Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 884
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы эмоционального выгорания
1.1 Общая характеристика синдрома эмоционального выгорания
1.2 Модели эмоционального выгорания
1.3 Факторы и симптомы эмоционального выгорания
2.1. Описание выборки и методов исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Методические рекомендации для профилактики синдрома эмоционального выгорания
2.3 Методические рекомендации для профилактики синдрома эмоционального выгорания
Состояние нормального психического здоровья подразумевает наличие душевного спокойствия и равновесия, а также способность к адаптации и преодолению сложных кризисных ситуаций, владение собой.
В выраженных формах синдром эмоционального выгорания подлежит тщательному и полному врачебному психотерапевтическому лечению.
К сожалению, в некоторых случая синдром эмоционального выгорания заходит настолько далеко, что одним единственным способом лечения его является кардинальная смена профессиональной деятельности, переход на административный труд, или работа, не связанная с людьми.
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что именно поэтому важно применять меры профилактики, предупреждающие выгорание, использовав при этом различные подходы: личностно- ориентированные методики; методы саморегуляции; тренинги; меры, направленные на изменение рабочего окружения и другие.
Синдром выгорания захватывает все аспекты человеческой жизни.
Не смотря на то, что термину «эмоциональное выгорание» больше 30 лет, как он введен в медицинский лексикон, существует много исследований и работ по конкретным стратегиям поведения для предупреждения выгорания. (C.Cherniss, 1980, 1992; S.E. Jackson, 1983; C.Cherniss, S.A.Dantzig, 1986, R Jenkins, 1993, G.A.Roberts, 1997).
Ссылаясь на труды данных ученых, разработаем рекомендации для первичной профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов высшей школы:
Действия по профилактике:
• Избегание предъявления слишком высоких требований к коллегам низшей квалификации;
• Обеспечение равномерного распределения удовлетворяющих заданий между сотрудниками;
• Обучение сотрудников распределению времени и техникам релаксации;
• Модификация работ, вызывающих слишком сильный стресс;
• Поощрение формирования групп поддержки;
• Наличие возможности работы на часть ставки;
• Поощрение сотрудников к участию в принятии решений, влияющих на условия работы.
На сегодняшний день необходимой первоочередной базовой частью профилактики эмоционального выгорания является личностная психологическая подготовка специалистов еще на уровне обучения в ВУЗе. Это не только теоретические основы психологии, а и практическое обучение, которое направлено на развитие стрессоустойчивости в жизни и на рабочем месте.
На данный момент времени существует немало различных методик, тренингов, советов по предупреждению синдрома эмоционального выгорания:
• Повышение коммуникативных умений с помощью активных методов обучения (социально-психологические тренинги, деловые игры);
• Обучение эффективным стилям коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций;
• Тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития, личностного и профессионального роста;
• Антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на личностную коррекцию самооценки, уверенности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии, путём овладения способами саморегуляции и планирования личной и профессиональной карьеры
• Соблюдение режима сна, отдыха и питания;
• Поиск новых интересов, не связанных с профессиональной деятельностью;
• Стремиться и достигать то, к чему хочется;
• Чтение не только профессиональной литературы, но и иной;
• Культурно-развлекательные программы (кино, театры, музеи, выставки);
• Участие в различных семинарах, где есть возможность познакомиться с новыми людьми;
Также одним из эффективных методов профилактики эмоционального выгорания являются заимствованные из Англии тренинговые семинары (Балинтовские группы). Занятия в данной группе помогают обеспечить определенный сдвиг в сознании работника не только в профессиональной деятельности, но и во всех аспектах его жизни.
Как показывают исследования, если активно не вмешиваться в лечение синдрома эмоционального выгорания, то самопроизвольного излечения не будет и лучше уже не станет.
При изучении данного синдрома, ученые не могли не предположить, что существует и полностью противоположный синдром эмоциональному выгоранию, который характеризуется большим вовлечением человека в профессиональную деятельность, энтузиазмом в работе. Кристиной Маслач было предложено понятие «engagemen», в переводе – вовлеченность в работу.
Вопрос взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и его антипода мало изучен в настоящее время, но изучив в дальнейшем данное понятие, оно может послужить одним из эффективных методов профилактики выгорания.
Сама профилактика же выгорания должна осуществляться в следующих направлениях:
• Санпросвет работа о сущности и понятии эмоционального выгорания;
• Создание отдельных комнат отдыха для педагогов в условиях учебного заведения;
• Организовать работу психолога с преподавателями;
• Создание благоприятного психологического климата в коллективе;
• Проводить групповые тренинги, антистрессовые мероприятия;
• По возможности активный отдых с коллективом;
• Обучение методам релаксации – аутогенная тренировка, прогрессивная мышечная релаксация, медитация и др;
• Хобби (спорт, культура и др.)
На данный момент широкое применение в профилактике эмоционального выгорания получил метод образования по обучению личности антистрессовым мероприятиям на рабочем месте. Но минус данного метода в том, что многие не могут применить его на практике, так как их работа требует поведения по специфическому пути.
Также эффективным методом профилактики является использование методов саморегуляции и восстановления себя. Ее можно назвать еще
«техникой безопасности» для человека, который в силу своих профессиональных обязанностей имеет частые и многочисленные контаты с людьми.
Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием с помощью управления дыханием, мышечным тонусом, представления определенных мысленных образов и слов. Все эти составляющие могут быть использованы как по отдельности, так и в различных сочетаниях.
