Файл: "Профессиональное выгорание".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 872

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные тестирования по методике-опроснику К.Леонгарда-Смишека свидетельствуют о преобладании представителей гипертимной, демонстративной и эмотивной акцентуаций (Таблица 1).

Таблица 1

Распределение акцентуаций характера в группе испытуемых (в %)

Гип.

Застр.

Эмот.

Пед.

Тр.

Цикл.

Дем.

Возб.

Дист.

Экз.

83,3

3,3

28,3

-

-

10

60

3,3

1,7

3,3

Люди с гипертимным типом акцентуации характеризуются как общительные, энергичные, инициативные люди, хорошие собеседники. Для них характерно повышенное настроение, оптимизм.

Демонстративный тип характеризуется эмоциональностью, яркостью выражения чувств раскованностью, способностью увлечь. Люди демонстративного типа стремятся всегда быть в центре внимания, лидировать во всем. Вместе с тем при выполнении монотонной однообразной работы наблюдается быстрая истощаемость. Среди негативных черт - способность увиливать от решения неотложных проблем, уходить в болезнь.

Представители эмотивного типа противоестественно чувствительны и впечатлительны, не допускают полутона в эмоциях и чувствах. Отмечается эмоциональная выразительность оценок и действий, работа на «износ», а также несдержанность чувств, гневливость или слезливость, эгоизм. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам».

Распределение акцентуаций характера в группах с различными уровнями развития ФЭВ показано в таблице 2.

Таблица 2

Распределение акцентуаций характера

в группах с различными уровнями развития ФЭВ (в %)

Уровень развития ФЭВ

Акцентуации характера

Гип.

Застр.

Эмот.

Цикл.

Дем.

Возб.

Дист.

Экз.

Низкий

96,0

-

4,0

-

64,0

4,0

-

-

Умеренный

81,8

-

28,0

16,0

52,0

4,0

-

-

Высокий

50,0

20,0

90,0

8,0

40,0

-

10,0

20,0


Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. Интернальность (готовность находить выход в безвыходных ситуациях) считается основным фактором, помогающим человеку выжить. Она не зависит от возраста, но всегда характерна для личностно зрелых людей.

Результаты определения уровня субъективного контроля представлены в таблице 3.

Таблица 3

Средние показатели уровня субъективного контроля преподавателей

с различным уровнем развития ФЭВ

шкала интернальности

уровень развития ФЭВ

низкий

средний

высокий

И общая

7,6

6,0

4,3

И достижений

8,1

6,0

4,9

И неудач

6,5

5,0

5,0

И семейных отношений

7,3

6,8

5,2

И производственных отношений

7,0

6,0

4,2

И межличностных отношений

7,3

6,8

6,3

И здоровья

5,6

4,2

4,0

Исследование корреляционных связей показателей акцентуаций характера, уровня субъективного контроля с показателями симптомов ФЭВ на основе расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволило обнаружить достоверно значимые корреляции (таблица 4).

Таблица 4

Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с индивидуально-психологическими особенностями преподавателей ТГУ им.Державина

Застр., ригидн.

Эмотив., лабильн

Циклот.

Интернальн. общая

Интернальн. в области достижений

Интернальн. в области неудач

Интернальн. в области семейных отношений

Интернальн. - в области произв. отношений

Интернальн в области межличн. отношений

Интернальн. в области здоровья

Пережив. психотр. обстоят.

-

0,452 при p≤0,01

0,393 при p≤0,01

-0,584

при p≤0,01

-0,559

при p≤0,01

-0,297

при p≤0,05

-0,320

при p≤0,05

-0,287

при p≤0,05

-

-0,292

при p≤0,05

Неудовл. собой

-

0,451 при p≤0,01

-

-0,507

при p≤0,01

-0,524 при p≤0,01

-0,294

при p≤0,05

-

-0,487

при p≤0,01

-

-0,390

при p≤0,01

Загнан.

