Файл: "Профессиональное выгорание".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 873

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Эмпирическое исследование факторов влияющих на синдром эмоционального выгорания у педагогов высшей школы

2.1. Описание выборки и методов исследования

Целью экспериментального этапа исследования стало выявление взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания с индивидуально-психологическими особенностями преподавателей высшей школы.

В исследовании приняли участие 30 преподавателей ТГУ им. Державина в возрасте от 27 до 55 лет.

Средний возраст испытуемых составил 34,4 года, в том числе в возрасте до 30 лет – 40%, от 31 до 40 лет – 38,3%, старше 41 года – 21,7%. В браке состоят 51,7% опрошенных, не состоят в браке - 23,3%, разведены - 25,0%. 93,5% из числа респондентов, состоящих в браке, и 66,7% преподавателей имеют детей.

Исследование проводилось одним и тем же человеком,  конфиденциально, респонденты были предупреждены о процедуре тестирования заранее. Была организована разовая встреча с преподавателями, тестирование проводилось в групповой форме, в конце рабочей недели в первой половине дня. Все испытуемые были поставлены в равные условия, обеспечено единообразие процедуры тестирования. Респонденты проявили заинтересованность в процессе проведения исследования и его результатах. 

Основные методы, применяемые в процессе исследования, можно объединить в три группы:

1) общенаучные (анализ, синтез, дедукция, индукция) и частнонаучные (формально-логический, сравнительный) методы теоретического изучения литературных источников по рассматриваемой проблеме.

2) диагностический инструментарий представлен следующими методиками:

- методика «Диагностика уровня «эмоционального выгорания» В.В.Бойко, позволяющая диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения».

В фазе напряжения (ФН) выделяют следующие симптомы: «переживание психотравмирующих обстоятельств» (ППО), «неудовлетворенность собой» (НС), «загнанность в клетку» (ЗК), «тревога и депрессия» (ТД). Для фазы резистенции (ФР) характерны симптомы: «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (НИЭР), «эмоционально-нравственная дезориентация» (ЭНД), «расширение сферы экономии эмоций» (РСЭЭ), «редукция профессиональных обязанностей» (РПО).


Фазу истощения (ФИ) составляют симптомы: «эмоциональный дефицит» (ЭД), «эмоциональная отстраненность» (ЭО), «личностная отстраненность (деперсонализация)» (ЛО), «психосоматические и психовегетативные нарушения» (ПСПВ). Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания».

Достоинство данной методики в том, что она дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания», позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания».

- методика определения акцентуации характера К. Леонгарда (в модификации Г.Шмишека), позволяющая выявить доминирующий тип акцентуации характера и определить соответствующие данному типу личностные особенности.

- методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Е.Ф.Бажина, С.А.Голынкиной, А.М.Эткинда).

Методика направлена на оценку уровня субъективного контроля над разнообразными ситуациями, позволяет определить степень ответственности человека за свои поступки и за свою жизнь. Опросник «Уровень субъективного контроля» состоит из 44 предложений-утверждений, касающихся экстернальности-интернальности в области достижений и неудач, в межличностных семейных и производственных отношениях, в отношении здоровья.

Для профессиональной диагностики наиболее информативными являются результаты по шкале интернальности в производственных отношениях. Результаты по другим шкалам дают возможность построить многомерный профиль.

3) Аналитико-интерпретационные методы (количественно-качественный анализ результатов исследования, выявление корреляционных взаимосвязей полученных данных).

Для математико-статистической обработки использовались:

- анализ средних значений;

- метод процентного соотношения;

- анализ ранговой корреляции Спирмена, позволяющий выявить степень связи между симптомами феномена эмоционального выгорания и определенными индивидуально-психологическими характеристиками.

Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS-14.

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

Использование методики диагностики эмоционального выгорания личности В.В.Бойко позволило выявить уровень сформированности каждой из фаз синдрома эмоционального выгорания: напряжения, резистентности, истощения, определить, какие симптомы являются ведущими в рамках каждой фазы и определить общий уровень эмоционального выгорания у преподавателей.


Количественный анализ по каждой из фаз синдрома эмоционального выгорания показал, что фаза напряжения сформировалась у 3,3% , в стадии формирования у 26,7%, не сформировалась у 70% (Рисунок 1).

Нервное (тревожное) напряжение является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания.

Рисунок 1. Сформированность фазы «напряжение» у преподавателей ТГУ

Сложившаяся симптоматика «переживания психотравмирующих обстоятельств» выявлена у 31,7%, складывающаяся – у 18,3%, не сложившаяся - у 50%. Переживание психотравмирующих обстоятельств проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Симптом «неудовлетворенности собой» сложился у 5%, складывается – у 21,7%, не сложился – у 73,3%.

