Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 883
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы эмоционального выгорания
1.1 Общая характеристика синдрома эмоционального выгорания
1.2 Модели эмоционального выгорания
1.3 Факторы и симптомы эмоционального выгорания
2.1. Описание выборки и методов исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Методические рекомендации для профилактики синдрома эмоционального выгорания
Исследователи изучали также некоторые личностные черты в попытке выяснить, какие типы людей могут быть подвержены большему риску развития выгорания. Индивидуальные отличия, такие как низкая выносливость, внешний локус контроля, низкая самооценка, нейротизм и поведение типа «А» связаны с выгоранием. [27]Модель личности «Большая Пятерка»[28] (Big Five) была также протестирована в нескольких исследованиях: исследования показали определенные положительные ассоциации между эмоциональным истощением, обезличиванием или пониженными достижениями и высоким уровнем нейротизма, низким уровнем экстраверсии, добросовестности и открытости. Отрицательная эмоциональность, или негативный аффект также положительно связаны с такими аспектами выгорания, как истощение и деперсонализация, и отрицательно с аспектом личных достижений.
В отличие от относительного недостатка значимых личностных переменных, были выявлены многие организационные факторы риска в исследованиях различных профессий. Эти факторы могут быть обобщены в шести ключевых доменах рабочей обстановки: объем работы, управление, вознаграждение, сообщество, справедливость и ценности.
Объем работы (нагрузка). Широко обсуждался такой источник выгорания, как перегрузка: работа требует от человека превышение его возможностей. Повышенная нагрузка имеет последовательную связь с выгоранием, особенно с истощением.[29]Количественные и качественные перегрузки способствуют истощению, снижая способности людей удовлетворять требованиям работы. Критическая точка возникает, когда люди не в состоянии восстановиться от производственных требований. То есть острая усталость в результате событий, предъявляющих особенно высокие требования на работе, не обязательно приводит к выгоранию, если люди имеют возможность восстановиться в течение спокойных периодов на работе или дома.[30]
Контроль. Karasek и Theorell (1990) подчеркивают важность личного контроля на рабочем месте. Одна из основных проблем контроля возникает, когда люди переживают ролевой конфликт; и многие исследования выгорания обнаружили сильную связь между ролевым конфликтом и истощением .Роль неоднозначности (отсутствие направления в работе) также связана с выгоранием, но не так последовательно, как ролевой конфликт. Напротив, активное участие в принятии решений связано с более высоким уровнем эффективности и более низким уровнем истощения .[31]
Вознаграждение. Результаты различных исследований продемонстрировали, что недостаток вознаграждения увеличивает уязвимость людей к выгоранию. Недостаток признания со стороны клиентов, коллег, внешних заинтересованных сторон обесценивает и работу, и человека ее выполняющую и тесно связан с чувством собственной неэффективности.
Сообщество. Под сообществом понимается качество социального взаимодействия на работе, включая аспекты конфликта, взаимной поддержки, близости и способности работать в команде. Исследования выгорания были сосредоточены в первую очередь на социальной поддержке со стороны руководителей, коллег и членов семьи.[32]Независимо от конкретной формы, установлено, что социальная поддержка связана с более активной вовлеченностью.
Справедливость определяется как степень, в которой решения на работе воспринимаются как справедливые. Соответствующие исследования по процессуальной справедливости показали, что люди больше озабочены справедливостью процесса, чем благоприятным результатом. Данное понятие занимает центральное место в теории справедливости , которая утверждает, что представления о справедливости или несправедливости основаны на определении людей баланса между их вкладом (время, усилия и опыт) и результатом (награды и признание). Это понятие также находит отражение в теории дисбаланса вознаграждения-усилий. Исследование, основанные на этих теоретических основах, показало, что несбалансированные процессы социального обмена является предиктором выгорания (например, Bakker A.B.). Сотрудники, которые воспринимают их руководителей как справедливых и поддерживающих менее восприимчивы к выгоранию и легче принимают крупные организационные изменения .