в клетку

-

0,406 при p≤0,01

-

-0,545

при p≤0,01

-0,500

при p≤0,01

-

-0,404

при p≤0,01

-0,374

при p≤0,01

-

-0,444

при p≤0,01

Тревога и депрессия

-

0,372 при p≤0,01

-

-0,547 при p≤0,01

-0,534 при p≤0,01

-0,278

при p≤0,05

-0,285

при p≤0,05

-0,464

при p≤0,01

-0,266

при p≤0,05

-

Неадекв. избир. эмоц. реагир

-

0,407 при p≤0,01

0,279 при p≤0,05

-0,449

при p≤0,01

-0,451

при p≤0,01

-

-0,345

при p≤0,01

-0,397

при p≤0,01

-

-

Эмоц.-нравств. дезориентация

-

-

-

-0,453

при p≤0,01

-0,364

при p≤0,01

-

-0,336

при p≤0,01

-0,426

при p≤0,01

-0,295

при p≤0,05

-

Расширение сферы экономии эмоций

-

0,334 при p≤0,01

-

-0,534

при p≤0,01

-0,559

при p≤0,01

-0,324

при p≤0,05

-0,280

при p≤0,05

-

-

-

Редукция профес. обязан

0,277 при p≤0,05

0,484

при p≤0,01

0,268 при p≤0,05

-0,491

при p≤0,01

-0,521

при p≤0,01

-

-

-0,412

при p≤0,01

-0,352

при p≤0,01

-

Эмоц. дефицит

-

0,411 при p≤0,01

-

-0,612

при p≤0,01

-0,545

при p≤0,01

-0,340

при p≤0,05

-0,465

при p≤0,01

-0,458

при p≤0,01

-0,307

при p≤0,05

-0,475

при p≤0,01

Эмоц.

отстран.

-

0,304 при p≤0,05

-

-0,628

при p≤0,01

-0,478

при p≤0,01

-0,305

при p≤0,05

-

-0,664

при p≤0,01

-0,329

при p≤0,05

-

Личн. отстран.

0,314 при p≤0,05

0,519 при p≤0,01

0,320 при p≤0,05

-0,539 p≤0,01

-0,442

при p≤0,01

-

-0,288

при p≤0,05

-0,414

при p≤0,01

-

-

Психосом и психовег. нарушен.

0,372 при p≤0,01

0,555 при p≤0,01

0,339 при p≤0,01

0,464

при p≤0,01

-0,409

при p≤0,01

-0,305

при p≤0,05

-

-0,374

при p≤0,01

-

-0,261

при p≤0,05


Анализ результатов проведенного исследования показал следующее. Симптомы «неудовлетворенности собой», «тревоги и депрессии» у большинства педагогов (73,3% и 86,7% соответственно) не сформировались. Это свидетельствует о том, преподаватели не испытывает недовольства собой в профессии. Симптом «загнанности в клетку» у 85% респондентов также не сложился, что свидетельствует об интеллектуально-эмоциональной стабильности педагогов.

Несформированность у 73,3% педагогов симптома «расширения сферы экономии эмоций» говорит об открытости в общении вне профессиональной области (с родными, друзьями).

У 61,7% сотрудников не выражен симптом «редукции профессиональных обязанностей», что говорит о том, что они не уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей, не испытывают эмоционального напряжения от их исполнения.

Вместе с тем, около 17% педагогов подвержены эмоциональному выгоранию. Доминирующими симптомами в синдроме эмоционального выгорания являются «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «переживание психотравмирующих обстоятельств», «эмоциональный дефицит».

Сложившийся симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» свидетельствует о том, что респонденты ограничивают эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. При этом эмоциональное состояние влияет на результаты работы.

Переживание психотравмирующих обстоятельств подавляющим большинством «выгоревших» свидетельствует о негативном влиянии складывающихся условиях деятельности и общения в ходе работы (чрезмерный уровень напряжения и объем работы, физическое измеможение и недостаток сна, эмоциональная насыщенность и сложность коммуникации, психологически трудный контингент).

Выраженный эмоциональный дефицит проявляется в неспособности преподавателей в сопереживать своим коллегам по работе, они не всегда могут, а иногда попросту не желают войти в их положение. Большинство сотрудников с высоким уровнем развития ФЭВ практически полностью исключили эмоции из профессиональной деятельности. Ни позитивные, ни негативные обстоятельства по большей части не вызывают эмоционального отклика.

Основной индивидуально-психологической характеристикой, способствующей возникновению и развитию ФЭВ, является определенный тип акцентуации характера.

Необходимо отметить, что эмотивный тип акцентуации характера имеют 28,3% сотрудников, том числе 8 испытуемых из 10, имеющих высокий уровень эмоционального выгорания. Таким образом, процентное отношение испытуемых эмотивной акцентуации характера к «выгоревшим» равно 80.


Сотрудники с выраженной эмотивной акцентуацией предпочитают общение в узком кругу тех, с кем установлены хорошие контакты. У них наблюдается «застревание» на обидах.

Уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности.

Необходимо отметить, что показатели интернальности в группе педагогов с высоким уровнем развития ФЭВ существенно ниже показателей интернальности у педагогов, не подверженных «эмоциональному выгоранию».