Сложившийся симптом «загнанности в клетку» выявлен у 1,7% сотрудников, складывающийся – у 13,3%, не сложившийся – у 85%.

Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к индивиду часто приходит чувство безысходности. Он пытается что-то изменить, еще и еще раз обдумывает неудовлетворительные аспекты своей деятельности. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объемов. И если она не находит выхода, то человек переживает ощущение «загнанности в клетку».

Симптом «тревоги и депрессии» сложился у 5%, складывается – у 8,3%, не сложился – у 86,7%. Чувство неудовлетворенности деятельностью и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте работы.

Графически сравнительный анализ симптомов фазы «напряжение» представлен на Рисунке 2.

Рисунок 2. Анализ симптомов фазы «напряжение» у преподавателей

Формирование защиты с участием «эмоционального выгорания» происходит на фоне редуцирования профессиональных обязанностей, стремления свести их до необходимого минимума.

Фаза резистенции не сформировалась у 48,3%, в стадии формирования у 35%, сформировалась у 16,7% (Рисунок 3).

Рисунок 3. Сформированность фазы «резистенция» преподавателей


Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.

Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок.

Не сложившаяся симптоматика «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» выявлена у 23,3%, складывающаяся – у 36,7%, сложившаяся – у 40%.

Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» является логическим продолжением неадекватного реагирования в отношениях с деловым партнером. Указанный симптом сложился у 16,7%, складывается – у 21,7%, не сложился – у 61,6%.

Симптом «расширения сферы экономии эмоций» имеет место в тех случаях, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной деятельности - дома, в общении с приятелями и знакомыми. Не сложившаяся симптоматика выявлена у 73,3%, складывающаяся – у 15%, сложившаяся – у 11,7%.

Симптом «редукции профессиональных обязанностей» проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Симптом сложился у 13,3%, складывается – у 25%, не сложился – у 61,7%.

Графически сравнительный анализ симптомов фазы «Резистенция» представлен на Рисунке 4.

Рисунок 4. Анализ симптомов фазы «Резистенция» у преподавателей ТГУ им. Державина

Фаза истощения не сформировалась у 63,4%, в стадии формирования у 28,3%, сформировалась у 8,3% (Рисунок 5).

Рисунок 5. Сформированность фазы «Истощение» у преподавателей ТГУ им. Державина

Симптом «эмоционального дефицита» связан с ощущением невозможности оказания эмоциональной помощи партнерам, соучастия и сопереживания. Не сложившаяся симптоматика выявлена у 43,3%, складывающаяся – у 30%, сложившаяся – у 26,7%.

Симптом «эмоциональной отстраненности» почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас». Симптом сложился у 21,7%, складывается – у 23,3%, не сложился – у 55%.

Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации» проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в сфере общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессиональной деятельности. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. Не сложившаяся симптоматика выявлена у 66,7%, складывающаяся – у 28,8%, сложившаяся – у 5%.


Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» проявляется на уровне физического и психического самочувствия.

Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита - «выгорание» самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.

Симптом сложился у 5%, складывается у 8,3%, не ложился у 86,7%.

Графически сравнительный анализ симптомов фазы «Истощение» представлен на Рисунке 6.

Рисунок 6. Анализ симптомов фазы «Истощение» у преподавателей ТГУ им. Державина

В результате проведенного исследования выделено три уровня развития феномена эмоционального выгорания: низкий уровень (общий балльный показатель менее 69) свидетельствует о несформированности ФЭВ, умеренный (от 40 до 139 баллов) – о его формировании, высокий (свыше 140) – о сформированности ФЭВ (Рисунок 7).

Рисунок 7. Процентное распределение показателя уровня ФЭВ у преподавателей ТГУ им. Державина

Процентное распределение выраженности симптомов эмоционального выгорания показано на рисунке 8.

Рисунок 8. Процентное распределение выраженности симптомов эмоционального выгорания преподавателей ТГУ им. Державина

(ППО – переживание психотравмирующих обстоятельств, НС - неудовлетнворенность собой, ЗК – загнанность в клетку, ТД – тревога и депрессия, НИЭР – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, ЭНД – эмоционально-нравственная дезориентация, РСЭЭ – расширение сферы экономии эмоций, РПО – редукция профессиональных обязанностей, ЭД- эмоциональный дефицит, ЭО – эмоциональная отстраненность, ЛО – личностная отстраненность, ПСПВ – психосоматические и психовегетативные нарушения)

Личностный фактор, являясь ведущим и определяющим в возникновении и развитии феномена эмоционального выгорания, имеет сложную структуру. Базовым компонентом, наряду с когнитивным и поведенческим, является индивидуально-типологический, характеризующийся определенным сочетанием индивидуально-психологических особенностей (психологических свойств, качеств и целостных образований личности), в частности акцентуацией характера и локусом контроля