Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 880
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы эмоционального выгорания
1.1 Общая характеристика синдрома эмоционального выгорания
1.2 Модели эмоционального выгорания
1.3 Факторы и симптомы эмоционального выгорания
2.1. Описание выборки и методов исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Методические рекомендации для профилактики синдрома эмоционального выгорания
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что в настоящее время с ускорением темпов жизни все больше людей испытывает на себе эмоциональные перегрузки и страдает от синдрома хронической усталости. Особую психоэмоциональную нагрузку испытывают специалисты, находящиеся в тесном контакте при работе с людьми. Перечисляя представителей таких профессий, прежде всего, хочется отметить преподавателей высших учебных заведений и тех, чья профессиональная деятельность связана с профессиональным типом «человек-человек». Именно эта категория людей больше подвержена риску психоэмоционального перенапряжения и переживанию стрессовых ситуаций. На первое место из указанных расстройств можно поставить синдром эмоционального выгорания, который сказывается негативными последствиями на выполнении своей работы. Профессиональная деятельность педагогов предполагает эмоциональную насыщенность, высокую степень факторов, вызывающих стрессовое состояние и психофизическое истощение. Проведя анализ литературы по данной проблематике, можно сделать вывод, что, несмотря на выраженность выгорания среди представителей профессии «человек-человек», сам вопрос относительно конкретных причин возникновения синдрома эмоционального выгорания изучен недостаточно. Что же касается профилактических мер, которые направлены на минимизации данного синдрома, то в этом аспекте следует подчеркнуть еще меньшую степень исследования проблемы. Что касается степени научной разработанности, вопросами профессионального эмоционального выгорания занимались такие ученые как: В.А. Бодров, В.В. Бойко, М.В. Борисова, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, С. Сиднева. Из западных ученых можно выделить труды С. Джексона, К. Маслач, Г. Фрейденберга. Актуальность и значимость выбранной темы обусловлена сложным характером синдрома эмоционального выгорания, а также большим количеством мнений по причинам и проявлениям данного синдрома. Объект исследования – профессиональная деятельность преподавателей высших учебных заведений. Предмет исследования-факторы эмоционального выгорания у преподавателей высших учебных заведений. Целью работы является: рассмотрение теоретических и практических вопросов эмоционального выгорания у преподавателей высших учебных заведений и предложению мер профилактики данного синдрома. В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
- Охарактеризовать синдром эмоционального выгорания;
- Изучить существующие модели эмоционального выгорания;
- Рассмотреть факторы и симптомы, влияющие на эмоциональное выгорание;
- Провести диагностику эмоционального выгорания у преподавателей ТГУ им. Державина.
- Разработать программу профилактики эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования: формирование синдрома эмоционального выгорания связано с индивидуально-психологическими особенностями преподавателей.
Методы исследования:
I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
II. Эмпирические:
- Методика «Диагностика уровня «эмоционального выгорания» В.В.Бойко;
- Методика определения акцентуации характера К. Леонгарда (в модификации Г.Шмишека);
- Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Е.Ф.Бажина, С.А.Голынкиной, А.М.Эткинда).
III. Методы математико-статистической обработки данных: метод процентного соотношения, метод корреляции по Спирмену.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы эмоционального выгорания
1.1 Общая характеристика синдрома эмоционального выгорания
Современные представления о синдроме выгорания основываются на исследованиях, которые начались в середине 1970-х годов.[1] В настоящее время выгорание признается в качестве потенциальной проблемы в широком диапазоне профессий. Написано множество научных трудов о том, что представляет собой данный синдром и существует постоянное стремление определить эффективные пути решения этого вопроса. Однако данный феномен был определен в качестве проблемы задолго до того, как ему было дано название. Первоначальные исследования выгорания были сосредоточены в США, а затем его изучение постепенно распространилось и на другие англоговорящие страны, такие как Канада и Великобритания. С переводами статей на другие языки, выгорание стали изучать во многих европейских странах и в Израиле. На сегодняшний день исследования выгорания ведутся во многих других странах по всему миру. [2]Также данный феномен является предметом исследования в отечественной психологии.
В 1974 году американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг предложил термин «burnout». Он наблюдал за представителями так называемых помогающих профессий и обнаружил, что после нескольких месяцев добровольной деятельности у этих людей проявляется ряд характерных симптомов (истощение, раздражительность, цинизм и др.), которые автором по контрасту с начальным «эмоциональным горением» были названы «эмоциональным выгоранием».[3] Х. Дж. Фрейденберг определил выгорание как состояние усталости или фрустрации, вызванное преданностью индивида делу или образу жизни, которые не оправдали ожиданий.[4]На русский язык термин «burnout» переводится как эмоциональное или профессиональное выгорание, под которым понимается комплекс психических проблем, связанных с профессиональной деятельностью человека.[5] Разные авторы дали различные определения этого явления и сделали различные предположения о его причинах и последствиях. Важно отметить, что все множество определений было основано на эмпирических описаниях, а не на теоретических моделях. Общим для всех определений было то, что выгорание происходит на индивидуальном уровне; представляет собой внутренний психологический опыт, включающий чувства, отношения, мотивы и ожидания; а также это негативный опыт для человека. [6] Например, S.T. Meier дал следующее определение выгоранию – это «состояние, в котором люди ожидают небольшое вознаграждение и значительное наказание от работы из-за отсутствия ценного подкрепления, контролируемых результатов или личной компетентности».[7]
В иностранной литературе чаще всего выгорание рассматривают как следствие длительного профессионального стресса. Так, К. Маслач с соавторами определяет выгорание как «психологический синдром, возникающий в ответ на хронические межличностные стрессоры на работе».[8] Winstanley и Whittington определяют выгорание как динамический процесс, связанный со стрессом и вызванной сочетанием высокой нагрузки и низких ресурсов преодоления трудностей.[9]
Теоретический интерес к теме выгорания обусловлен практическим запросом. Данный феномен связан с профессиональной деятельностью человека и оказывает негативное влияние на самого человека, на организацию в целом, а также на клиентов и коллег, то есть людей, с которыми работник находится в непосредственном взаимодействии. Первоначально считалось, что выгорание характерно только для специалистов, занятых в сфере услуг и относящихся к помогающим профессиям. Однако постепенно стало ясно, что выгорание также существует вне данной сферы.[10]Например, Pines и Aronson рассматривают выгорание как признак переутомления, который может встречаться в любой профессии, а также вне профессиональной деятельности (например, в работе по дому).[11] В настоящее время большинство специалистов придерживаются трехкомпонентной модели выгорания, разработанной К. Маслач. Согласно этому подходу, синдром выгорания включает в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и снижение личных достижений. Основоположником по изучению «выгорания» в России можно считать В.В Бойко. Он описывает термин «burnout» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций из психотравмирующей ситуации[12].