У «выгоревших» педагогов отмечается низкий показатель интернальности по таким шкалам как «интернальность в области производственных отношений» (4,2), «общая интернальность» (4,3), «интернальность в области достижений» (4,9).

Показатели по этим шкалам значительно выше у сотрудников, не подверженных эмоциональному выгоранию: «интернальность в области производственных отношений» (7,0), «общая интернальность» (7,6), «интернальность в области достижений» (8,1).

Показатели интернальности у группы «выгоревших» приближены к группе со средним уровнем развития ФЭВ по показателю «интернальность в области неудач».

Вместе с тем, уровень интернальности в области здоровья у преподавателей ТГУ им. Державина значительно ниже показателей по иным шкалам вне зависимости от уровня развития ФЭВ.

Анализ корреляционных связей при расчете коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволяет сделать вывод о наличии достоверно значимых положительных корреляций между:

- симптомами «эмоционального выгорания»: редукция профессиональных обязанностей (0,277 при p≤0,05), личностная отстраненность (0,314 при p≤0,05), психосоматические и психовегетативные нарушения (0,372 при p≤0,01) и застревающей акцентуацией;

- всеми симптомами «эмоционального выгорания» и эмотивной акцентуацией, за исключением симптома «эмоционально-нравственная дезориентация»;

- переживанием психотравмирующих обстоятельств (0,393 при p≤0,01), неадекватным избирательным эмоциональным реагированием (0,279 при p≤0,05), редукцией профессиональных обязанностей (0,268 при p≤0,05), личностной отстраненностью (0,320 при p≤0,05), психосоматическими и психовегетативными нарушениями (0,339 при p≤0,01) и циклотимичной акцентуацией.

Показатели всех симптомов «эмоционального выгорания» имеют отрицательные корреляционные связи с показателями общей интернальности и интернальности в области достижений с доверительной вероятностью при p≤0,01.


Показатели таких симптомов «эмоционального выгорания» как: переживание психотравмирующих обстоятельств (-0,297), неудовлетворенность собой (-0,294), тревога и депрессия (-0,298), расширение сферы экономии эмоций (-0,324), эмоциональный дефицит (-0,340), эмоциональная отстраненность (-0,305), психосоматические и психовегетативные нарушения (-0,305) отрицательно коррелируют с показателями интернальности в области неудач с доверительной вероятностью при p≤0,05.

Показатели симптомов «эмоционального выгорания»: переживание психотравмирующих обстоятельств (-0,320 при p≤0,05), загнанность в клетку (-0,404 при p≤0,01), тревога и депрессия (-0,285 при p≤0,05), неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (-0,345 при p≤0,01), эмоционально-нравственная дезориентация (-0,336 при p≤0,01), расширение сферы экономии эмоций (-0,280 при p≤0,05), эмоциональный дефицит (-0,465 при p≤0,01), личностная отстраненность (-0,288 при p≤0,05) отрицательно коррелируют с показателями интернальности в области семейных отношений.

Показателями почти всех симптомов «эмоционального выгорания» отрицательно коррелируют с показатели интернальности в области производственных отношений (коэффициент корреляции соответственно последовательности симптомов): -0,287 при p≤0,05; -0,487 при p≤0,01; -0,374 при p≤0,01; -0,464 при p≤0,01; -0,397 при p≤0,01; -0,426 при p≤0,01; -0,412 при p≤0,01; -0,458 при p≤0,01; -0,664 при p≤0,01;-0,414 при p≤0,01; -0,374 при p≤0,01. Исключение составляет симптом «расширение сферы экономии эмоций».

Показатели симптомов «эмоционального выгорания»: тревога и депрессия (-0,266 при p≤0,05), эмоционально-нравственная дезориентация (-0,295 при p≤0,05), редукция профессиональных обязанностей (-0,352 при p≤0,01), эмоциональный дефицит (-0,307 при p≤0,05), эмоциональная отстраненность (-0,329 при p≤0,05) имеют значимые отрицательные корреляционные связи с показатели интернальности в области межличностных отношений.

Отрицательные корреляционные связи имеют показатели симптомов «эмоционального выгорания»: переживание психотравмирующих обстоятельств (-0,292 при p≤0,05), неудовлетворенность собой (-0,390 при p≤0,01), загнанность в клетку (-0,390 при p≤0,01), эмоциональный дефицит (-0,475 при p≤0,01), психосоматические и психовегетативные нарушения (-0,261 при p≤0,05) с показателями интернальности в области здоровья.

Доказано, что люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Экспериментально показано, что внутренний локус контроля является социально одобряемой ценностью (идеальному Я всегда приписывается интернальный локус контроля).