Ценности. Ценности представляют собой идеалы и мотивы, которые изначально привлекали людей в работе, и таким образом они являются мотивирующей связью между работником и рабочим местом. Исследования показали, что конфликт ценностей связан со всеми тремя измерениями выгорания.
Несоответствие между личностью и работой – проблематичные отношения между человеком и окружающей средой, которые часто описывается в терминах дисбаланса или несоответствия. Например, требования работы превышают способность индивида эффективно справиться с проблемой, или усилия, затраченные на работу, не соразмерны вознаграждению. Maslach и Leiter сформулировали модель выгорания, которая сосредотачивается на степени восприятия несоответствия между индивидуальными аспектами и ключевыми аспектами организационной среды. Модель предполагает, что чем больше воспринимаемое несоответствие, тем больше вероятность выгорания.
Обзор литературы показывает, что на данный момент существуют исследования, изучающие уровни и корреляты эмоционального выгорания педагогов. Однако мы не обнаружили исследований, изучающих выгорание у преподавателей высшей школы.
Исследование, проведенное С. Джексоном и К. Маслач продемонстрировало, 44% из опрошенных имели высокие показатели эмоционального истощения, измеренного «Опросником выгорания Маслач»[33]По мнению авторов, удовлетворенность работой и выгорание представляют собой различные конструкции. Исследования часто обнаруживают у педагогов высокий балл по различным аспектам выгорания. Тем не менее, когда педагогов опрашивали непосредственно относительно удовлетворенности работой 38% респондентов сообщили о том, что они «очень довольны» преподаванием как карьерой, и 41% – «вполне удовлетворены». [34]
В некоторых исследованиях не установлено, что пол, раса, теоретическая ориентация, семейное положение, и образование педагога связаны с выгоранием,[35]а также исследования этнической принадлежности были затруднены низкой распространенностью педагогов меньшинств.
Характеристика, которая наиболее последовательно связана с выгоранием, – это возраст педагога. Некоторые исследования показали, что более молодые педагоги имеют более высокие уровни выгорания.[36] Возможно, это связано с тем, что начало карьеры является периодом повышенного стресса для педагогов, что может привести к раннему выгоранию. Педагоги, чья рабочая нагрузка отлична (тяжелее или легче) от их идеала также имеют более высокие уровни выгорания. Кроме того, предполагалось, чтобы педагоги, работающие с конкретными группами учащихся (коррекционных), могут быть более восприимчивы к выгоранию. Однако нет исследований, непосредственно изучающих, может ли работа с различными группами учащихся иметь неодинаковое влияние на выгорание.
В раннем исследовании выгорания, Ackerley с соавт. (1988) изучали уровни выгорания у научных сотрудников, практикующих педагогическую деятельность, в основном занятых в частной практике, и обнаружили, что 39,9% респондентов демонстрируют высокие уровни эмоционального истощения и 34,3% респондентов сообщили об обезличивании своих студентов.[37]
В исследовании Vredenburgh и Carlozz установлено, что педагоги, занимающиеся частным обучением, сообщали самые низкие уровни выгорания; в то время как те, кто работает в условиях учебного заведения, сообщили о самых высоких уровнях выгорания. Положительная связь была обнаружена между часами работы в неделю и чувством личного успеха. Наконец, обратная зависимость обнаружена между возрастом и выгоранием, а мужчины испытывали большее обезличивание клиентов, чем женщины.
Экзистенциальный анализ и логотерапия рассматривают синдром выгорания как расстройство, вызванное потерей смысла. Если люди не живут согласно ценностям, в которые они верят, они быстро достигают состояния истощения.