Есть характеристики различных моделей «сгорания». Такой процесс, как эмоциональное выгорание с одной стороны описывает как положение, которому присущи физическое, умственное и моральное истощение в связи с длительной психологической перегрузкой, а с другой стороны, - как процесс снижения профессиональных возможностей, которые вызваны разными рабочими моментами. К таким людям можно отнести профессии, связанные в работе типом «человек – человек». К ним мы отнесем: преподавателей, военных, социальных и медицинских работников, специалистов по психологии и другие.
Охарактеризовать эмоциональное выгорание, которое представляет собой реакцию на затяжной психологический стресс можно в следующем:
- Снижение умственных возможностей и психологической активности;
- Холодность в общении с близкими и родными людьми;
- Цинизм в общении со всеми участниками профессиональной деятельности:
- Повышается безразличие к профессии и в целом к обязанностям;
- Снижение деловой активности и личных мотиваций;
- Появляется неудовлетворенность результатами работы и ощущения профессиональной непригодности;
- Деструктивная критика результатов профессиональной деятельности и снижение ответственности за нее;
- Агрессия без явных на то причин, ярко выраженное недовольство окружающими и собой;
- Ухудшение состояния здоровья: головные боли, плохой сон и аппетит и снижение качества жизни в целом.
В дальнейшем эти симптомы могут перерастать в психосоматические заболевания. Таким образом, синдром эмоционального или психологического выгорания рассматривается авторами как состояние, где основной причиной является психоэмоциональное истощение в связи с повышенными требованиями к себе в эмоциональной сфере.
Достаточно четкое определение было предложено П. Бриллом. Автор описывает выгорание как дисфункциональное состояние организма, связанное с профессиональной деятельностью, которая имеет две специфические особенности и снижение уровня достижений на работе. При этом главной причиной эмоционального выгорания автор выделяет высокие ожидания, которые нереально выполнить в жизни. В определении П. Брилла особого интереса заслуживают два компонента:
- Наличие дисфорических симптомов, характеризующих, прежде всего эмоциональную сферу;
- Данное определение не допускает возможность выгорания вне профессиональной деятельности и среди лиц, страдающих психическими расстройствами.[13]
Так как «выгорание» затрагивает не только профессиональную сторону человека, а затрагивает еще и саму личность человека, приводя к психической и физической дестабилизации, то есть нельзя быть «выгоревшим» а работе и «нормальным» человеком дома. Именно отсюда существует термин «выгорание личности».
Синдром «эмоционального выгорания» - негативное явление не только для человека, но и для окружающей социальной среды, так как отрицательные последствия несут в себе общественно – опасный потенциал.
Изучив мнения разных авторов, можно прийти к выводу, что не смотря на различиях в определении синдрома «выгорания» есть также и общее, которое затрагивает этиологию и симптоматику синдрома:
- Синдром эмоционального (профессионального) выгорания – это симптомокомплекс, который содержит в себе истощение психоэмоционального характера, отрицательные установки по отношению к коллегам, родным и близким, пациентам, снижение эффективности работы;
- Преобладающим в синдроме является истощение эмоциональных и психологических ресурсов;
- Предпосылкой для эмоционального выгорания является несоответствие внутренних возможностей к предъявляемым условиям труда;
Симптомы эмоционального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые приводят или могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер, и прежде всего эмоциональной. Развитие синдрома «выгорания» можно разделить на стадии, однако, как протекает и проявляется синдром, уже напрямую зависит от индивидуальных характеристик человека, и условий, в которых протекает его профессиональная деятельность.
В. В. Бойко предлагает следующую классификацию симптомов эмоционального выгорания, которая легла в основе его методики определения «выгорания». Изучая указанный синдром, Бойко ссылался на основные стадии стресса, обозначенные Гансом Селье.
- нервное напряжение, которое создают внешние и внутренние факторы деятельности и личности профессионала;
- резистенция, то есть сопротивление, когда человек пытается оградить себя от неприятных впечатлений;
- истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Фаза напряжения – нервное напряжение служит предвестником и запускающим механизмом эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается постоянством или усилением психотравмирующих факторов проявляется в следующих симптомах:
а) симптом «переживания» психотравмирующих обстоятельств. Проявляется в усиливающемся осознании человеком психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудны или вовсе неустранимы. Раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаянье и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений выгорания;
б) симптом неудовлетворенности собой. В результате неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства человек начинает испытывать недовольство собой, избранной профессией;
в) симптом «загнанности в клетку» выступает логическим продолжением развивающегося стресса и проявляется в чувстве безысходности, эмоционального и интеллектуального тупика в связи с невозможностью изменить психотравмирующую ситуацию;