников в текущем году, чел |
14 |
15 |
8 |
-6 |
57,1 |
В том числе по собственному желанию |
10 |
12 |
6 |
-4 |
60,0 |
Коэффициент выбытия кадров, % |
10,8 |
12,1 |
6,6 |
-4,2 |
61,1 |
Коэффициент общего оборота, % |
18,5 |
19,4 |
10,7 |
-7,8 |
57,8 |
Коэффициент замещения рабочей силы, % |
71,4 |
60,0 |
62,5 |
-8,9 |
87,5 |
Коэффициент текучести кадров, % |
7,7 |
9,7 |
5,0 |
-2,7 |
64,9 |
Численность персонала на конец года – всего, чел |
130 |
124 |
121 |
-9 |
93,1 |
На основании данных табл.4 можно сделать вывод о динамике трудового коллектива предприятия.
Снижение количества принимаемых работников за анализируемый период на 5 человек и значения коэффициента приема кадров на 3,6 процентных пункта свидетельствует о том, что предприятие сформировало трудовой коллектив и в настоящее время не нуждается в дополнительных трудовых ресурсах
Как положительный факт в деятельности предприятия следует отметить снижение количества выбывших работников по всем основаниям на 6 человек, в том числе по собственному желанию – на 4 человека и значения коэффициента выбытия кадров на 4,2 процентных пункта, что свидетельствует о повышении престижности и материальной заинтересованности сотрудников предприятия в сохранении своих рабочих мест.
Положительно характеризуется и снижение значения коэффициента текучести кадров на предприятии на 2,7 процентных пункта или на 35,1%, что также свидетельствует о повышении стабильности трудового коллектива предприятия.
Снижение коэффициента замещения трудовых ресурсов на 8,9 процентных пункта или на 12,5%, свидетельствует о снижении восполнения трудовых ресурсов, что также нельзя признать как положительную тенденцию.
В связи с этим организация кадровой работы в ООО «Спорт инвентарь плюс» требует совершенствования.
Таблица 5
PEST-анализ ООО «Спорт инвентарь плюс»
Группа факторов |
Фактор |
Описание |
---|---|---|
(P)Политическая среда |
Законодательство |
За прошедший и текущий год законодательная база претерпела ряд существенных изменений, в результате чего существенно изменились условия работы для субъектов хозяйствования. Самыми важными и существенными из них, напрямую касающиеся рассматриваемого бизнеса, стоит считать следующие:
|
Регулирование и ограничения международной торговли |
Членство в WTO является сдерживающим фактором для каких-либо радикальных изменений, поэтому существенных изменений не ожидается. Для рассматриваемого бизнеса также изменений не предполагается |
|
Государственное регулирование конкуренции |
В рассматриваемой отрасли государственное регулирование не осуществляется |
|
(E)Экономическая факторы |
Экономический рост |
Предположительно, нижнюю точку падения экономика уже прошла. Таким образом, можно прогнозировать поступательный рост спроса на оказываемые услуги в течение ближайших 3-5 лет. Это означает, что вход на рынок в данный момент и постепенное расширение своего присутствия является крайне благоприятным |
Процентные ставки и кредитно-денежная политика |
Правительство традиционно сдерживает инфляционные процессы за счет поддержания высоких процентных ставок, периодически «отсасывая» с рынка избыточную денежную массу. |
|
Налогообложение и Налоговый Кодекс |
Радикальные изменения, которые произошли в политике налогообложения, позволяет считать, что в течение 2015 года налоговое законодательство будет подвергнуто ряду доработок и изменений в рамках модели, предложенной в Налоговом Кодексе. Данный фактор является существенным и наиболее неопределенным для оценки рисков |
|
(S) |
Образование |
Общая тенденция к снижению уровня образования в стране, позволяет прогнозировать появление устойчивого спроса на квалифицированных специалистов и услуги организаций, предоставляющих консалтинговые услуги на контрактной основе. |
Демографические показатели |
Рост числа людей пенсионного и предпенсионного возраста, сокращение численности населения предположительно вынудит государство к увеличению налогового давления на заработную плату. |
|
Распределение доходов |
Высокий уровень коррупции, Налоговый Кодекс, увеличивший давление на малый и средний бизнес может привести к серьезному расслоению бизнес-структур, появлению процессов слияния и концентрации. |
|
(T)Технологические факторы |
Динамика развития информационных технологий |
Развитие информационных технологий и все большая их доступность предполагают неизбежное усложнение процессов их эффективного применения. Соответственно, появление спроса на специалистов, способных организовать эффективное их использование в рамках действующего бизнеса. В сочетании с факторами, которые были описаны ранее, данная тенденция имеет долгосрочный тренд и является благоприятной. |
Сильные и слабые стороны персонала предприятия по результатам SWOT-анализа определяют условия его успешного функционирования. Поэтому, на заключительном этапе анализа системы управления персоналом организации необходимо сделать оценку его факторов. Результаты оценки отображаются в профиле оценки персонала предприятия (см. табл. 6).
Оценка фактора системы управления персоналом в графе 1 свидетельствует о сильной стороне системы управления персоналом предприятия (лидирующее положение на соответствующем сегменте рынка), оценка в графе 2 - о состоянии преимущественно положительном (стабильные положительные показатели работы производственной деятельности), оценка в графе 3 - о показателях деятельности персонала, соответствующих отраслевым стандартам (устойчивое положение в рыночном сегменте), оценка в графе 4 свидетельствует о том, что показатели производственной деятельности персонала ниже среднего (требуется улучшение позиций на рынке), а оценка в графе 5 - о неудовлетворительных показателях производственной деятельности персонала организации и, соответственно, о необходимости неотложных мер по решительному улучшению системы управления персоналом организации. Соответственно, оценки в графах 1 и 2 показывают сильные стороны системы управления персоналом организации, а оценки в графах 4 и 5 - слабые. Графа 3 демонстрирует средние оценки, которые, тем не менее, можно рассматривать в качестве вектора возможной оптимизации.