Истощение проявляется во всех трех сферах, описанных Франклом (соматическое, психическое и ноэтическое измерения). Люди ставят под сомнение стоимость жизни, теряют духовную ориентацию, для этого состояния Франкл использует понятие «экзистенциальный вакуум».[38]В связи с тем, что в профессиональном выгорании присутствуют основные симптомы экзистенциального вакуума, – ощущение пустоты и бессмысленности – данный синдром можно рассматривать как особую форму экзистенциального вакуума, в которой доминирует картина истощения. «С точки зрения логотерапии этот феномен можно объяснить дефицитом истинного, экзистенциального смысла. Особенностью экзистенциального смысла является то, что он ведет к переживанию чувства экзистенциальной исполненности. Исполненность – это результат воплощения в жизнь ценностей, которые человек ощущает как свои собственные (ценности Person как противоположность общепринятым и прагматическим ценностям)»[39]
С позиций экзистенциально-аналитической теории мотивации выгорание возникает тогда, когда наблюдается расхождение между субъективной целевой установкой и объективным содержанием занятия человека. Иными словами, человек мотивирован не делом, которым он занимается, а побочными целями. Такими целями могут быть продвижение по карьерной лестнице, влияние, слава, деньги и т.д. При этом собственно объекты деятельности человека по-настоящему не интересуют.[40]
Выгорание также может возникать из-за утраты жизненных ценностей (ценности творчества, ценности переживаний и ценности отношения). Согласно Франклу, как минимум одна из ценностей может быть реализована в любой ситуации. Если удовлетворение какой-то ценности представляется невозможным в конкретной ситуации, важно, чтобы человек мог реализовать другую ценность и открыть для себя смысл ситуации. То есть воплощение экзистенциальных ценностей может выступать защитой от выгорания.
Кроме того, синдром выгорания можно понимать как результат попытки бегства в работу от тревоги, связанной с переживанием экзистенциальных данностей: конечности (смертности), изоляции, свободы и бессмысленности. Столкновение с данностями сопровождается чувством тревоги, тогда человек может выбрать трудоголизм, чтобы отдалиться от экзистенциальных данностей и таким образом избежать переживания тревоги.
Симптомы выгорания выполняют защитную функцию и демонстрируют человеку, что выбранная им установка в профессиональной деятельности не продуктивна. Конечная стадия синдрома выгорания (прекращение активности) понимается как последняя защита личности от дальнейшего разрушения.
В отечественной психологии Н. В. Гришина рассматривает выгорание как особое состояние, являющееся следствием профессиональных стрессов, адекватный анализ которого нуждается в экзистенциальном уровне описания. Эта необходимость обусловлена тем, что развитие данного синдрома затрагивает не только профессиональную сферу, но и другие сферы жизни человека; «болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию»[41]
Подводя итог, феномен выгорания с точки зрения экзистенциального анализа рассматривается как следствие неэкзистенциальных установок (ориентированных на прагматическую цель) по отношению к жизни, утраты жизненных ценностей, а также как результат «бегства» от тревоги при непереносимости столкновения с жизненными данностями.[42]
Выводы по главе 1
Выгорание определяется как синдром, то есть совокупность связанных между собой симптомов. Разными авторами описано множество возможных проявлений профессионального выгорания. Зарубежные авторы рассматривают выгорание как феномен стресса; соответственно, для него характерно ухудшение соматического здоровья: наблюдаются головные боли, желудочно-кишечные расстройства, мышечное напряжение, гипертония, эпизоды простуды и гриппа, а также нарушения сна. Тем не менее, выгорание представляет собой также форму психического дистресса и характеризуется следующими аспектами:
-преобладание дисфорических симптомов таких, как эмоциональное истощение и усталость;
-преобладание психических и поведенческих симптомов, а не физических;
-симптомы, которые связанные с трудовой деятельностью;
-проявление симптомов у «нормальных» людей, которые не страдают предшествующей психопатологией;
-снижение производительности работы в результате негативных установок и поведения.
Подводя итог, феномен выгорания с точки зрения экзистенциального анализа рассматривается как следствие неэкзистенциальных установок (ориентированных на прагматическую цель) по отношению к жизни, утраты жизненных ценностей, а также как результат «бегства» от тревоги при непереносимости столкновения с жизненными данностями