Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 881
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы эмоционального выгорания
1.1 Общая характеристика синдрома эмоционального выгорания
1.2 Модели эмоционального выгорания
1.3 Факторы и симптомы эмоционального выгорания
2.1. Описание выборки и методов исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Методические рекомендации для профилактики синдрома эмоционального выгорания
г) симптом «тревоги и депрессии». Чувство неудовлетворенности собой и работой порождает мощное энергетическое напряжение в форме переживания ситуационной и личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии. Этот симптом является крайней точкой развития эмоционального выгорания в данной фазе стресса.
Резистенции. Выделение этой фазы в самостоятельную, условно, так как фактически сопротивление нарастающему напряжению начинается с момента его появления. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:
а) симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования», который проявляется в ограничении эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов;
б) симптом «эмоционально-нравственной дезориентации», который является продолжением неадекватного реагирования, когда, не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, профессионал защищает свою стратегию, представляя субъектов как недостойных, либо не заслуживающих эмоциональной отдачи;
в) симптом «расширения сферы экономии эмоций», когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области, в общении с родственниками, друзьями и знакомыми;
г) симптом редукции профессиональных обязанностей, который проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, требующие эмоциональных затрат.
Фаза истощения. Характеризуется более или менее выраженным падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме выгорания становится неотъемлемым атрибутом личности. Она проявляется в следующих симптомах:
а) симптом «эмоционального дефицита». Характеризуется ощущением того, что профессионал эмоционально уже не может помогать субъектам своей деятельности, не в состоянии войти в их положение, сочувствовать и сопереживать. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму – все реже проявляются положительные эмоции и все чаще – отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют симптом «эмоционального дефицита»;
б) симптом «эмоциональной отстраненности». Проявляется в том, что специалист почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ни негативные, ни позитивные обстоятельства не вызывают в нем эмоционального отклика. Причем это не дефект эмоциональной сферы, не ригидность, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. В то же время в других сферах он живет полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом эмоционального выгорания. Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения;
в) симптом «личностной отстраненности» или деперсонализации. Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессиональной деятельности. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций. Постепенно изменяются установки, принципы, система ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманный настрой, в крайних формах выливающийся в неврозы и психопатические состояния;
г) симптом психосоматических и психовегетативных нарушений. Проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства – многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях, при этом даже мысли о субъектах деятельности или контактах с ними, могут вызвать плохое настроение, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний. Переход реакций с эмоционального уровня на уровень психосоматики свидетельствует о том, что выгорание как эмоциональная защита самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергетика эмоций перераспределяется между другими подсистемами организма индивида.[14]
Таким образом, В. В. Бойко рассматривает выгорание как процесс, протекающий в соответствии с основными фазами развития стресса, определяющими основную симптоматику каждого этапа развития выгорания. Эмоциональное выгорание определяется им как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключений эмоций или понижения их энергетики в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Из всего рассмотренного материала можно сделать вывод, что эмоциональное выгорание – это синдром, который проявляется в различных сферах психики человека, где главным симптомом является психоэмоциональное истощение, возникающее в результате глубоких моральных и эмоциональных затрат в профессиональной деятельности при длительном его воздействии.
Рассмотрев исследования разных авторов, следует, что причиной «выгорания» является несоответствие внутренних потенциалов требованиям внешней среды. Развиваясь, синдром эмоционального выгорания определяет всю окружающую жизнь человека, все взгляды на жизнь и собственно себя, вовлекая человека в замкнутое пространство отрицательных эмоций.
1.2 Модели эмоционального выгорания
Существует ряд моделей, объясняющий феномен выгорания. В данном разделе мы рассмотрим факторные и процессуальные модели. Факторные модели определяют выгорание как совокупность нескольких взаимосвязанных между собой факторов, или аспектов. В зависимости от числа выделенных составляющих существуют одно-, двух-, трех- и четырехфакторные модели. В связи с тем, что данные модели базируются на модели, предложенной К. Маслач, мы начнем обзор с рассмотрения ее трехфакторной модели.
Трехфакторная модель (К. Маслач и С. Джексон). Согласно данному подходу, психологическое отношение людей к их работе составляет концепцию континуума между негативным опытом выгорания (burnout) и положительным опытом вовлеченности (engagement). Существуют три взаимосвязанных измерения этого континуума: 1) истощение-энергичность, 2) цинизм-вовлеченность и 3) эффективность-неэффективность. Компонент «истощение» представляет собой основной индивидуальный аспект выгорания. Данный аспект связан с чувством перенапряженности и обедненности эмоциональных и физических ресурсов. Компонент цинизм (или обезличивание, деперсонализация) представляет собой межличностный аспект выгорания и может проявляться негативными, черствыми ответами на различные аспекты работы. Компонент неэффективность (или редукция достижений) является самооценочным аспектом выгорания и связан с чувством некомпетентности, недостатком достижений и производительности в работе.[15]
Истощение побуждает дистанцироваться эмоционально и когнитивно от своей работы, по-видимому, как способ справиться с перегруженностью работы. Цинизм (или деперсонализация) – это попытка создать дистанцию между собой и различными аспектами работы, непосредственная реакция на истощение. Обнаружена сильная зависимость между истощением и цинизмом последовательно в исследованиях эмоционального выгорания, в широком диапазоне организационных и профессиональных условий.[16] Третье измерение снижения эффективности находится в более сложных отношениях к первым двум измерениям: оно может быть непосредственно связанным с ними или независимым.