Таким образом, на основании данного профиля мы сможем разработать предложения по совершенствованию стратегии управления персоналом ООО «Спорт инвентарь плюс».
Таблица 6
Профиль SWOT-анализа факторов системы управления персоналом ООО «Спорт инвентарь плюс»
Факторы оценки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Организация и управление |
|||||
1. Скорость реакции управления на изменения во внешней среде |
+ |
||||
2. Четкость разделения полномочий и функций |
+ |
||||
3. Качество используемой в управлении информации |
+ |
||||
4. Степень гибкости организационной структуры управления |
+ |
||||
5.Уровень коммуникационных связей на предприятии |
+ |
||||
Персонал |
|||||
1. Численность персонала |
+ |
||||
2.Уровень квалификации производственного персонала |
+ |
||||
3. Расходы по подготовке и переподготовке персонала |
+ |
||||
4. Средняя заработная плата |
+ |
||||
5. Уровень текучести кадров |
+ |
||||
6. Уровень мотивированности персонала |
+ |
||||
Итого: |
4 |
1 |
3 |
2 |
0 |
На основании таблицы 6 и полученных ранее данных составляем перечень фактических сильных и слабых сторон предприятия:
Таблица 7
Перечень сильных и слабых сторон системы управления персоналом ООО «Спорт инвентарь плюс»
Факторы |
Сильные стороны |
Перспективные / Слабые стороны |
Организация и управление |
Четкость разделения полномочий и функций |
Скорость реакции управления на изменения во внешней среде |
Качество используемой в управлении информации |
Гибкость организационной структуры управления |
|
Уровень коммуникационных связей на предприятии |
||
Персонал |
Высокая квалификация персонала |
Расходы по подготовке и переподготовке персонала |
Персонал |
Сравнительно высокая мотивация персонала |
Недостаточная численность персонала |
Уровень заработной платы ниже среднего |
||
Итого: |
6 |
5 |
Из данных табл. 7 видно, что сильных сторон больше и их степень влияния на предприятие значительнее, но нельзя упускать из виду слабые стороны.
Так, в частности, к наиболее сильным сторонам ООО «Спорт инвентарь плюс» относятся следующие:
- Чёткость разделения полномочий и функций персонала на предприятии;
- Высокое качество используемой в управлении персоналом информации;
Информация, предложенная в этих документах значительно облегчает вхождение новичка в столь обширную структуру, как холдинг.
Обычно, действия, предложенные в плане по адаптации, рассчитаны на год. Это нормальный срок, чтобы человек привык к организации, стал ее частью. А что же дальше? А дальше жизнь, как известно, продолжается. Было бы нелогично, приложив столько усилий по введению сотрудника в жизнь компании, через год оставить его наедине с собой. Наступает следующий этап, постадаптация. Постадаптация сотрудников проходит практически постоянно, пока человек трудится в компании. Процесс адаптации плавно перетекает в процедуру аттестации.
Разрабатывая систему адаптации, надо придерживаться комплексного подхода, не забывая о том, что адаптация - составляющая часть системы управления персоналом. Тем не менее, какие еще методы могут помогать в процессе идентификации сотрудника со своей компанией?
Адаптация сотрудников в ООО «Спорт инвентарь плюс» строится в соответствии «Положения об адаптации работников».
При приеме на работу менеджер по персоналу рассказывает новому сотруднику о миссии, целях и ценностях компании, о ее истории, традициях, корпоративной культуре и, самое важное, знакомит с должностной инструкцией. Он также знакомит новичка с политикой компании в области привлечения персонала, системе обучения, режиме работы, системе стимулирования (форма оплаты труда, премирование, льготы) и т.д. На этом этапе проводится экскурсия по предприятию, а также можно предоставить для ознакомления рекламные материалы, рассказывающие о деятельности компании. Первый рабочий день - один из самых важных и ответственных моментов в процессе адаптации в ООО «Спорт инвентарь плюс». Первое впечатление часто оказывается самым сильным, поэтому желательно, чтобы оно было благоприятным. Лучше если этот день придется на начало рабочей недели, когда все сотрудники приходят отдохнувшими и в хорошем настроении. Рабочее место для нового сотрудника лучше подготовить заранее, так же как и материалы для инструктажа. Желательно заранее разработать ритуал вхождения в коллектив нового сотрудника. По очереди представить нового сотрудника коллегам, вкратце рассказать о распределении функций в подразделении.
Следующий шаг - ознакомление с непосредственными обязанностями:
Ответственность за этот этап адаптации лежит на непосредственном руководителе нового сотрудника. Он знакомит новичка с функциями подразделения, направлениями деятельности, его рабочими обязанностями, правилами внутреннего распорядка, правилами ведения отчетности.
Далее, подключение к работе под руководством наставника:
Адаптационный процесс проходит гораздо эффективнее, если новый сотрудник прикрепляется к более опытному сотруднику, который может оказать ему непосредственную помощь в работе и рассказать о неформальных правилах поведения, принятых в подразделении. На этом этапе проводится инструктаж по пользованию оборудованием и по технике безопасности. В обязанности наставника также входит периодический мониторинг работы нового сотрудника.
Если на работу принимается целая группа новых сотрудников,