Путем саморегуляции могут достигаться три основных эффекта – это:
1. Успокоение
2. Восстановление
3. Активизация (повышение психофизиологической реактивности)
Опыт работы показывает, что наиболее эффективными являются следующие естественные приемы саморегуляции организма:
• Улыбка, смех, юмор;
• Размышления о приятном, хорошем;
• Рассматривание фотографий с дорогими людьми, определенных цветов, приятных человеку картин;
• Определенная физическая нагрузка (зарядка)
• Прослушивание звуков природы;
• Мысленное «купание» в солнечных лучах или воде;
• Свежий воздух и другие.
Кроме естественных приемов существую и другие способы:
1. Управление собственным дыханием. Является эффективным средством влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Глубокое и медленное дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению. А наоборот частое дыхание способствует поддерживать организм высокой активности и поддержанию нервно- психической напряженности.
2. Управление тонусом мышц и движений. Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Как правило, добиться полноценного расслабления сразу всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.
3. Способы, связанные с взаимодействием словом. Речь идет о процессе самовнушения. Формулировки строятся в виде кратких предложений с позитивной направленностью.
4. Рисование. Здесь важно понимать, что умение рисовать не играет ни какой роли, а важно выразить свои эмоции в абстрактной форме при помощи карандашей, фломастеров, красок.
Также процент выгорания преподавателей на рабочем месте может быть снижен за счет мер, обеспечивающих возможности профессионального роста личности, благоприятного климата в коллективе, за счет повышения личной и групповой мотивации. Руководство учреждения должно четко распределить обязанности и правильно продумать должностные инструкции – это уже один шаг к успеху в борьбе с выгоранием.
В работе по профилактике нервно-психического напряжения на первом месте должна стоять задача укрепления уверенности в успехе в своей профессиональной деятельности.
Основными средствами в профилактике эмоционального выгорания, как отдельного сотрудника, так и коллектива в целом являются психологические тренинги, информирование сотрудников о синдроме, и мер борьбы с ним.
Выводы по главе 2.
Формирование синдрома эмоционального выгорания связано с индивидуально-психологическими особенностями преподавателей.
2. Доминирующими симптомами в синдроме эмоционального выгорания педагогов являются «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «переживание психотравмирующих обстоятельств», «эмоциональный дефицит».
3. Наиболее подвержены эмоциональному выгоранию представители эмотивной акцентуации характера.
4. Экстернальный уровень субъективного контроля определяет процесс развития феномена эмоционального выгорания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность темы работы обуславливается тем, что в настоящее время с ускорением темпов жизни все больше людей испытывает на себе эмоциональные перегрузки и страдает от синдрома хронической усталости. Особую психоэмоциональную нагрузку испытывают специалисты, находящиеся в тесном контакте при работе с людьми. Перечисляя представителей таких профессий, прежде всего, хочется отметить преподавателей высших учебных заведений и тех, чья профессиональная деятельность связана с профессиональным типом «человек-человек». Именно эта категория людей больше подвержена риску психоэмоционального перенапряжения и переживанию стрессовых ситуаций. На первое место из указанных расстройств можно поставить синдром эмоционального выгорания, который сказывается негативными последствиями на выполнении своей работы.
Профессиональная деятельность педагогов предполагает эмоциональную насыщенность, высокую степень факторов, вызывающих стрессовое состояние и психофизическое истощение.
Основоположником по изучению «выгорания» в России можно считать В.В Бойко. Он описывает термин «burnout» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций из психотравмирующей ситуации[43].
Есть характеристики различных моделей «сгорания». Такой процесс, как эмоциональное выгорание с одной стороны описывает как положение, которому присущи физическое, умственное и моральное истощение в связи с длительной психологической перегрузкой, а с другой стороны, - как процесс снижения профессиональных возможностей, которые вызваны разными рабочими моментами. К таким людям можно отнести профессии, связанные в работе типом «человек – человек». К ним мы отнесем: преподавателей, военных, социальных и медицинских работников, специалистов по психологии и другие.
Охарактеризовать эмоциональное выгорание, которое представляет собой реакцию на затяжной психологический стресс можно в следующем:
- Снижение умственных возможностей и психологической активности;
- Холодность в общении с близкими и родными людьми;
- Цинизм в общении со всеми участниками профессиональной деятельности:
- Повышается безразличие к профессии и в целом к обязанностям;
- Снижение деловой активности и личных мотиваций;
- Появляется неудовлетворенность результатами работы и ощущения профессиональной непригодности;
- Деструктивная критика результатов профессиональной деятельности и снижение ответственности за нее;
- Агрессия без явных на то причин, ярко выраженное недовольство окружающими и собой;
- Ухудшение состояния здоровья: головные боли, плохой сон и аппетит и снижение качества жизни в целом.
В дальнейшем эти симптомы могут перерастать в психосоматические заболевания. Таким образом, синдром эмоционального или психологического выгорания рассматривается авторами как состояние, где основной причиной является психоэмоциональное истощение в связи с повышенными требованиями к себе в эмоциональной сфере.
Целью экспериментального этапа исследования стало выявление взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания с индивидуально-психологическими особенностями преподавателей высшей школы.
В исследовании приняли участие 30 преподавателей ТГУ им. Державина в возрасте от 27 до 55 лет.