Вышеописанные измерения оцениваются с помощью «Опросника выгорания Маслач» (Maslach Burnout Inventory, MBI), который считается стандартизированным инструментом исследования в этой области. MBI первоначально разрабатывалась для изучения людей, работающих в сфере услуг и здравоохранения; модифицированная версия была разработана для людей, задействованных в образовательных учреждениях.[17]
Однофакторная модель (Pines, Aronson). В соответствии с авторами, выгорание – «... это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, вызванное долгосрочным пребыванием в ситуациях, которые являются эмоционально требовательными и перегруженными».[18]Истощение рассматривается в качестве основного компонента выгорания, а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием.
Двухфакторная модель (Dierendonck, Schaufeli, Sixma). Авторы полагают, что выгорание включает два аспекта: неспецифический компонент истощения, который связан с соматическими жалобами и психологическим напряжением; а также компонент, который характеризуется отрицательным отношением к своим пациентам (деперсонализация) и к своей производительности на работе (снижение личных достижений)[19]
Четырехфакторная модель. Авторы данной модели выделяют те же три фактора, которые описывает Маслач, но аспект эмоциональное истощение, деперсонализация или личные достижения разделяются на два фактора.
Процессуальные модели рассматривают выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени и имеющий определенные фазы. Возрастание эмоционального напряжения способствует формированию негативных установок по отношению к клиентам, а также по отношению к личным достижениям.
В качестве примера процессуальной модели может быть рассмотрена модель, разработанная Дж. Гринбергом. Автор выделил следующие фазы выгорания.
-Первая стадия («медовый месяц»). Человек получает удовольствие от своей работы, относится к ней с воодушевлением. Однако когда профессиональные стрессы длятся определенное время, работник становится более пассивным и неудовлетворенным.
-Вторая стадия («недостаток топлива»). На данном этапе возникает истощение, усталость и апатия. Для поддержания прежней эффективности необходима дополнительная внешняя стимуляция. Могут наблюдаться нарушения трудовой дисциплины и отстраненность от профессиональных обязанностей. При высокой внутренней мотивации к работе, человек может сохранять работоспособность за счет собственных ресурсов, но в ущерб здоровью.
-Третья стадия (хронические симптомы). Проявляются физические (предрасположенность к соматическим заболеваниям) и психологические симптомы такие, как раздражительность, подавленность и прочие.
-Четвертая стадия (кризис). На данном этапе появляются хронические заболевания, что может снизить работоспособность или привести к ее утрате. Это приводит к усиливающемуся чувству неудовлетворенности работой и качеством жизни.
- Пятая стадия («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы могут создавать угрозу для жизни человека, а также для продолжения карьеры.[20]
1.3 Факторы и симптомы эмоционального выгорания
Выгорание определяется как синдром, то есть совокупность связанных между собой симптомов. Разными авторами описано множество возможных проявлений профессионального выгорания. Зарубежные авторы рассматривают выгорание как феномен стресса; соответственно, для него характерно ухудшение соматического здоровья: наблюдаются головные боли, желудочно-кишечные расстройства, мышечное напряжение, гипертония, эпизоды простуды и гриппа, а также нарушения сна. Тем не менее, выгорание представляет собой также форму психического дистресса и характеризуется следующими аспектами:
-преобладание дисфорических симптомов таких, как эмоциональное истощение и усталость;
-преобладание психических и поведенческих симптомов, а не физических;
-симптомы, которые связанные с трудовой деятельностью;
-проявление симптомов у «нормальных» людей, которые не страдают предшествующей психопатологией;
-снижение производительности работы в результате негативных установок и поведения.[21]
Т. Кокс и А. Гриффитс на основе анализа данных многочисленных исследований перечислили около 150 симптомов выгорания, которые можно разделить на следующие группы[22]:
- аффективные симптомы: подавленное или нестабильное настроение, плаксивость, эмоциональное истощение, тревога, сниженный эмоциональный контроль, возрастающее напряжение, неопределенные страхи;
- когнитивные симптомы: ощущение безысходности, циничность по отношению к работе, отстраненность в общении с коллегами, клиентами и руководителями;
- физические симптомы: головные боли, нарушения сна, расстройства пищеварения;
- поведенческие симптомы: снижение эффективности, медлительность, прогулы работы, увеличение несчастных случаев на рабочем месте;
- мотивационные симптомы: потеря мотивации на работу, снижение энтузиазма, заинтересованности, появление неудовлетворенности работой.[23]
Для эффективной профилактики и работы с синдромом выгорания необходимо знать причины, способствующие его возникновению и развитию. Проводились исследования, изучающие связь демографических переменных и выгорания, но таких исследований было относительно мало, и результаты не являются стабильными. Так, некоторые исследования демонстрируют отсутствие гендерных различий, [24] другие – более высокий уровень выгорания у мужчин, чем у женщин[25]; или более высокий уровень выгорания у женщин, чем у мужчин.[26]Кроме того, существуют смешанные переменные (например, возраст и опыт работы, пол и род занятий), которые затрудняют интерпретацию демографических результатов.